Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия: роль, цель, содержание и этапы разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 08:47, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной для дипломного исследования темы - "Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия: роль, цель, содержание и этапы разработки" - определяется тем, что в современных условиях каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 5
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия…………………………………………
10
1.1. Роль и цель бизнес-планирования в экономической деятельности предприятия…......................................................................................
10
1.2. Этапы процесса бизнес-планирования деятельности предприятия..........................................................................................
18
1.3. Структура и содержание бизнес-плана……………………………. 26
Выводы……………………………………………………………….. 39

Глава 2. Анализ бизнес-процессов на предприятии ЗАО «ДЕБОРА»……... 40
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………..….. 40
2.2. Анализ основополагающих глав бизнес-плана предприятия в ЗАО «ДЕБОРА»………………………………………………….......
49
2.3. Анализ показателей финансового положения предприятия а ЗАО «ДЕБОРА»……………………………………………………………
61
Выводы……………………………………………………………….. 67

Глава 3. Разработка бизнес-плана с целью совершенствования бизнес-процессов в ЗАО «ДЕБОРА»………68
3.1. Разработка ключевых разделов бизнес-плана…………………….. 68
3.2. Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций……………. 75

Заключение………………………………………………………………….…… 82
Список литературы и источников……………………………………….……... 85

Файлы: 1 файл

Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Выбрав подходящую бизнес-идею и убедившись в ее перспективности можно приступать к разработке бизнес-плана. Формируется группа разработчиков бизнес-плана, а также определяется система финансового обеспечения бизнес-плана.

Разработчиками бизнес-плана  могут выступать работники организации, а также фирмы, специализирующиеся в маркетинговой деятельности, в области соответствующего проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости по согласованию с заказчиком привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с привлечением экспертов и консультантов, но с обязательным участием руководителей предприятия [16, с. 78].

По согласованию с  заказчиком при разработке бизнес-плана  могут подготавливаться и рассматриваться альтернативные варианты проектного предложения (два или больше) с варьированием состава, структуры, функционального назначения отдельных элементов, технических характеристик объекта, например, объемно-планировочных и конструктивных.

В этом случае в бизнес-плане  приводится сравнительная характеристика вариантов, но окончательное содержание бизнес-плана отражает данные лишь по одному варианту, выбранному на основании анализа для реализации.

Выбор окончательного варианта принадлежит заказчику бизнес-плана. Например, при ограниченных возможностях привлечения инвестиций заказчик вправе выбрать для реализации вариант с меньшим размером первоначальных (стартовых) капитальных вложений или отдать предпочтение варианту, обеспечивающему быстрейший ввод объекта в эксплуатацию и т.п.

Таким образом, бизнес-план предстает как определенная модель деятельности предприятия, которая использует все наработки традиционного планирования применительно к таким категориям рыночной экономики, как: бизнес, конкурентная борьба, коммерческий риск, достижение безубыточности и необходимого уровня рентабельности и т.д. [13, с. 64].

Стадия разработки бизнес-плана  включает такие мероприятия как  формулировка целей (концепций) бизнес плана, сбор исходных данных, экспертиза бизнес-плана с привлечением экспертов, последние два мероприятия могут осуществляться с помощью приобретения информации и услуг специализированных фирм, выбор методики расчета и компьютерных систем, проведение необходимых экономических расчетов и подготовка бизнес-плана, в заключение бизнес-план утверждается.

В настоящее время  на рынке России из западных методик  наиболее известна разработка UNIDO для развивающихся стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований.

Кроме того, популярностью  пользуются разработки Tacis – программы Европейского Союза, разработанной для стран СНГ по субсидированию приобретений современных технологий. Наиболее распространенными методиками по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов являются следующие методики: Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК) — структуры Мирового Валютного Фонда, а также UNIDO (разработка венской лаборатории). В методиках МФК, ЕБРР и UNIDO большее внимание уделяется обоснованию экономической эффективности проекта, в методике МБРР — оценке ситуации на рынке, где действует или предполагает действовать предприятие, являющееся разработчиком инвестиционного проекта [17, с. 15].

Важную роль сыграло  и Правительство Российской Федерации, утвердив своим постановлением Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации [2]. В качестве приложения к данному положению Правительство предлагает макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки.

В настоящее время  руководителей, имеющих современные  экономические знания, владеющих  методикой разработки бизнес-планов, имеющих время и желание этим заниматься, явно не хватает. Работа над бизнес-планом требует от руководителя определенных усилий и времени. К тому же требования со стороны инвесторов различны. В большинстве случаев самостоятельное использование предпринимателем указанных методик недостаточно для разработки бизнес-планов, удовлетворяющего требованиям инвесторов, и их можно рассматривать как предварительную проработку намерений и планов заемщика.

Расчеты, связанные с  составлением бизнес-плана, обычно ведутся  с учетом прогнозирования числовых оценок некоторых исходных данных, привлечения экспертных оценок будущего экономического, финансового и производственного состояния объекта не только по окончании жизненного цикла бизнес-проекта, но и в поквартальном и даже помесячном разрезе.

Наиболее полный учет динамики изменения основных показателей при реализации бизнес-проекта в разработанном бизнес-плане возможен в случае использования специализированных компьютерных программ экономического и финансового моделирования, приспособленных для решения подобных задач. Научно обоснованный выбор и эффективное использование компьютерных программных продуктов позволяют значительно улучшить качество бизнес-планов.

Кроме того, применение авторитетных лицензированных пакетов прикладных программ укрепляет авторитет инициаторов проекта и повышает финансово-экономическую привлекательность последнего.

В настоящее время  существует широкий набор специализированных программных продуктов, предназначенных для разработки и анализа бизнес-планов. Среди них наиболее известные западные пакеты прикладных программ: COMFAR и PROPSPIN созданные при UNIDO. Данные программные продукты являются лицензированными и международнопризнанными. Однако эти пакеты не учитывают российских реалий – особенностей налогового законодательства, высокого уровня инфляции, задержек платежей и др., что затрудняет их практическое использование [20, с. 39]. Также на российском рынке представлены такие мощные комплексы, занимающиеся корпоративным планирование и управлением, как SAP, BAAN и др.

Корпорация «Microsoft» имеет серьезные разработки в области управления инвестиционными проектами на базе теории графов и сетевого планирования. Продукт «Microsoft Project» предназначен для совершенствования организационных процессов, автоматизации ряда задач планирования, наглядного отражения хода планируемых работ, распределения ресурсов внутри проекта.

Однако, распространение данного  вида программного продукта в нашей стране продвигается медленно, прежде всего за счет его «западной» ориентированности и трудной настройки в российских условиях. Бизнес-менеджеры российских компаний предпочитают работать с отечественными производителями программных продуктов, которые учитывают специфику российской экономики.

Среди российских разработок представлены программные продукты таких фирм, как:

  • «Про-Инвест-Консалтинг»: Audit Expert, Project Expert, Forecast Expert, Project Questionnaire & Risk;
  • «Альт»: Альт-Финансы, Альт-Инвест-Прим, Альт-Инвест, Альт-План, Альт-Прогноз;
  • «ИНЭК»: 1С-АФСП, ИНЭК-АДП, ИНЭК-Аналитик, ИНЭК-Инвестор.

Все программы фирмы  «Альт» построены на базе электронных  таблиц (Microsoft Excel). Их плюсами являются: открытость программы (просмотр всех формул, связей между модулями и т.д.), универсальность программы (возможность редактирования формул, связей и т.д.) и низкая стоимость.

В связи с тем, что программы  фирмы «Альт» являются несамостоятельным  программным продуктом, то их недостатками являются ограниченности, низкая наукоемкость, большая вероятность ошибок и сложность их выявления. Результаты работы программ фирмы «Альт» рекомендуется использовать для внутреннего аудита и ускорения выполнения наиболее рутинных операций. [24, с. 8].

Более универсальными, наукоемкими и, соответственно, более дорогими являются программы фирмы «Про-Инвест-Консалтинг», которые представляют собой самостоятельные программные продукты. Именно они рекомендованы как стандарт для разработки планов развития предприятий Министерством экономики РФ, Сбербанком РФ, рядом отраслей и администраций регионов. Результаты работы этих программ могут являться документами, характеризующими привлекательность инновационного проекта для потенциальных инвесторов.

Наиболее популярной программой данной фирмы является Project Expert «позволяет проанализировать альтернативные варианты развития проекта и выбрать оптимальный путь развития предприятия, определить потребность предприятия в денежных средствах, подобрать оптимальную схему финансирования и условия кредитования, оценить запас прочности бизнеса, эффективность вложений для всех участников проекта, выбрать варианты производства, закупок и сбыта, а также вести контроль за реализацией проектов» [31, с. 203].

Система позволяет моделировать деятельность предприятий различных размеров – от небольшого частного предприятия до холдинговых структур. С ее помощью можно создавать проекты любой сложности – от расчета окупаемости нового оборудования до оценки эффективности диверсификации деятельности предприятия [31, с. 203].  Project Expert не требует ни глубокого знания математики, ни умения программировать – необходимо только хорошо знать описываемый бизнес.

Полностью составив бизнес-план нельзя рассчитывать на его успех  и на то, что инвесторы сразу  же вложат в него свои деньги. Необходимо уметь его представить в выгодном свете. Лучше всего для этого подходит презентация.

Стадия продвижения  бизнес-плана включает организацию  и проведение презентации бизнес-плана. Презентация бизнес-плана представляет собой «краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами» [11, с. 31].

Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров с потенциальными партнерами происходит согласование условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план.

Этап реализации бизнес-плана  охватывает период от принятия решения  об инвестировании до коммерческого производства. Поэтому необходимо определить технический и финансовый вклад различных стадий внедрения бизнес-плана с целью обеспечения достаточных финансовых средств для поддержания проекта до и после начала производства. На этом этапе уделяется особое внимание выбору финансирования, а также финансовых воздействий и производственных задержек.

Реализовать бизнес-план – значит выполнить все рабочие  задачи на фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию [25, с. 444]. Планирование реализации бизнес-проекта и составление бюджета включают следующие основные задачи:

  • определение типа рабочих задач на фирме и вне ее;
  • определение логической последовательности событий;
  • подготовка графика внедрения;
  • определение ресурсов, необходимых для завершения индивидуальных задач, и выявление соответствующих издержек;
  • подготовка бюджета внедрения и потоков средств, которые обеспечат доступность соответствующих фондов на всем протяжении фазы реализации;
  • документирование всех данных внедрения, позволяющее модернизировать планы и бюджет внедрения, равно как и прогнозы, сделанные во время составления бизнес-плана [33, с. 194-195].

План реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана. Главные стадии реализации бизнес-плана не всегда поддаются шаговому анализу, когда одна стадия неизменно следует за другой. Неизбежно большое количество пересечений и одновременного планирования различной деятельности.

Завершается реализация бизнес-плана  оценкой и анализом соответствия поставленных и достигнутых в  процессе бизнес-планирования целей.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что работа по бизнес-планированию достаточно трудоемкий и длительный процесс и прежде чем, приступить к планированию будущей деятельности, необходимо четко определить направления развития своего бизнеса, разработать стратегические цели, сформулировать концепцию, наметить стратегию поведения на рынке. Необходимо также решить, на кого будет рассчитана предпринимательская деятельность (массовый потребитель или отдельные группы потребителей), специализированным или неким типовым видом деятельности будет заниматься фирма. Лишь после этого целесообразно приступать к составлению бизнес-плана.

 

 

1.3. Структура  и содержание бизнес-плана

По структуре и содержательному  наполнению существует множество модификаций бизнес-плана, однако, она не имеет жестких границ. В зависимости от сферы деятельности, масштабов проекта, требований потенциального инвестора и других факторов структура и содержание бизнес-плана могут изменяться. Определяющим фактором здесь служит назначение бизнес-плана. Бизнес-план может разрабатываться как в целом по предприятию, так и по отдельным его структурным подразделениям. Глубина проработки бизнес-плана также может зависеть от объема запрашиваемого финансирования. В случае малого бизнеса некоторые детали бизнес-плана могут быть опущены или изложены в сокращенном объеме.

По мере развития бизнеса  объем информации необходимой для планирования, прогнозирования и анализа постоянно возрастает. Поэтому предприятию, организации целесообразно иметь два вида бизнес-плана: официальный и рабочий бизнес-план [26, с. 10-11]. Бизнес-план – официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т.д. [11, с. 22]. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т.п.

В рабочий бизнес-план включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер, дополняться в процессе работы и использования при модернизации официального варианта бизнес-плана.

Информация о работе Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия: роль, цель, содержание и этапы разработки