Фирменное наименование, как объект интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Уже сейчас нередки случаи, когда больше половины рыночной стоимости компании берут на себя нематериальные активы. В этом нет ничего удивительного, имидж стоит очень и очень дорого. Именно от него чаще всего зависит успех компании.
Поэтому в своей работе я решила отдельно остановиться именно на фирменном названии. Это практически лицо компании, именно его знают клиенты, именно он их и приводит. Фирменное название, как и прочие нематериальные активы, подлежит оценки.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………..3
1. Фирменное наименование……………………………………………………5
1.1. История развития законодательства о фирменных наименованиях…….5
1.2. Система законодательства о фирменных наименованиях……………….8
1.3. Правовая охрана фирменных наименований, понятие и признаки фирменного наименования…………………………………………………….12
1.4. Субъекты права на фирменное наименование…………………………..17
1.5. Защита права на фирменное наименование……………………………...20
2. Методологические основы оценки…………………………………………27
2.1. Затратный подход………………………………………………………….27
2.2. Доходный подход………………………………………………………….29
2.3. Рыночный подход………………………………………………………….35
2.4. Оценка фирменного наименования………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………..38
Список используемой литературы…………………………………………....

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ интел собст наименов фирмы.docx

— 76.47 Кб (Скачать файл)

Завершая рассмотрение вопроса  о понятии фирменного наименования, необходимо отметить, что оно должно быть выражено на русском языке, хотя бы в качестве специального наименования и использовалось иностранное слово. В последнем случае по усмотрению предприятия оно дается либо в переводе на русский язык либо записывается в виде транслитерации буквами русского алфавита.

 

    1. Субъекты права на фирменное наименование.

Спор о том, служит ли фирма  индивидуализации предприятия или  его владельца, который многие десятилетия  ведется цивилистами разных стран, нашел соответствующее отражение  и в российской юридической литературе. Едва ли есть необходимость приводить  здесь основные аргументы сторонников  противоположных точек зрения, поскольку  этот вопрос достаточно подробно освещен  еще в русской дореволюционной литературе. На наш взгляд, решение данного вопроса и не может быть однозначным ввиду того, что по-своему справедливы обе позиции. Во всяком случае обычно законодательство дает необходимые основания для научной аргументации как той, так и другой точек зрения. Так, новый ГК РФ, рассматривающий предприятие как объект гражданских прав (п.1 ст.132), казалось бы, снимает почву для всяких споров. Но поскольку эта идея в Кодексе реализована непоследовательно, ибо в ряде случаев предприятие выступает и в качестве субъекта права проблема опять остается открытой. Впрочем, она носит больше теоретический, чем практический характер, в связи с чем вряд ли нуждается в более детальном рассмотрении на страницах настоящей работы.

Гораздо более актуальным представляется вопрос о том, кто  из субъектов гражданского права  обладает правом на пользование фирменным  наименованием. Действующее законодательство решает его достаточно определенно, указывая, что фирмовладельцами могут  быть только коммерческие юридические  лица (п.4 ст.54 ГК РФ). Это, однако, не освобождает  от необходимости более детального его рассмотрения, поскольку некоторые  аспекты проблемы требуют уточнения.

Прежде всего, из законодательства следует, что фирменным наименованием  могут пользоваться только организации, но не граждане. Гражданин приобретает  и осуществляет права и обязанности  под своим собственным именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального  обычая (п.1 ст.19 ГК РФ). Как представляется, данное правило в полной мере распространяется и на граждан, являющихся индивидуальными  предпринимателями. Причем этот вывод  отнюдь не расходится с тем, что записано в п.3 ст.23 ГК РФ, а именно, что к  предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования  юридического лица, соответственно применяются  правила настоящего Кодекса, которые  регулируют деятельность юридических  лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Случай с фирменным наименованием  является одним из таких исключений. В самом деле, предоставление индивидуальному  предпринимателю права на пользование  особым фирменным наименованием  было бы излишней мерой, так как его  индивидуализация в гражданском  обороте вполне обеспечивается тем, что он выступает в нем под  своим собственным именем. Более  того, иное решение вопроса было бы неправильным и по существу, так  как оно лишь создавало бы для  третьих лиц дополнительные трудности  в определении действительного  правового статуса предпринимателя.

Отсутствует и реальная опасность  коллизии интересов двух или большего числа индивидуальных предпринимателей, действующих на одном и том  же участке рынка. Если их имена полностью  совпадают и это действительно  создает трудности для них  самих или третьих лиц, действующее  законодательство предоставляет немало возможностей для выхода из создавшейся  ситуации.

Далее, среди организаций  правом на фирменное наименование пользуются только те из них, которые обладают статусом юридического лица. Это означает, что иные организационные образования, в частности простое товарищество, т.е. объединение лиц, связанных друг с другом лишь договором о совместной деятельности, не могут выступать в обороте под особым фирменным наименованием. Не обладают собственными фирменными наименованиями также представительства и филиалы юридических лиц и иные их обособленные подразделения (цеха, отделения, участки и т.п.). Все они должны выступать в обороте не от собственного имени, а от имени образовавшего их юридического лица и, соответственно, пользоваться его фирменным наименованием. К сожалению, действующее законодательство, включая и новый ГК РФ, не содержат на этот счет четких правил, что приводит зачастую к негативным последствиям. Наименования многих представительств и филиалов вводят третьих лиц в заблуждение относительно их правового статуса, так как создают видимость того, что эти образования являются самостоятельными юридическими лицами. Как показал опыт последних нескольких лет, недобросовестные участники оборота нередко пользуются данным обстоятельством для обмана своих клиентов. Поэтому было бы целесообразно, чтобы закон обязывал во всех случаях отражать в наименованиях филиалов и представительств их организационно-правовой статус, а в идеале - вообще запрещал бы им пользоваться особыми наименованиями, не указывающими на их связь с создавшим их юридическим лицом.

Наконец, чтобы обладать правом на фирменное наименование, организация должна не только иметь  статус юридического лица, но и относиться к числу коммерческих организаций. При этом конкретный вид деятельности фирмовладельца (производство, торговля, посредническая деятельность, научные  исследования, оказание услуг и т.п.), равно как и тип предприятия (частное, муниципальное, государственное) никакого значения не имеют. Необходимым  объединяющим всех их признаком является предпринимательство, т.е. самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Поэтому учреждения, выполняющие функции некоммерческого характера и полностью или частично финансируемые собственником, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы, фонды, ассоциации и союзы юридических лиц и другие организации, не занимающиеся предпринимательством, фирменных наименований не имеют. Их индивидуализация в обороте обеспечивается с помощью официального наименования, которое должно содержать указание на их организационно-правовую форму и быть отражено в их учредительных документах.

В заключение следует отметить, что наряду с российскими коммерческими  организациями правом на фирменное  наименование пользуются иностранные  юридические лица, на которые распространяются все правила, установленные гражданским  законодательством.

 

    1. Защита права на фирменное наименование.

Под защитой права на фирменное  наименование понимаются предусмотренные  законом меры, с помощью которых  фирмообладатель может обеспечить восстановление своих нарушенных прав, пресечь их нарушение и применить  к нарушителю иные санкции. Указанные  меры содержатся в различных актах  действующего законодательства, в частности  в ГК РФ, Законе РСФСР "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", Положении  о фирме 1927 г. и др. Анализ имеющихся  норм позволяет выделить характерные  для рассматриваемой сферы формы, средства и способы защиты нарушенных прав.

Формой защиты субъективного  гражданского права на фирменное  наименование обычно называют совокупность организационных мероприятий, обеспечивающих применение предусмотренных законом  способов защиты. В юридической науке  принято различать юрисдикционную и неюрисдикционную формы защиты субъективных прав.

Понятием "юрисдикционная форма защиты" охватывается деятельность уполномоченных государством органов  по защите нарушенных или оспариваемых прав. Ее суть выражается в том, что  лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

В рамках юрисдикционной формы  защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенного права на фирменное наименование. По общему правилу, защита права на фирму осуществляется в судебном порядке. В соответствии с нормами действующего процессуального законодательства споры, связанные с нарушением права на фирму, относятся к компетенции арбитражных судов. По соглашению сторон их спор может быть передан на разрешение третейского суда.

В качестве средства судебной защиты права на фирму выступает  иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной  стороны, и обращенное к ответчику  материально-правовое требование о  прекращении нарушения права  и восстановлении сферы потерпевшего, с другой стороны. Судебный или, как  его еще называют, исковой порядок  защиты права на фирму применяется  во всех случаях, кроме тех, которые  прямо указаны в законе.

Специальным порядком защиты права на фирму, реализуемым в  рамках юрисдикционной формы, следует  признать его защиту в административном порядке. В рассматриваемой области  предусмотрены достаточно широкие  возможности для его применения. Так, в соответствии со ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" фирмообладатель, считающий, что его исключительное право на фирму нарушено, вправе обратиться в федеральный антимонопольный  орган (территориальный орган) с  просьбой о принятии мер по защите его нарушенного права.

Средством защиты в данном случае является не иск, а заявление, которое подается в письменном виде с приложением документов, свидетельствующих о нарушении права на фирму.

Федеральный антимонопольный  орган (территориальный орган),установив  факт нарушения, выдает нарушителю предписание  о его прекращении, устранении его  последствий и восстановлении первоначального  положения. Указанное предписание  является обязательным для исполнения в установленный в нем срок. В случае неисполнения предписания  выдавший его орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о получении соответствующего решения  суда. Кроме того, он может наложить на нарушителя штраф, который взыскивается в безакцептном порядке в 30-дневный  срок со дня вынесения решения  о его взыскании. К соответствующей  административной ответственности  в виде штрафа может быть привлечен  и руководитель организации, уклоняющейся от выполнения предписания.

Наряду с обращением за защитой нарушенного права на фирму в федеральный антимонопольный  орган (территориальный орган), административный порядок защиты применяется и  в других случаях. Так, фирмовладелец, обнаруживший, что его фирма и  ее часть незаконно использованы в товарном знаке, реализует свое право на защиту путем подачи возражения против регистрации товарного знака  в Апелляционную палату Патентного ведомства РФ. Кроме того, обладатель права на фирму имеет возможность  обратиться за защитой своего нарушенного  права в вышестоящий орган  ответчика, если таковой у последнего имеется. Средством защиты в данном случае является жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентирован  административным законодательством.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п.2 ст.11 ГК РФ, решение, принятое в административном порядке, может быть в настоящее  время обжаловано в суд.

Неюрисдикционная форма  защиты охватывает собой действия самих  потерпевших по защите нарушенных или  оспариваемых прав, которые совершаются  ими самостоятельно, без обращения  за помощью к государственным  или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые  следует отличать от самоуправства, запрещенного действующим законодательством. В рассматриваемой области возможности применения неюрисдикционных средств защиты весьма узки. В качестве примера можно указать на возможность потерпевшего сделать публичное заявление о том, что конкретное юридическое лицо, пользующееся тождественным или сходным фирменным наименованием, не имеет к нему никакого отношения.

Под способами защиты права  на фирму, реализуемыми, как правило,

в юрисдикционной форме, понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенного (оспариваемого) права на фирму и воздействие на правонарушителя. Среди всего спектра материально-правовых способов защиты субъективных гражданских прав, предусмотренных ГК РФ, в сфере защиты права на фирму могут быть применены требования о: а) признании права на фирму; б) восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на фирму, и пресечение действий, нарушающих данное право или создающих угрозу его нарушения; в) признании недействительным акта государственного органа, в частности по регистрации товарного знака, в котором незаконно использовано фирменное наименование или его часть; г) возмещении причиненных убытков. Выбор конкретного способа защиты из числа возможных предоставляется самому потерпевшему, однако обычно он предопределен характером совершенного правонарушения.

Основным нарушением права  на фирму является использование  третьими лицами фирмы, тождественной  или сходной до степени смешения с фирмой того юридического лица, которое  обладает на нее исключительным правом. При этом речь в большинстве случаев  идет о неправомерном использовании  специального условного наименования юридического лица, т.е. той части  фирменного наименования, которая и  предназначена для отличия одних  предприятий от других. Ранее уже  неоднократно отмечалось, что при  разрешении подобных споров недопустим чисто формальный и механический подход. Не желая повторяться, отметим лишь, что решающим критерием, которым должен руководствоваться суд, рассматривающий спор о нарушении права на фирму, является наличие или отсутствие реальной опасности смешения предпринимателей, выступающих в обороте под тождественными или сходными фирменными наименованиями. Фирмовладелец, считающий, что его исключительное право нарушено, должен, во-первых, доказать, что именно он является обладателем права на данную фирму, и, во-вторых, сослаться на конкретные факты, свидетельствующие об ущемлении его законных интересов ответчиком.

Способом защиты в данном случае будет требование о признании  права на фирменное наименование, которое сочетается с требованием  о прекращении дальнейшего использования  фирмы ответчиком. В отдельных  случаях требование о признании  права на фирму может быть заявлено в качестве самостоятельного притязания. Такого рода споры нередко возникают  на почве реорганизации юридических  лиц путем их разделения или выделения. Поскольку некоторые рекомендации по их разрешению выше уже приводились, на этом вопросе нет нужды еще  раз останавливаться. Добавим лишь к сказанному, что вполне допустимым может быть и такое решение  суда, которым в праве на пользование  прежним фирменным наименованием  может быть одновременно отказано и  истцу, и ответчику, если ни один из них не докажет, что имеет преимущественное право на сохранение спорного фирменного наименования.

Информация о работе Фирменное наименование, как объект интеллектуальной собственности