Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет «услышать» малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность системы государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость…………………………………….4
1.1 Цели и содержание государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость
1.2 Основные методы, формы и виды государственной поддержки малого предпринимательства
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах
2. Анализ и оценка государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь
2.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого предпринимательства
2.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь

Файлы: 1 файл

Курсач ВТФ!.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

Мероприятия направлены на дальнейшее развитие региональных центров  поддержки предпринимательства  и развития малого бизнеса.

4. Совершенствование  информационного обеспечения малого  предпринимательства.

Мероприятия направлены на дальнейшее совершенствование информационной поддержки малого предпринимательства посредством предоставления информационных и консультативных услуг, освещения в средствах массовой информации деятельности субъектов малого предпринимательства и принятия других мер, способствующих выбору наиболее перспективных направлений развития предпринимательства, популяризации и формированию позитивного общественного мнения о малом предпринимательстве.

5. Активизация  процессов взаимодействия с общественными  объединениями предпринимателей.

Мероприятия направлены на тесное взаимодействие государственных  органов всех уровней с общественными  объединениями предпринимателей, налаживание  партнерских отношений посредством  совместного участия в проведении конференций, семинаров, круглых столов, деловых клубов, а также в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам регулирования предпринимательской деятельности.

6. Развитие международного  сотрудничества в сфере малого  предпринимательства.

Мероприятия направлены на расширение сотрудничества в сфере малого предпринимательства с государственными органами иностранных государств в рамках заключенных международных договоров и реализацию мероприятия в рамках совместного проекта Правительства Республики Беларусь и ПРООН «Активизация предпринимательской деятельности через развитие партнерства – государства и частного сектора», способствующих активизации предпринимательской деятельности посредством создания благоприятного предпринимательского климата.

Ощутимая помощь в поддержке  малого бизнеса в республике получена от международных организаций. В частности, реализуется программа, финансируемая и выполняемая совместно ООН и правительством Республики Беларусь - «Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса».

7. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства.

Мероприятия направлены на обучение предпринимательству начиная  с учреждений, обеспечивающих получение  общего среднего образования, обеспечение  доступности образования по основам предпринимательской деятельности для широких слоев населения в целях формирования современного экономического взгляда на предпринимательство как необходимого условия эффективного функционирования экономики государства.

Реализация государственной поддержки малого предпринимательства способствует устранению факторов и тенденций, сдерживающих развитие малого предпринимательства, усилении государственной поддержки, активизации создания субъектов – малого предпринимательства.

Выполнение мероприятий  нормативно-правового характера будет способствовать унификации законодательства республики Беларусь, России и государств ЕС в сфере малого и среднего предпринимательства.

Реализация мер позволяет  создать новые объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе на базе организаций, подлежащих реструктуризации (реорганизации), или с избыточной численностью работников

Реализация мер по расширению и упрощению доступа субъектов  малого предпринимательства к кредитным  ресурсам банков, оказании финансовой помощи позволяет создать новые рабочие места, активизировать предпринимательскую деятельность.

Политика государства  в отношении вновь создаваемых  предприятий наиболее трудоемкая, требует  больших организационных усилий со стороны государственных служб и может быть сгруппирована по следующим пяти направлениям:

-оказание разносторонней  помощи малым и средним предприятиям;

-финансовая поддержка  предпринимательства;

-оказание помощи  в создании эффективной системы  управления предприятием (менеджмента);

-информационная  поддержка бизнеса;

-стимулирование  предпринимательской активности  через соответствующую систему  налогообложения и других регулирующих  механизмов;

-создание климата  для предпринимательства в обществе.

Первое  направление - оказание разносторонней помощи малым и средним предприятиям. Эта помощь должна носить стратегический характер, так как, поддерживая малый и средний бизнес, государство создает мощный потенциал и для развития крупных фирм, ибо почти всякое крупное предприятие проходит ту же стадию, что и малое.

Например, в  США с целью поддержания малого бизнеса и защиты его интересов  в 1953 году Конгрессом был создан специальный  орган управления малым предпринимательством - Администрация по делам малого бизнеса (АМД) - как независимое федеральное агентство.

В Беларуси также  назрела необходимость создания специального органа по поддержке малого предпринимательства при правительстве  Республики Беларусь. Деятельность такого органа управления будет включать координацию  взаимодействия центральных и местных исполнительных органов по поддержке малого предпринимательства; участие в выработке и реализации программ развития предпринимательства прежде всего в сфере материального производства; взаимодействие с международными финансовыми институтами в вопросах оказания финансовой и технической помощи малому предпринимательству; содействие в создании благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в сектор малого бизнеса.

Второе  направление в деятельности государства для поддержки малого предпринимательства - это помощь в обеспечении финансовыми ресурсами, которая может поступать по двум линиям: непосредственное (прямое) финансирование бизнеса и косвенное - путем предоставления помещений, оборудования, снижения стоимости коммунальных услуг, арендной платы и т. д.

Третье  направление в деятельности государства - это помощь в создании эффективной  системы управления предприятием. Одна из главных причин прекращения деятельности предприятия заключается в неэффективном менеджменте. Малые предприятия терпят неудачу при возникновении трудностей в следующих сферах: производство (технология, ноу-хау), маркетинг (планирование и реализация планов производства и продаж), финансовый маркетинг и контроль, организационная структура и управленческое мастерство.

Кроме того, государство может также оказывать бухгалтерские услуги, юридические консультации, консультации по открытию нового предприятия. Наличие таких программ консалтинговой поддержки предпринимателей может стать побудительным мотивом для начала предпринимательской деятельности как эффективный фактор снижения риска и неудач в будущем.

Четвертое направление - обширная информационная поддержка бизнеса, что включает в себя информацию об имеющихся рынках, о потребительских предпочтениях, технологических нововведениях, производствах или продуктах, нуждающихся в улучшении. Такая информация позволит будущим предпринимателям найти открывающиеся ниши рынка, возможности совершенствования продуктов или производств, а также новые подходы в сфере организации бизнеса. Создание научных и технологических центров, сотрудничество университетов и институтов с бизнесом, распространение патентной информации, коммерциализация государственных исследований - это все виды возможной информационной поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Пятое направление - стимулирование предпринимательской  активности от торгово-посреднической деятельности к производственной. Сокращение всевозможных инструкций и ограничений, контроля со стороны различных органов управления, ликвидация бюрократических проволочек при решении предпринимательских проблем станут важными факторами на пути оживления предпринимательской активности.

Региональные  и местные уровни управления малым  бизнесом.

В развитых странах  накоплен большой опыт региональной поддержки малого бизнеса. Для управления предпринимательством создано большое число региональных центров, которые охватывают деятельность больших и малых регионов страны. Многие такие центры тесно сотрудничают с университетами и колледжами.

Представляется  целесообразным создать и организовать работу таких центров в регионах Республики Беларусь. В задачу этих центров будет входить широкий комплекс вопросов: формирование малого предпринимательства в регионе; предоставление возможностей для создания малого бизнеса; экономическое развитие региона; создание новых рабочих мест; расширение существующего предпринимательства, его диверсификация и дальнейший рост; обеспечение бесплатной высококвалифицированной помощи малому бизнесу в тех сферах, которые способствуют повышению производительности труда, внедрению нововведений, развитию предприятия и совершенствованию управления; защита интересов малого бизнеса путем активной поддержки и содействия; создание новых форм обслуживания и модификация существующих при изменении потребностей и нужд малого предпринимательства; увеличение негосударственных источников финансирования программ поддержки малого бизнеса, осуществление вклада в экономическое развитие страны путем создания широкоразветвленной сети программ поддержки предпринимательства. Любой существующий или потенциальный предприниматель имеет право на бесплатную консультацию и техническую помощь.

Очень перспективной  может быть помощь малым предприятиям со стороны информационных бизнес-центров, которые могут действовать как  на республиканском уровне, так и на региональных. Такие бизнес-центры должны быть оборудованы современными компьютерами, укомплектованы аудио- и видеокассетами, руководствами и литературой по различным направлениям бизнеса, маркетинга, менеджмента, финансового анализа. Здесь можно будет познакомиться с методиками начала бизнеса в любой сфере, изучить примеры разработки бизнес-планов. Важным преимуществом является и то, что наличие компьютерных программ позволит быстро и качественно разработать бизнес-план, так как вся рутинная работа уже заложена в компьютерной программе. Предпринимателю остается только вводить данные по своему предприятию.

В зарубежной практике имеется еще один вид региональных организаций, осуществляющих поддержку  малых предприятий, особенно в первые годы их создания и функционирования. Эти организации получили название бизнес-инкубаторов. Они представляют собой место, где вновь создаваемые малые предприятия набираются опыта и получают помощь для дальнейшего роста, укрепления своих позиций на рынке. После достижения определенного уровня развития, как правило, после третьего года, фирма покидает бизнес-инкубатор и начинает самостоятельное существование, уже имея значительный опыт и потенциал, которые позволяют ей не только избежать банкротства, но и расти дальше. А на освободившееся место приходят новые фирмы, начинающие бизнес с нуля.

В США количество бизнес-инкубаторов выросло с 10 в I960 г. до 500 в 1994 г. По данным национальной ассоциации бизнес-инкубаторов, благодаря  этим учреждениям создано около 82 тыс. рабочих мест и появляется возможность уменьшить количество банкротств предприятий.

При работе с  различными предприятиями-клиентами  бизнес-инкубатор должен проводить  дифференциальную политику в зависимости  от потребностей и уровня развития предприятий-клиентов. Одинаковый подход ко всем предприятиям неприемлем, поэтому бизнес-инкубатор должен иметь несколько различных программ для развития разного рода предприятий.

Особое место  занимают бизнес-инкубаторы, работающие на базе университетов и других научно-исследовательских учреждений; их основная цель заключается в поиске возможностей для коммерциализации научных исследований путем развития новых технологий и продуктов на базе результатов научных исследований.

Изучение положительного зарубежного опыта показывает, что, например, в США 90% предприятий - клиентов бизнес-инкубаторов - становятся высокоэффективными организациями.

Создание в  нашей республике нескольких бизнес-инкубаторов  будет перспективным для упрочения  в будущем малого предпринимательства. Помимо широкой консалтинговой помощи малым предприятиям, бизнес-инкубаторы вносят двойной вклад в развитие своего региона: во-первых, способствуют созданию новых рабочих мест, во-вторых, обеспечивают экономический рост за счет увеличения объемов производства продукции и услуг. Учитывая эти два фактора, региональные органы управления должны использовать этот хорошо зарекомендовавший себя инструмент экономического развития.

Важным условием жизнедеятельности малого предприятия  является и соответствующее позитивное отношение к нему со стороны местных властей. Более того, следует, как нам представляется, всем местным органам управления разработать определенные программы поддержки малого бизнеса в своих областях (городах) и районах. Такие программы должны включать широкий спектр вопросов, по которым, соответственно, местные органы власти способны предложить определенные меры помощи.

Таким образом, рассмотренная система мер государственной  поддержки малого предпринимательства  представляет собой многоуровневое управление, включающее:

- государственный  уровень управления предпринимательством  во главе с Агентством по  поддержке малого предпринимательства;

- региональный  уровень управления предпринимательством;

- локальный  уровень управления в виде  областных (городских) центров развития малого бизнеса;

Информация о работе Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь