Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет «услышать» малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность системы государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость…………………………………….4
1.1 Цели и содержание государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость
1.2 Основные методы, формы и виды государственной поддержки малого предпринимательства
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах
2. Анализ и оценка государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь
2.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого предпринимательства
2.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь

Файлы: 1 файл

Курсач ВТФ!.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

- уровень отдельной  фирмы в лице предпринимателя  и его команды.

В условиях Беларуси региональный уровень управления предпринимательством может включать два-три региона, связанных между собой общностью  отраслей производства и наличием соответствующей, например, квалифицированной рабочей силы. Региональные центры развития малого бизнеса исходят, в первую очередь, из программ экономического роста соответствующих территорий и соответственно оказывают поддержку в расширении малого бизнеса и его диверсификации.

Задачей областных  центров развития малого предпринимательства (областных, городских, районных) должна стать как можно более широкая  и разносторонняя конкретная помощь вновь создаваемым малым предприятиям. К ней следует подключить работу консалтинговых, информационных центров и, возможно, бизнес-инкубаторов. Проведение обучения менеджеров малых предприятий - также важная задача областных и местных органов управления.

Четвертый уровень  управления представлен функциями  самого предпринимателя (и его команды) на трех этапах деятельности малого предприятия - подготовительном этапе и на этапах создания, а затем и самой деятельности этого предприятия. На схеме отражены только основные действия предпринимателя на этих этапах, естественно, что они разбиваются на значительно большее число задач, которые ему (или нескольким предпринимателям) приходится решать в своей предпринимательской деятельности.

Описанная структура (система) государственной поддержки малого бизнеса должна существенно изменить состояние этого важнейшего звена экономики в республике и привлечь к нему внимание всех государственных управленческих органов. Такого подхода настоятельно требует жизнь, новые экономические и политические реалии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Государственная  поддержка малого бизнеса в  промышленно развитых странах

 

В мировой практике считается нормой государственное  поощрение малого бизнеса в интересах  нации. При этом задача государства  не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано, в первую очередь, создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной  Азии и Латинской Америки — мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.

Поддержка малого бизнеса в США

Содействие  развитию малого бизнеса в США  входит в компетенцию специальной  государственной организации — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чем при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.

Другой мерой  поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы. При общем снижении в 1987 г. ставок налога на прибыль максимальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для не инкорпорированного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%.

Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса  как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

Большое внимание поощрению мелкого предпринимательства  уделяется на региональном уровне. Одной из первостепенных задач администрация  США и Конгресс считают подключение  малого бизнеса к национальному  экспорту. Глобализация ключевых отраслей промышленности, таких как автомобилестроение, электроника, машиностроение, привела к росту объемов международной торговли, однако большинство американских компаний остались в стороне от этих процессов.

Средние и мелкие фирмы не приспособились к глобализации рынка, тем более, что власти штатов не спешили оказывать содействие мелким экспортерам, направляя все свои усилия на поддержку крупных производителей. В 1994 г. 85% всего американского экспорта приходилось всего на 15 компаний.

В качестве других мер предложено следующее: обучение сотрудников региональных и местных  банковских институтов методам финансирования малых фирм; информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта; координация деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта.

Поддержка малого бизнеса в Японии

Малое и среднее  предпринимательство в Японии находит  помощь не только со стороны правительства  и нескольких созданных им специализированных организаций, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Государственная политика содействия малым и средним  предприятиям включает следующие направления:

• обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд — прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес, в 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий);

• поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятельности, улучшения условий труда, содействие торговле;

• сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господдержки.

Существующая  в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной  государственной власти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений.

Финансовая  поддержка технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета  и реализации оборудования в рассрочку  или предоставления его в наем арендодателями префектур.

Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.

Неотъемлемый  элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников.

Финансируется также установка компьютеров, сбор и анализ информации для разработки энергосберегающих и природоохранных мероприятий, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов ведения розничной торговли и программного обеспечения.

Государственная поддержка малого бизнеса в России

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:

• освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;

• установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации;

• возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;

•освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц, от подоходного налога— физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фонды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;

• предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;

• распространение на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;

• сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;

• уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на добавленную стоимость для малых предприятий.

Кроме того, в  постановлении были названы приоритетные с точки зрения интересов государства  виды деятельности:

• производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

• производство продовольственных и промышленных товаров) товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

• оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

• строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;

• инновационная деятельность.

Постановление, по-видимому, сыграло положительную роль, поскольку в 1993 г. отмечался заметный рост числа малых предприятий во всех отраслях.

Установлено, что в первые два года работы не платят налог  на прибыль вновь созданные малые  предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидности, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции.

Указом были уменьшены в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых организаций, которые обслуживают преимущественно малые предприятия, занимающиеся указанными видами деятельности. Освобожденную от налогообложения прибыль предлагалось направлять в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки малых предприятии и развития конкуренции.

В соответствии с указом малые предприятия были освобождены  от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица, — от уплаты НДС.

Надо признать, что поддержка  предпринимательства требует больших  затрат, а возможности государственного бюджета весьма ограничены, поэтому  большие надежды возлагаются  на отечественных и иностранных  инвесторов, Федеральная программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а также других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии Правительства РФ.

Новый курс государственной  поддержки малого предпринимательства  в части повышения инвестиционной активности базируется на следующих принципах:

• привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при условии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);

• отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецелевому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;

• переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финансового лизинга.

В настоящее  время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки малого бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую очередь федеральной программы позволяет вскрыть ряд существенных недостатков, таких как:

•несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности аналитических разделов и блока практических мер;

•декларативность, расплывчатость поставленных задач;

•чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению средств;

•нереалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов (запланированные на 1996 г. увеличение в 1, 5-2 раза числа малых предприятий и создание около 1 млн. новых рабочих мест на деле обернулись падением первого показателя на 50 тыс. и второго на 2, 9 млн. чел. по сравнению с 1995 г.).

Информация о работе Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь