Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия: роль, цель, содержание и этапы разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 08:47, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной для дипломного исследования темы - "Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия: роль, цель, содержание и этапы разработки" - определяется тем, что в современных условиях каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 5
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия…………………………………………
10
1.1. Роль и цель бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия…......................................................................................
10
1.2. Этапы процесса бизнес-планирования деятельности предприятия..........................................................................................
18
1.3. Структура и содержание бизнес-плана……………………………. 26
Выводы……………………………………………………………….. 39

Глава 2. Анализ бизнес-процессов на предприятии ЗАО «ДЕБОРА»……... 40
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………..….. 40
2.2. Анализ основополагающих глав бизнес-плана предприятия в ЗАО «ДЕБОРА»………………………………………………….......
49
2.3. Анализ показателей финансового положения предприятия а ЗАО «ДЕБОРА»……………………………………………………………
61
Выводы……………………………………………………………….. 67

Глава 3. Разработка бизнес-плана с целью совершенствования бизнес-процессов в ЗАО «ДЕБОРА»………68
3.1. Разработка ключевых разделов бизнес-плана…………………….. 68
3.2. Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций……………. 75

Заключение………………………………………………………………….…… 82
Список литературы и источников……………………………………….……... 85

Файлы: 1 файл

Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Порядок реорганизации  и ликвидации ЗАО «ДЕБОРА» определен  Уставом акционерного общества.

В дипломной работе  описана деятельность магазина «ДЕБОРА». Для открытия магазина «ДЕБОРА» был разработан бизнес-план на 2008-2010 годы.

Магазин «ДЕБОРА» можно  проклассифицировать по ряду существенных признаков:

по масштабу деятельности торговое предприятие относится к малым торговым предприятиям, так как численность работающих составляет 7 человек;

по товарной специализации  торговое предприятие можно отнести  к комбинированному, объединяющему несколько товарных групп, родственных по общности спроса и удовлетворяющих определенный круг потребностей (торговля хозяйственными товарами и товарами бытовой химии).

В магазине «ДЕБОРА» существует 2 отдела:

-  хозяйственный отдел;

-  отдел бытовой  химии;

Товарная специализация  магазина дает определенные преимущества:

  • обеспечивает концентрацию ассортимента отдельных групп товаров, создает условия для выбора необходимого товара;
  • способствует повышению качества обслуживания благодаря более высокой квалификации персонала (в магазине все продавцы имеют опыт работы в торговле);
  • улучшает коммерческие связи торговли с поставщиками на основе более глубокого изучения рынка, усиления влияния торговли на производство и повышения качества товаров;
  • способствует внедрению современных методов обслуживания, современной торговой технологии, обеспечивающих эффективность реализации товаров.

Рентабельная работа магазинов, повышение качества торгового  обслуживания населения, рациональная организация торгово-технологического процесса во многом зависят от их устройства, внутренней планировки и оборудования.

Магазин располагается  на арендованных площадях, в которых  после ремонта и переоборудования он начал деятельность. Общая площадь торгового предприятия составляет 45 кв. м. Площадь торгового зала магазина составляет 43 кв. м. По методу обслуживания покупателей - торговое предприятие обслуживания покупателей через прилавок.

Данное месторасположение  очень удобно, район плотно застроен, рядом не наблюдается магазинов  бытовой химии подобного рода, магазин существует уже более четыре года, зарекомендовал себя положительно, имеет постоянную клиентуру и массу хороших отзывов. Магазин «ДЕБОРА» - нежилое помещение и по своим планировочно-технологическим решениям имеет недостатки: узкий торговый зал, пересеченный колоннами, в результате чего затрудняется рациональное размещение оборудования, неэффективно используются торговые и неторговые площади.

Радиус обслуживания достаточно велик. Магазин удобно размещён для потребителей, рядом есть небольшая  автомобильная парковка, по улице ходит много транспорта во многих направлениях, также имеется пешеходная зона. Магазин работает с 10-00 до 19-00, в выходные магазин работает: в субботу – с 10-00 до 18-00, а в воскресенье – с 10-00 до 16-00. Режим работы магазина позволяет охватить довольно широкий сегмент потребителей. Четыре года предприятие существует и достаточно уверенно. В перспективе предполагается реконструкция в соответствии с расширением ассортимента и увеличением пропускной способности торгового зала. Поставки по договорам производятся прямым назначением силами магазина и поставщика. Это дает возможность снизить продажную цену от 10 до 15%, что делает этот магазин более привлекательным.

Предприятие почти не пользуется кредитами. Товары берут  по условиям договоров на реализацию. Задолженности перед бюджетом, внебюджетными органами нет, заработная плата выдается вовремя. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет движения имущества и обязательств ведется с применением рабочего Плана счетов, форм бухгалтерской отчетности, методов оценки имущества и обязательств, форм отчетности. Движение в целом документов небольшое. Исключением является прием и оформление поступающих товаров, и ежедневная сдача выручки продавцами в кассу.

Предприятие предлагает достаточно широкий ассортимент  продуктов, таких ассортиментных групп как:

  • стиральные порошки;
  • кондиционеры для стирки;
  • чистящие порошки;
  • хозяйственное мыло;
  • средства для уборки помещения;
  • освежители воздуха;
  • моющие средства;
  • отбеливатели;
  • средства для мытья посуды.

Магазин бытовой химии  «ДЕБОРА» предлагает в продажу все  категории бытовой химии таких производителей как Procter&Gamble, Henkel, Benckiser. Среди косметики и парфюмерии - LOreal, «Невская косметика», Colgate-Palmolive, концерн «Калина», ОАО «Арнест» (бренды «Прелесть», «Прелесть-Био», «Сияние» и т.д.), Lumene, Nivea и другие. Крупные компании предлагают розничным магазинам ряд спецпредложений, например, бесплатное оборудование. В этом случае компания диктует условия торговли: выкладка только ее товара и др.

ЗАО «ДЕБОРА» специализируется на розничной продаже непродовольственных товаров. В связи в этим коммерческая деятельность торгового предприятия охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организация учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств. Поэтому необходимо проанализировать состояние рынка продовольственных товаров и пути его совершенствования.

Рынок непродовольственных  товаров в настоящее время  насыщен и очень разнообразен. Торговлей непродовольственными товарами в Туле занимаются торговые оптовые  фирмы, склады, рынки, заводы-изготовители.

ЗАО «ДЕБОРА» закупает почти все основные товары напрямую у оптовых фирм и частных предпринимателей.

Основными поставщиками товаров, с которыми у торгового  предприятия налажены рациональные хозяйственные связи на стабильной долговременной основе, являются: ООО  «Вектор групп», ООО «Бриз», ЧП Ханова, ЧП Омельченко, ЧП Голиков. Договора с этими поставщиками заключаются на год. Кроме этого, в течение года возникают краткосрочные связи с различными поставщиками-посредниками, с которыми заключаются договора поставки на небольшой срок, или на разовую поставку товаров. В основном ассортимент этих товаров импортного производства, а также прочие элитные товары, в основном косметика, и сопутствующие товары, которые по договору приобретаются очень небольшими партиями и рассчитаны на спрос покупателя с достатком выше среднего.

Построение структуры  управления организацией - это важная составная часть общей функции  управления – организацией, одной  из центральных задач которой  является создание необходимых условий  для выполнения всей системы планов организации. Структура управления представляет собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементы - это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач, функций и работ. Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Численность работающих в ЗАО «ДЕБОРА» - 17 человек: 1 –  генеральный директор, 1 – главный  бухгалтер, 2 – бухгалтера, 1 – зам. директора, 2 - директора магазинов, 2 – старших продавца, 6 – продавцов-кассиров, 2 - уборщицы. Численность работающих в магазине «ДЕБОРА» 7 человек: 1 – директор, 1 - бухгалтер,1 – старший продавец,  3 – продавца, 1 – технический персонал (уборщица). Организационная структура ЗАО «ДЕБОРА» создана по линейно-функциональному типу представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Организационная структура предприятия ЗАО «ДЕБОРА»

Генеральный директор является главой предприятия, её учредителем, он принимает все управленческие и  организационные решения.

Главный бухгалтер разрабатывает  политику ценообразования, использования денежных ресурсов, ведет учет финансово-хозяйственной деятельности фирмы, прогнозирует деятельность фирмы на будущее, производит расчет заработной платы, премий, начисляет налоги в бюджет, делает соответствующие отчисления в государственные фонды, в пенсионный фонд, проводит плановые и неплановые инвентаризации, составляет всю необходимую отчётность.

Продавцы занимаются продажей товаров, решают вопросы, связанные  с подготовкой продукции к  ее конечному потреблению, занимаются фасовкой, упаковкой, приёмкой товаров  по накладным, составляют первичную документацию, проводят инвентаризацию товарно-материальных ценностей.

Также имеется уборщицы, которая числится в штате, и в  её обязанности входит содержание вменяемой  ей территории в частоте и порядке. Так же она должна чистить ежедневно витрины, протирать полки, на которых хранятся товары от пыли.

Из вышесказанного видно, что в торговом предприятии ЗАО  «ДЕБОРА» каждый сотрудник выполняет  определенные функции и обязанности; каждый имеет право проявлять  инициативу, предлагать свои идеи касательно улучшения работы предприятия, за это существует система премирования, которая утверждается руководителем.

Все функции управления реализуются в менеджменте через  совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект, то есть через методы управления.

В торговом предприятии  ЗАО «ДЕБОРА» применяются все  виды методов управления: организационно-административные, экономические, социально-психологические. Более всего директор использует организационно-административные методы, чтобы обеспечить четкость, дисциплину и порядок работы. Директор находится в хороших отношениях со всеми сотрудниками, в коллективе достаточно благоприятный психологический климат. Экономические методы используются директором охотно, только если сотрудник как-либо себя проявил: материальное поощрение заключается в выдаче премий. Это повышает деловую активность персонала, они стараются находить новые идеи для работы предприятия. Для наилучшего функционирования предприятия необходимо эффективно использовать трудовые ресурсы.

Работниками в основном являются женщины в возрасте от 30 до 40 лет. Мужчина только директор.

Наиболее важными сотрудниками является директор и бухгалтер, ведь они непосредственно относятся  к деятельности предприятия, принимают  управленческие решения, и так сказать, ведут предприятие. Они имеют высшее профессиональное образование, дополнительное образование в области торговли и опыт работы в торговле не менее 5 лет.

Продавцы-кассиры здесь  женщины средних лет, со средним  профессиональным образованием, имеют опыт работы в торговле не менее 2 лет.

 

 

2.2. Анализ основополагающих  глав бизнес-плана предприятия  ЗАО «ДЕБОРА»

В ЗАО «ДЕБОРА» был  составлен бизнес-план для открытия нового магазина бытовой химии. Основополагающими главами бизнес-плана являются маркетинговый, производственный и финансовый планы.

План маркетинга. В  условиях рыночных отношений использование  маркетинга является объективно необходимым, так как он указывает предприятиям и организациям наиболее правильные пути повышения эффективности их деятельности, ориентируемой на потребителя реализуемой продукции.

Главной целью предприятия  было проникновение на рынок и  последующее расширение рыночной доли. Поэтому в товарной политике главный упор делался на формирование ассортимента бытовой химии и средств по уходу за кожей в среднем ценовом сегменте с выделением линеек дорогих средств для отельного сегмента покупателей.

Так как спрос на продаваемую  продукцию является постоянным с  небольшим сезонным влиянием (в летний период он повышается в связи с дачным сезоном), то было необходимо создание преимуществ перед другими конкурентами, уже находящимися на этом рынке.

При открытии магазина применялись  несколько стратегий:

  1. Стратегия сегментирования, которая позволяет выяснить, сколько сегментов рынка необходимо охватить при реализации продукции. <spa

Информация о работе Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия: роль, цель, содержание и этапы разработки