Фирменное наименование, как объект интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Уже сейчас нередки случаи, когда больше половины рыночной стоимости компании берут на себя нематериальные активы. В этом нет ничего удивительного, имидж стоит очень и очень дорого. Именно от него чаще всего зависит успех компании.
Поэтому в своей работе я решила отдельно остановиться именно на фирменном названии. Это практически лицо компании, именно его знают клиенты, именно он их и приводит. Фирменное название, как и прочие нематериальные активы, подлежит оценки.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………..3
1. Фирменное наименование……………………………………………………5
1.1. История развития законодательства о фирменных наименованиях…….5
1.2. Система законодательства о фирменных наименованиях……………….8
1.3. Правовая охрана фирменных наименований, понятие и признаки фирменного наименования…………………………………………………….12
1.4. Субъекты права на фирменное наименование…………………………..17
1.5. Защита права на фирменное наименование……………………………...20
2. Методологические основы оценки…………………………………………27
2.1. Затратный подход………………………………………………………….27
2.2. Доходный подход………………………………………………………….29
2.3. Рыночный подход………………………………………………………….35
2.4. Оценка фирменного наименования………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………..38
Список используемой литературы…………………………………………....

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ интел собст наименов фирмы.docx

— 76.47 Кб (Скачать файл)

Анализ других статей ГК РФ, в которых упоминается о  фирменных наименованиях, позволяет  подразделить содержащиеся в них  нормы на две относительно самостоятельные  группы. Одну из них, наибольшую по объему, образуют нормы, содержащие требования к фирменным наименованиям отдельных  видов коммерческих организаций. Так, например, в п.3 ст.69 ГК РФ указывается  на то, что фирменное наименование полного товарищества должно содержать  либо имена (наименования) всех его  участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или  нескольких участников с добавлением  слов "и компания" и слов "полное товарищество". Аналогичный характер имеют нормы, которые закреплены п.4 ст.82, п.2 ст.87, п.2 ст.95, п.2 ст.96, п.2 ст.107, п.3 ст.113, п.3 ст.115 ГК РФ и посвящены  фирменным наименованиям товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества и т.д. Поскольку  правовое положение некоторых коммерческих организаций, в частности акционерных  обществ, будет определяться, наряду с кодексом, специальными законами, последние, очевидно, будут также  включать нормы об их фирменных наименованиях.

Во второй группе норм ГК РФ о праве на фирменное наименование упоминается в связи с его  принадлежностью к числу исключительных прав. Так, согласно ст.138 ГК РФ, раскрывающей понятие интеллектуальной собственности, фирменное наименование выступает  в качестве составной части последней  со всеми вытекающими отсюда последствиями. В соответствии со ст.132 ГК РФ право  на фирменное наименование входит, наряду с другими средствами индивидуализации предприятия, в состав предприятия  как единого имущественного комплекса. Можно предполагать, что указанные  выше положения найдут соответствующее  развитие во второй части ГК РФ в  разделе, посвященном исключительным правам.

Наряду с ГК РФ отдельные  нормативные правила о фирменных  наименованиях содержатся в ряде других законодательных актов. Так, Закон РСФСР "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" рассматривает  использование чужого фирменного наименования в качестве одной из форм недобросовестной конкуренции, которая запрещена  законом (ст.10). Закон РСФСР "О защите прав потребителей" обязывает все торговые предприятия, предприятия бытового и иных видов обслуживания иметь вывеску с указанием фирменного наименования, если оно имеется (ст.7). Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" не допускает регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, воспроизводящих известные на территории РФ фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам (п.2 ст.7) и т.д.

Что же касается ст.149 Основ  гражданского законодательства 1991 г., то, не будучи формально отмененной, она с принятием ГК РФ фактически утратила свое значение, поскольку  все содержащиеся в ней нормативные  предписания вобрала в себя ст.54 ГК РФ.

Весьма дискуссионным  является вопрос о том, сохранило  ли свою юридическую силу Положение  о фирме, утвержденное ЦИК и СНК  СССР 22 июня 1927 г. Данное Положение невелико по объему и состоит всего из 14 статей. Не подлежит сомнению тот факт, что ряд из них полностью или частично утратил силу в связи с тем, что эти статьи вошли либо в прямое противоречие с принятыми позднее актами, либо утратили актуальность по причине изменения организационно-правовых форм субъектов предпринимательской деятельности. В условиях отсутствия специального закона о фирменных наименованиях и неурегулированности целого ряда вопросов в ГК РФ было бы нелепо отбрасывать в сторону нормативный акт, содержащий многие важные правовые предписания, вполне пригодные для практического применения в современных условиях. Таковыми являются, в частности, нормы, раскрывающие хотя бы в общем виде структуру и содержание фирмы, указывающие более детально, чем ГК РФ, на права фирмовладельцев, определяющие условия их передачи другим лицам и т.д.

Нельзя сбрасывать со счетов и еще два взаимосвязанных  обстоятельства. Во-первых, в официальном  порядке Положение о фирме  никем не отменено, что весьма затрудняет бесспорное определение момента  утраты им силы. Во-вторых, хотя вновь  принятое законодательство и устанавливает  необходимость специальной регистрации  фирменного наименования как условие  приобретения исключительного права  на него, система такой регистрации  до сих пор отсутствует и неизвестно, когда она будет реально введена. Поэтому до настоящего времени право  на фирму возникает в явочном  порядке, что именно и предусматривается  Положением о фирме 1927 г. Переход  к регистрационной системе неизбежно  породит множество вопросов относительно того, за кем должны закрепляться права  на дальнейшее пользование фирменными наименованиями, которые уже давно  параллельно применяются в хозяйственной  практике разными предпринимателями. Решать эти вопросы можно будет  лишь опираясь на нормы, закрепленные Положением о фирме 1927 г.

Таким образом, по нашему мнению, Положения о фирме 1927 г. продолжает оставаться (конечно, в соответствующей  части) действующим правовым актом и необходим цивилизованный, продуманный переход от него к будущему закону о фирменных наименованиях.

Судебная практика по спорам, связанным с использованием фирменных наименований в Российской Федерации до самого последнего времени фактически отсутствовала. В этой связи ни Верховным Судом РФ, ни Высшим Арбитражным судом РФ пока еще не принято руководящих постановлений по данному вопросу. Известный интерес имеют, однако, рекомендации совещаний по судебно-арбитражной практике, а также экспертная практика Патентного ведомства РФ, которые хотя и не являются источниками права, но показывают, как применяются нормы патентного права в реальной жизни.

Наконец, важное значение в  рассматриваемой области имеют  положения международных конвенций, поскольку они в соответствии с российской Конституцией (ст.15) являются составной частью правовой системы  РФ и в случае противоречия с внутригосударственными актами имеют преимущественную юридическую  силу.

 

    1. Правовая охрана фирменных наименований, понятие и признаки фирменного наименования.

Действующее российское законодательство, в том числе Положение о  фирме 1927 г., не дает определения фирменного наименования, а лишь указывает на его реквизиты. В юридической  литературе фирмой чаще всего называется то наименование, под которым предприниматель  выступает в гражданском обороте  и которое индивидуализирует  это лицо в ряду других участников гражданского оборота. Основное назначение фирмы состоит в индивидуализации отдельных участников гражданского оборота. Чтобы обеспечить решение данной задачи, законодательство предъявляет к фирменным наименованиям ряд требований, которые обычно оцениваются в литературе в качестве принципов фирмы.

Прежде всего наименование предпринимателя должно правдиво отражать его правовое положение и не вводить  в заблуждение других участников гражданского оборота. В этой связи ведущим принципом является принцип истинности фирмы. Фирменное наименование должно содержать соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип, профиль деятельности, личность владельца и т.п. Положение о фирме запрещает включать в фирменное наименование обозначения, способные ввести в заблуждение. Так, владелец частного предприятия не может избрать в качестве фирменного наименования такое обозначение, которое ассоциируется у третьих лиц с государственной принадлежностью предприятия.

Далее, чтобы выполнять  функцию индивидуализации участников гражданского оборота, фирменное наименование должно обладать отличительными признаками, которые бы не допускали смешения одной фирмы с другой. Этим обусловлен принцип исключительности фирмы, в  соответствии с которым фирменное  наименование должно быть новым и  отличным от уже используемых наименований. Указанный принцип при всей его  видимой простоте является наиболее сложным в плане практической реализации. Казалось бы, из него с очевидностью следует, что не допускается использование  тождественных фирменных наименований различными субъектами, с одной стороны, и, напротив, разрешается выступать в обороте хотя бы и под сходными, но не полностью совпадающими фирмами, с другой стороны. Поэтому, например, если предприятия имеют различную организационно-правовую форму, которая отражена в их фирменном наименовании, они могут выступать в обороте под одним и тем же названием. Такую позицию занял, в частности, Высший Арбитражный суд РФ, давший соответствующее разъяснение в письме от 29 мая 1992 г. N С-13/ОПИ-122 "Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике". Данный подход представляется, однако, достаточно формальным, поскольку последовательная его реализация не обеспечивает на практике достижение целей должной индивидуализации участников оборота, особенно в тех случаях, когда они выступают в нем под оригинальным названием.

С другой стороны, по смыслу закона не исключается использование  участниками оборота и полностью  совпадающих фирменных наименований,

если это не приводит к  коллизии их интересов и не вводит в заблуждение третьих лиц. Иными  словами, оценивая степень сходства фирменных наименований и допустимость выступления в обороте под  одним и тем же наименованием, нельзя ограничиваться только "голым" сравнением самих фирменных наименований. Это был бы сугубо формальный подход, далекий от действительного смысла закона.

Например, если предприниматели  действуют в совершенно различных  и не пересекающихся друг с другом сферах (как деловых, так и территориальных), они вполне могут пользоваться сходными и даже тождественными наименованиями, так как здесь нет опасности  введения в заблуждение контрагентов и потребителей. Поэтому вопрос о  допустимой или недопустимой степени  сходства двух фирменных наименований должен решаться каждый раз исходя из фактических обстоятельств каждого  отдельного случая.

Содержание принципа исключительности фирмы не ограничивается,однако, лишь сферой используемых фирменных наименований.

Наименование предпринимателя  не должно совпадать также с принадлежащими третьим лицам товарными знаками  и наименованиями мест происхождения  товаров. В данном случае, конечно, исключено  полное совпадение рассматриваемых  объектов, которые имеют не совпадающую  друг с другом структуру. Однако недопустимым может оказаться и частичное  совпадение, если дело касается, например, предприятий одного профиля, действующих  на одном и том же участке рынка.

Наконец, должная степень  индивидуализации участников оборота  может быть обеспечена фирмой тогда, когда она остается неизменной в  течение всего времени, пока пользующийся ею предприниматель сохраняет своей  организационно-правовой статус. Это  требование находит отражение в  принципе постоянства фирмы. Нет  необходимости доказывать, что в  сохранении неизменности названия предприятия в равной степени заинтересованы как его владелец, добросовестно действующий на товарном рынке, так и все другие участники оборота, а также потребители и государство. Фирма является олицетворением деловой репутации предприятия и представляет со всех точек зрения немалую личную и имущественную ценность. Поэтому не допускается произвольное и не обусловленное переменой правового статуса изменение фирменного наименования. Право на фирму не ограничено каким-либо сроком и действует в течение всего времени, пока существует данное предприятие. Конечно, принцип постоянства фирмы не должен входить в противоречие с принципом истинности. Если, например, произошло изменение организационно-правовой формы предприятия или сменился его владелец, это должно найти соответствующее отражение в фирменном наименовании.

Рассмотренные выше принципы определяют структуру фирменного наименования. Иными словами, то словесное обозначение, которое используется в качестве фирмы, должно строиться по определенным правилам и состоять из относительно самостоятельных частей. В литературе принято выделять две части фирмы - основную, которая именуется корпусом фирмы, и вспомогательную, которая  именуется добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью всякого  фирменного наименования, дает указания на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях - и на другие его характеристики. Так, фирменное  наименование акционерного общества обязательно  должно содержать указание на то, что  общество является акционерным (п.2 ст.96 ГК РФ); фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно указывать на то, что предприятие является казенным (п.3 ст.115 ГК РФ) и т.д.

К корпусу фирмы добавляется  вспомогательная часть, элементы которой  подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. Роль таких наименований чаще всего выполняют различные условные обозначения в виде оригинальных слов (завод "Калибр"), имен собственных (объединение "Светлана"), географических названий (фабрика "Нева") и т.д. Другие добавления, типа указаний "универсальный", "специализированный", "центральный" и т.п., в том числе сокращенное наименование фирмы (ЗИЛ, ЛОМО, КАМАЗ и т.д.), относятся к числу факультативных добавлений, которые могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца. Однако эти добавления, как и элементы корпуса фирмы, должны соответствовать действительности и не вводить в заблуждение потребителей и других участников гражданского оборота.

Отдельные слова и словосочетания могут включаться в состав фирменных  наименований только при соблюдении определенных условий. Так, в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. "О порядке  использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" предприятия, учреждения и организации, намеренные использовать эти наименования, слова и словосочетания в своих  названиях как имя собственное, должны получить на это предварительное  согласие Правительства РФ, а в  последующем - уплачивать за это специальный  сбор в процентом отношении от оборота, который зачисляется в республиканский бюджет РФ. Использовать в своем фирменном наименовании слово "банк" и производные от него слова и словосочетания имеют право только те организации, которые обладают лицензией на осуществление банковской деятельности (ст.6 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г.). Аналогичное правило содержит ст.5 Закона РСФСР "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20 февраля 1992 г. относительно условия использования наименований "биржа", "товарная биржа" и образованных на их основе слов и словосочетаний.

Информация о работе Фирменное наименование, как объект интеллектуальной собственности