Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет «услышать» малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность системы государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость…………………………………….4
1.1 Цели и содержание государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость
1.2 Основные методы, формы и виды государственной поддержки малого предпринимательства
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах
2. Анализ и оценка государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь
2.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого предпринимательства
2.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь

Файлы: 1 файл

Курсач ВТФ!.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечислены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

Несомненно, положительную  роль в становлении законного  бизнеса сыграло введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические преступления.

До недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась на несколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).

Система государственной  поддержки малого бизнеса на федеральном  уровне формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.

О необходимости  образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно  поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.

Осознав, как  видно, что у семи нянек дитя остается без глаза, Президент издал в  июне 1995 г. указ о создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).

Новая структура  призвана выдвигать предложения  по совершенствованию действующего законодательства в области государственной  поддержки малого бизнеса, анализировать  состояние этого сектора экономики и эффективность государственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных условиях субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также научно-технических разработок, технологий и др.

Ратуя за то, чтобы  российский предприниматель работал  на укрепление экономики в целом, ГКРП добился размещения на малых  предприятиях 15% госзаказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ и оценка государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь

 

2.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого предпринимательства

 

Для выработки  государственной политики в области  развития и поддержки предпринимательства  и решения насущных проблем данного сектора экономики Указом Президента от 19 июля 1996 г. № 260 было создано Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, а затем и территориальные комитеты. Свою работу они строят согласно законов «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г., «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республика Беларусь» от 16 октября 1996г., «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства на 1998 г.» от 17 декабря 1997 г., а также указы Президента Республики Беларусь - от 19 июля 1996 г. № 260 «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям», от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства», от 20 января 1997 г. № 70 «Об упорядочении взимания фиксированных сумм налога на прибыль и твердых сумм подоходного налога», от 18 марта 1998 г. № 136 «О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 августа 1997 г. № 1077 «О Совете по развитию предпринимательства при Министерстве предпринимательства и инвестиций», Положение об инкубаторах малого предпринимательства, утвержденное Совмином Республики Беларусь от 4 июня 1997 г. № 640, Положение о центре поддержки предпринимательства, утвержденное Совмином от 25 августа 1997 г. № 1111.

Ежегодно, начиная  с 1997 г., Министерство предпринимательства  и инвестиций разрабатывает программы  государственной поддержки предпринимательства с целью увеличения вклада предпринимательского сектора в ВВП Республики Беларусь путем дальнейшего количественного и качественного роста предпринимательского сектора, расширения правового пространства, совершенствования и развития его инфраструктуры, финансового, информационного, научно-методического обеспечения и подготовки предпринимательских кадров. Аналогичные программы разрабатываются и в областях.

Следует также  подчеркнуть, что государственная  политика в отношении малого предпринимательства  строится на основе прогноза и планирования, результатом которых является разработка ежегодных государственной и региональных программ поддержки малого бизнеса, представляющих собой согласованный комплекс мер по увеличению вклада предпринимательского сектора в ВВП республики и создание новых рабочих мест.

Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в  Республике Беларусь» определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации  предпринимательской деятельности, регламентирует порядок регистрации и прекращения деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства.

Закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства в Республика Беларусь» направлен на реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на труд, выбор рода занятий в соответствии с призванием и осуществление не запрещенной законом экономической деятельности, что будет способствовать повышению платежеспособности населения как одному из важнейших условий оживления экономики республики, расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджеты разных уровней. Закон определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь, направленной на создание новых рабочих мест посредством активизации производственно-хозяйственной деятельности населения, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Об  упрощении налогообложения малого и среднего бизнеса

В настоящее  время действующий Закон Республики Беларусь «Об упрощенной системе  налогообложения для субъектов  малого предпринимательства» «непривлекателен» для субъектов малого предпринимательства. Это связано с установленной данным законом системой налогообложения, которая может применяться субъектами малого предпринимательства со среднесписочной численностью наемных работников до 15 человек.

Документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с законом, является патент, выдаваемый налоговым органом по месту регистрации предприятия или предпринимателя в качестве налогоплательщика на основании письменного заявления. Стоимость патента достаточно высока и в значительной степени уменьшает оборотные средства субъектов малого предпринимательства (зачастую превышает сумму налога, подлежащего уплате). Затем уплата налога производится по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) в размере 10% от реализации продукции (товаров, работ или услуг).

По нашему мнению, упрощенная система налогообложения, смешивающая два метода (патент и  налог с валовой выручки), не является эффективной. Более востребована может быть система, при которой использовался бы один из методов, предложенных в законе, например, налог, заменяющий все платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Как показывает практика, частое и непредсказуемое  увеличение размера минимальной  заработной платы (именно она является единицей измерения уплачиваемого патента) способствует отвлечению средств из хозяйственного оборота, ухудшая тем самым финансовое положение субъекта хозяйствования. В связи с этим большинство субъектов, применяющих упрощенную систему, намереваются вернуться к обычной системе налогообложения. Предпочтение отдается использованию налога с валовой выручки. Причем, в отличие от сложившейся сегодня ситуации, он должен заменять как налоговые платежи в бюджет, так и отчисления во внебюджетные фонды.

К примеру, в  соответствии с Указом Президента Украины  «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов  малого предпринимательства» упрощенная система применяется для юридических  лиц, имеющих не более 100 наемных работников. Ставка единого налога для юридических лиц составляет 6% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в случае уплаты налога на добавленную стоимость, либо 8% суммы такой же выручки в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога (причем, с последующим освобождением от уплаты других платежей в бюджет, внебюджетные фонды, пенсионный фонд).

В соответствии с аналогичным законом Российской Федерации действие упрощенной системы  налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих до 15 человек по выбору плательщика: 30% от совокупного годового дохода, либо 10% от валовой выручки. Применение упрощенной системы в России предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В результате, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, значительно увеличились налоговые поступления.

Общее налоговое  изъятие у субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, не применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в нашей стране, как минимум в 2 раза выше, чем в России.

Об  отмене декларирования на внесение средств  в уставные фонды и организацию деятельности малых предприятий

В настоящее  время декларирование указанных  средств достигается путем усиления налогового контроля за доходами и  увеличением поступления налогов  в бюджет. Отмена такого декларирования, на наш взгляд, приведет к следующим положительным результатам, а именно:

- упростится  процедура государственной регистрации  и, как следствие, увеличится  число субъектов хозяйствования;

- значительно  увеличатся поступления средств  в реальный сектор экономики,  в том числе и легализованных средств из теневого сектора, что приведет к увеличению поступлений на развитие экономики республики в целом;

- отмена декларирования, являющегося своеобразным административным методом контроля за доходами граждан, станет еще одним этапом либерализации экономики.

О повышении  эффективности кредитования малого и среднего бизнеса

Государственная политика поддержки предпринимательства  в Республике Беларусь, как известно, направлена на реализацию Программы  поддержки малого предпринимательства. В целях облегчения доступа субъектов хозяйствования к финансовым ресурсам банков, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.07.1998 г. № 1178, осуществляется финансовая поддержка реализации инвестиционных проектов. Для повышения эффективности кредитования субъектов малого предпринимательства, на наш взгляд, необходимо:

- расширить  возможности по оказанию государственной  финансовой поддержки субъектам  малого предпринимательства путем  частичной компенсации расходов  по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование их инвестиционных проектов, по кредитам в СКВ (ОКБ) с условием начисления процентов в СКВ (ОКВ) и погашением их в белорусских рублях;

- увеличить  до ставки рефинансирования Национального банка размер 
частичной компенсации расходов на выплату процентов за пользование банковскими кредитами, с учетом значительной разницы между ставкой Национального банка и средней процентной ставкой на рынке кредитных ресурсов;

- разработать  новый вид государственной финансовой поддержки путем частичной компенсации расходов на выплату процентов за пользование банковскими кредитами, в том числе в СКВ (ОКБ), направляемыми на приобретение сырья и материалов, используемых для изготовления продукции собственного производства, в целях увеличения его объемов;

- создать механизмы  залогового обеспечения, используемые  для гарантии малым предприятиям  при предоставлении кредитов  банками или финансовыми компаниями  на долевой основе в сочетании  с собственными гарантиями малых предприятий, что значительно облегчит доступ к кредитным ресурсам;

- создать механизмы  компенсации рисков, связанных с  финансированием малого предпринимательства,  формировать страховые фонды;

- обеспечить  исполнение п. 3.2 Указа Президента  Республики Беларусь от 19.07.1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» в части направления средств, поступающих от приватизации объектов республиканской собственности, в размере до 5% на финансирование деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей.

Информация о работе Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь