Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:00, реферат

Описание работы

В странах с рыночной экономикой одним из основных элементов регулирования хозяйственной деятельности является институт несостоятельности (банкротства). Процедуры банкротства направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность ни в настоящем, ни в будущем, а также на реабилитацию и сохранение в обороте тех субъектов, которые испытывают временные финансовые сложности и в будущем способны эффективно функционировать на рынке. Все это способствует оздоровлению экономики в целом, недопущению кризиса неплатежей и кризиса доверия между субъектами рынка, поскольку с рынка удаляются организации, несостоятельность которых может являться тормозом для экономического развития страны.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 46.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В странах с рыночной экономикой одним из основных элементов регулирования хозяйственной деятельности является институт несостоятельности (банкротства). Процедуры банкротства направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность ни в настоящем, ни в будущем, а также на реабилитацию и сохранение в обороте тех субъектов, которые испытывают временные финансовые сложности и в будущем способны эффективно функционировать на рынке. Все это способствует оздоровлению экономики в целом, недопущению кризиса неплатежей и кризиса доверия между субъектами рынка, поскольку с рынка удаляются организации, несостоятельность которых может являться тормозом для экономического развития страны. Таким образом, действие института несостоятельности направлено на поддержание баланса экономической системы

Процедура финансового оздоровления одна из процедур по реабилитации платежеспособности компании и восстановления ее функционирования на рынке.

Данная процедура появилась  сравнительно недавно, и ее регулирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом « О банкротстве (несостоятельности)». При ее реализации возникает немало сложностей. Однако, введение ее в действие в России дает толчок к дальнейшему развитию законодательства в сфере ликвидации и реорганизации компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Финансовые оздоровление- основная характеристика и правовые основы проведения процедуры

 

Федеральным законом «О банкротстве (несостоятельности)» предусмотрена одна из процедур, направленных на восстановление платежеспособности организации – финансовое оздоровление.

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая

к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения  задолженности в соответствии с  графиком погашения задолженности.

(Ст. 2 Федерального закона ≪О несостоятельности (банкротстве)≫)

Это определение дано в  основном источнике по регулированию  процедур банкротства, а точнее в  ФЗ «О банкротстве».

Данная процедура является абсолютно новой для российского законодательства. Главная ее цель - это проведение определенных восстановительных мероприятий, которые контролируются кредиторами и судом. Мероприятия происходят уже после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

В настоящее время указанная процедура применима на практике редко. А случаи, при которых данная процедура заканчивается восстановлением платежеспособности, единичны. Главная причина заключается в том, что не каждому руководителю удается в столь короткие сроки разработать и воплотить в жизнь план финансового оздоровления. Оздоровить свой бизнес и более того реструктурировать его возможно посредством достижения конкурентоспособности продукции организации на рынке. Инновации способны повысить эффективность процедуры финансового оздоровления. Но внедрение инноваций чрезвычайно трудоемкий процесс.

 

В литературе встречается мнение, что одной из важнейших проблем в инновационной деятельности является проблема организации этой деятельности [2]. А организация практически любой деятельности невозможна без информационного обеспечения, достигаемого и при прочих составляющих учетно-аналитическим обеспечением. Инновационному проектированию предшествует сложная аналитическая работа. Результаты этой работы и устанавливают планку начала инновационной деятельности конкретного предприятия. Главным итогом инновационной деятельности, особенно в кризисной организации, должен стать выпуск новых конкурентоспособных товаров и услуг. Кроме того, инновации ведут к снижению себестоимости продукции, притоку инвестиций и открытию новых рынков. 

Финансовое оздоровление может быть введено определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника. В соответствии с законом размер обеспечения обязан превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%. Также согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федера‚ции финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом по решению собрания кредиторов и без финансового обеспечения.

 

Арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению первого собрания кредиторов, при условии, что в качестве обеспечения исполнения обязательств должника будет предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

Также определены жесткие  требования в отношении сроков и порядка погашения задолженности. Это является одной из причин усложняющих применение данной процедуры: во-первых, графиком погашения задолженности должно предусматриваться начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления, во-вторых, требования всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до даты окончания срока этой процедуры, в-третьих, требования кредиторов первой и второй очередей должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления, в-четвертых, погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, равными долями в течение всего года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

Обеспечением обязательств должника могут выступать залог, поручительство, банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия. Однако, предметом обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности.  Также исполнение обязательств не должно быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой (п.1 ст.79 Закона).

Естественно, с момента введения финансового оздоровления наступают определенные правовые последствия:

 - только в рамках процедуры банкротства может быть наложен арест на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения принадлежащим ему имуществом;

- меры по обеспечению требований кредиторов принятые ранее отменяются;

- запрещается удовлетворение требований учредителя должника о выделе доли в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей , выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли ;

- дивиденды и иные платежи по эмиссионным ценным бумагам не выплачиваются. (ст.81).

При проведении данной процедуры должник продолжает осуществлять управление предприятием и выполнять свои обязанности. Однако есть и ограничения. Если у должника имеется заинтересованность в совершении определенной сделки или при ее заключении будет отчуждаться или приобретаться имущество, которое составляет более 5 % балансовой стоимости, то такие сделки совершаются только с согласия собрания кредиторов. (п.3 ст.82 Закона).

Также  Закон устанавливает, что должник не вправе совершать определенные сделки без согласия административного управляющего. К их числу  отнесятся сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение займов и т.д. (п.4 ст.82).

В числе ограничений должника в период финансового оздоровления особое внимание обращает на себя еще один запрет, который установлен п. 3 ст. 82 Закона «О банкротстве». В случае если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более двадцати процентов от суммы требований, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов. Причем согласно пункту 5 статьи 82 Закона нарушение этого правила может служить основанием для признания соответствующих сделок недействительными. Такое регулирование может представлять угрозу для контрагентов должника, которым во многих случаях будет затруднительно с достоверностью установить, превысил ли должник упомянутый 20 процентный барьер. При этом при сравнении последствий нарушения аналогичного запрета для внешнего управляющего в процедуре внешнего управления обнаруживается, что статья 104 Закона предусматривает оспоримость таких сделок, тогда как в финансовом оздоровлении оспоримость аналогичных сделок почти невозможна, и пункт 5 статьи 82 Закона может быть истолкован как устанавливающий их ничтожность.

 

Утверждение административного  управляющего происходит  одновременно  с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражным  судом. Требования к порядку выдвижения и утверждения кандидатуры административного управляющего стандартны и установлены Законом.

Права и обязанности административного управляющего специфичны, так как процедура финансового оздоровления имеет свои отличительные черты. Административный управляющий имеет право обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по сохранности имущества должника, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства, и т.д. Он имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.

Основная обязанность  административного управляющего -  это осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

Согласно закону административный управляющий в процессе финансового оздоровления также обязан:

- вести реестр требований кредиторов, исключая случаи установленные Законом

- созывать собрания кредиторов;

- информировать кредиторов о ходе выполнения плана финансового оздоровления;

- осуществлять контроль за денежными средствами, полнотой их перечисления кредиторам и т.д.

Если имеется информация, что административный управляющий недобросовестно исполняет свои обязанности, то он может быть от них освобожден арбитражным судом или по решению собрания кредиторов, а также при выявлении обстоятельств, препятствовавших утверждению лица административным управляющим. Следует обратить внимание на то, что освобожденный или отстраненный административный управляющий обязан в течение трех дней передать бухгалтерскую документацию должника, печати и штампы, материальные ценности вновь утвержденному административному управляющему. В тех случаях, когда исполнение указанной обязанности невозможно, например, в связи со смертью управляющего, такую передачу осуществляют лица, у которых фактически находятся соответствующие объекты. Следует также учитывать, что поскольку в процедуре финансового оздоровления административный управляющий не заменяет руководителя должника, и не всегда бухгалтерская документация, печати, штампы, материальные ценности, находятся в его ведении. Они могут находиться у соответствующих органов управления должника. Поэтому в таких случаях административный управляющий лишь может оказать содействие в передаче этих объектов, но не является субъектом обязанности по их передаче.

 За месяц до истечения срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. Заключение административный управляющий составляет на основе этого отчета и направляет его кредиторам и в арбитражный суд.

После рассмотрения результатов финансового оздоровления, жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

- определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

- определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

При изучении данной темы я  обратила внимание на основные документы, которые составляются в ходе финансового  оздоровления. Такими документами являются план финансового оздоровления и  график погашения задолженности.

Основным же сводным документом процедуры является план финансового оздоровления, подготовленный учредителями должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. Он должен предусматривать способы получения должником средств,

необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

В нем показывается, каким образом руководство организации намерено преодолеть кризисную ситуацию, намечаются конкретные пути предотвращения банкротства. Типовой план финансового оздоровления включает в себя несколько разделов, в том числе и производственный, раскрывающий общие подходы к обновлению всего производства, характеристику основных технологических процессов и материально-технической базы, применяемых в производстве. Указанный план нацелен, прежде всего, на мобилизацию внутренних ресурсов организации в связи с тем, что сторонняя финансовая помощь в условиях банкротства маловероятна, тем важнее инновационная направленность плана.

План финансового оздоровления должен представлять собой механизм повышения эффективности деятельности организации, а именно рост доходности, объемов производства, поступлений в бюджет и предотвращение банкротств посредством систематического экономического мониторинга показателей, полученных в результате анализа. Для успешной реализации инновационной программы финансового оздоровления организации необходимо разработать комплексный план аналитической работы, своего рода график отдельных аналитических исследований, в котором определяются источники информации, на основании которых будут проводиться аналитические расчеты. Одним из главных этапов аналитической работы выделяется сбор и проверка исходной информации.

Информация о работе Финансовое оздоровление как процедура банкротства