Фирменное наименование, как объект интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Уже сейчас нередки случаи, когда больше половины рыночной стоимости компании берут на себя нематериальные активы. В этом нет ничего удивительного, имидж стоит очень и очень дорого. Именно от него чаще всего зависит успех компании.
Поэтому в своей работе я решила отдельно остановиться именно на фирменном названии. Это практически лицо компании, именно его знают клиенты, именно он их и приводит. Фирменное название, как и прочие нематериальные активы, подлежит оценки.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………..3
1. Фирменное наименование……………………………………………………5
1.1. История развития законодательства о фирменных наименованиях…….5
1.2. Система законодательства о фирменных наименованиях……………….8
1.3. Правовая охрана фирменных наименований, понятие и признаки фирменного наименования…………………………………………………….12
1.4. Субъекты права на фирменное наименование…………………………..17
1.5. Защита права на фирменное наименование……………………………...20
2. Методологические основы оценки…………………………………………27
2.1. Затратный подход………………………………………………………….27
2.2. Доходный подход………………………………………………………….29
2.3. Рыночный подход………………………………………………………….35
2.4. Оценка фирменного наименования………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………..38
Список используемой литературы…………………………………………....

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ интел собст наименов фирмы.docx

— 76.47 Кб (Скачать файл)

Помимо рассмотренного нарушения, право на фирму может быть нарушено путем использования названия предприятия  в товарном знаке, зарегистрированном на имя другого лица. Согласно п.2 ст.7 Закон РФ о товарных знаках не допускается регистрация в качестве товарных знаков известных на территории РФ фирменных наименований (или их части), принадлежащих другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров. Указание закона на "однородность товара" свидетельствует о том, что в принципе использование в товарном знаке чужой фирмы или ее части не исключено, Все дело опять-таки сводится к тому, ведет ли это к смешению товаропроизводителей в глазах потребителей и участников оборота. Если предмет деятельности фирмовладельца и владельца товарного знака совершенно не совпадает и они не соприкасаются на рынке, то использование в товарном знаке элементов чужой фирмы нарушением не является. Напротив, маркировка товарным знаком, близким к фирменному наименованию юридического лица, выпускающего аналогичную продукцию, может быть признано актом недобросовестной конкуренции, запрещенной действующим законодательством.

Способом защиты права  на фирму в данном случае является требование фирмовладельца о признании  недействительной регистрации товарного  знака. В соответствии со ст.28 Закона РФ о товарных знаках фирмовладелец  вправе в течение пяти лет с  даты публикации сведений о товарном знаке в официальном бюллетене  подать в Апелляционную палату Патентного ведомства РФ возражение против регистрации  товарного знака. Указанное возражение должно быть рассмотрено в течение  четырех месяцев с даты его  поступления. Решение Апелляционной  палаты, в свою очередь, может быть обжаловано в Высшую патентную палату в течение шести месяцев с  даты его принятия. Указание закона на то, что решение Высшей патентной  палаты является окончательным, в настоящее  время противоречит ст.11 ГК РФ, в  соответствии с которой любое  решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Поэтому принятое ею решение может быть оспорено в суде.

Нарушением права на фирму  должно, безусловно, считаться и  искажение третьими лицами истинного  фирменного наименования юридического лица. Такие действия, как неправильное обозначение организационно-правовой формы предприятия, нарушение избранного учредителями и закрепленными ими  в фирменном наименовании порядка  указания их имен, когда это требуется  по закону, искажение специального названия предприятия и т.п., способны нанести значительный вред деловой  репутации юридического лица и потому также запрещены законом. Способом защиты является требование о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на фирму. Это может быть достигнуто путем внесения нарушителем соответствующих исправлений в документы, справочники, рекламные материалы и т.п., путем публикации за счет нарушителя извещения об имевшем место нарушении и сообщение публике точного фирменного наименования юридического лица и т.п.

Если в результате любого из рассмотренных выше нарушений  права на фирменное наименование его обладателю причинены убытки, он имеет право на их возмещение в полном объеме. Согласно п.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено,произвело  или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение  его имущества (реальный ущерб), а  также неполученные доходы, которые  это лицо получило бы при обычных  условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная  выгода). Приведенное понятие убытков  в теоретическом плане в полной мере приложимо к тем возможным  потерям, которые может понести  фирмообладатель. В качестве реального  ущерба могут, в частности, выступать  затраты юридического лица, связанные  с переменой им фирменного наименования, которое скомпрометировано выступлением ответчика в обороте под таким  же или сходным наименованием; расходы  на дополнительную рекламную кампанию, призванную загладить причиненный ответчиком вред; стоимость публикаций, разъясняющих другим участникам оборота и потребителям, что ответчик не имеет никакого отношения к потерпевшему и т.п.

Как упущенная выгода могут  рассматриваться потери фирмовладельца, связанные со снижением его доходов  вследствие неправомерных действий ответчика по использованию фирмы  для собственного обозначения, применения ее в товарном знаке или ее искажению. Указанный вид убытков в рассматриваемой  сфере встречается наиболее часто, хотя пока устоявшейся судебной практики на это счет в РФ не сложилось. Основная трудность здесь заключается в обосновании истцом конкретного размера упущенной им выгоды. В известной степени эту задачу облегчает ч.2 п.2 ст. ГК РФ, гласящая, что "если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгодны в размере не меньшем, чем такие доходы". Иными словами, в соответствии с указанной нормой обладателю нарушенного права на фирму предоставляется возможность приравнять свою упущенную выгоду к тем доходам, которые извлечены незаконным пользователем фирменного наименования за весь период правонарушения. Вполне очевидно, что доказать размер доходов правонарушителя значительно легче, чем собственные потери в виде недополученных доходов. Если, однако, этот способ расчета упущенной выгоды в конкретной ситуации неприменим либо полученные нарушителем доходы не идут ни в какое сравнение с потерями потерпевшего, последний должен доказать их размер, что в принципе является хотя и трудной, но разрешимой задачей.

2. Методологические основы оценки.

2.1. Затратный  подход.

Затратный подход используется при оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности, если невозможно найти  объект — аналог, отсутствует какой-либо опыт реализации подобных объектов или  прогноз будущих доходов не стабилен. Среда реализации объекта интеллектуальной собственности (ОИС) очень неопределенна и успех зависит от колоссального количества факторов.

Затратный подход предполагает определение стоимости ОИС на основе калькуляции затрат, необходимых  для создания или приобретения, охраны, производства и реализации объекта  интеллектуальной собственности на момент оценки.

К примеру, такие  объекты интеллектуальной собственности, как информационные базы данных, подпадающие  под определение нематериального актива, создаются на протяжении довольно длительного периода, и расходы на их формирование чаще всего списываются по расходным статьям. Собранная научная библиотека, к примеру, может представлять собой огромную ценность — в некоторых случаях она может быть самым дорогостоящим активом предприятия, особенно в тех случаях, если это предприятие — научный институт или высшее учебное заведение. Но оценить степень участия этого актива в создании других, а соответственно и долю в будущих доходах практически невозможно. Активы подобного рода оцениваются, как правило, методом стоимости создания, то есть с точки зрения затратного подхода, без учета возможных прибылей.

Могут применяться  несколько методов оценки затрат на создание ОИС: 
1) Метод стоимости замещения объекта оценки заключается в суммировании затрат на создание ОИС, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.

  1. Метод восстановительной стоимости заключается в суммировании затрат в рыночных ценах, существующих на дату оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки.
  2. Метод исходных затрат заключается в суммировании исторических (первоначальных) затрат, пересчитанных с учетом настоящих условий с учетом индекса изменения цен в данной отрасли.

При оценке следует  учитывать все существенные расходы, среди которых такие как оплата труда, маркетинговые и рекламные  расходы, расходы на страхование  рисков, связанных с объектами  интеллектуальной собственности, расходы  и издержки на решение правовых конфликтов, на израсходованные материалы, себестоимость научно-методического обеспечения, индивидуализации собственной продукции — логотипа, лицензий, сертификатов и т. д.

Также необходимо отдавать себе отчет в наличии различных  форм устаревания — физическом износе, функциональном устаревании, устаревании, учитываемом регулирующими органами, технологическом устаревании и экономическом устаревании, которые должны применяться к стоимости объекта интеллектуальной собственности.

 
2.2. Доходный подход.

При доходном подходе  стоимость неосязаемого актива или  интереса в неосязаемом активе определяется путем расчета приведенной к  текущему моменту стоимости прогнозируемых будущих выгод.

Различные методы оценки будут зависеть от характера неосязаемого актива, от устойчивости и природы  дохода.

  1. Метод дисконтирования денежного потока. В методе дисконтирования будущего денежного потока (Discounted Cash Flow — DCF) рассчитываются денежные поступления для всех будущих периодов. Эти поступления конвертируются в стоимость путем применения ставки дисконтирования и использования техники расчета стоимости, приведенной к текущему моменту. Метод дисконтирования используется для ОИС, имеющих конкретные сроки службы. Принятый период времени обычно представляет собой более короткий из двух сроков службы ОИС — экономического или юридического.

Дисконтированный  денежный поток — DCF (Discounted Cash Flow), рассчитывается по следующей формуле:

М= CF1/(1+i) + CF2/(1+i)+ CF3/(1+i)+ … + CFn/(1+i)n                                      1

где:

CF1,CF2,CF3,…, CF n— поток выгод (денежный поток) в году 1, 2, 3, …,n от использования объекта оценки;  
M— сумма (стоимость) ОИС через n лет; i — ставка ссудного процента (ставка дисконтирования).

Ставки дисконтирования (i) определяются по данным рынка на момент оценки и выражаются как мультипликаторы цен (определенные из данных по открыто продаваемым бизнесам или по сделкам) или как процентная ставка (определяемая по альтернативным инвестициям).

В качестве нормы  дисконтирования может быть принят уровень предполагаемой прибыли  при альтернативном использовании  средств на создание, производство и реализацию продукции, процент  за банковский депозит, норма прибыли  при вложении средств в ценные бумаги, процентная ставка рефинансирования.

Зарубежный опыт свидетельствует, что за нижнюю границу  ставки дисконта может приниматься  значение доходности по государственным  облигациям.

Практика показывает, что риск не достижения уровня дохода от неосязаемых активов выше, чем  риск, определенный для осязаемых  активов и чистого оборотного капитала. Поэтому ставки дисконтирования  или капитализации, используемые для  конвертации денежных потоков дохода в рыночную стоимость, выше, чем те, которые используются в оценке бизнеса.

  1. Метод прямой капитализации. Если исходить из того, что объект оценки приобретается не с целью его скорой перепродажи, а на многие годы, то при достаточно большом значении n формула расчета дисконтированного денежного потока преобразуется в формулу.

М= CF0/rk                                                                                                         2

где:  
CF— средний доход по истечении каждого года;  
r— коэффициент капитализации, который складывается из реальной ставки дисконта и коэффициента амортизации (возврата капитала).

Метод прямой капитализации  достаточно прост, однако он статичен, и поэтому требуется особое внимание к правильному выбору показателей  чистого дохода и коэффициентов  капитализации.

  1. Метод остаточного дохода. Метод остаточного дохода используется для конвертации дохода в стоимость. В этом случае репрезентативная величина дохода делится на ставку капитализации или умножается на мультипликатор дохода.

M= Mr/rk                                                                                                  3

где:  
Mn– текущая стоимость объекта оценки;  
M— репрезентативная величина дохода;  
r— коэффициент капитализации, который складывается из реальной ставки дисконта и коэффициента амортизации (возврата капитала).

  1. Метод экспресс — оценки. Метод экспресс — оценки предусматривает расчет обобщенного показателя эффективности на основе анализа динамики изменения суммарного денежного потока на всем периоде реализации инвестиционного проекта.

Итоговым показателем  реализации инвестиционного проекта  является величина кумулятивного чистого  денежного потока (net cash flow) NCF как функция времени t. Она включает в себя все денежные притоки и оттоки, имеющие место при реализации проекта.

Минимальное отрицательное  значение NCF характеризует величину инвестиций, которые определяют стоимость  проекта PC. Положительное значение NCF свидетельствует о доходности проекта. Поскольку затраты и  доходы формируются в различные  моменты времени, то для приведения их к одному началу отсчета применяется  операция дисконтирования. В результате получается чистый дисконтированный доход (net present value) NPV, связанный с NCF коэффициентом дисконтирования.

  1. Расчет стоимости роялти. Ставка роялти (величина периодических отчислений в пользу лицензиара (правообладателя) представляет собой отношение величины отчислений в пользу лицензиара (прибыли лицензиара) к величине общей стоимости, цене произведенной и реализованной лицензиатом (пользователем) продукции (услуг) по договору.

Информация о работе Фирменное наименование, как объект интеллектуальной собственности