Бизнес планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:55, реферат

Описание работы

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Это объясняется тем, что в современной экономике именно предприятия производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.

Файлы: 1 файл

курсовик готово.docx

— 27.27 Кб (Скачать файл)

Введение.

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Это объясняется тем, что в современной экономике именно предприятия производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.        В начале надо найти самому возможность улучшения показателей фирмы с помощью инвестирования, иначе говоря – во что можно вложить деньги. Затем надо тщательно проработать все аспекты реализации инвестиционной идеи и создать адекватный ей бизнес-план. Если такой план удается разработать, и он представляет интерес, то исследования стоит продолжать. Это предполагает более углубленную проработку бизнес-плана и оценку экономических аспектов намечаемого инвестирования. Наконец, если результат оказывается благоприятным, наступает стадия принятия решения о реализации проекта.Задачей этой работы является создание бизнес-плана, т.е. решение задачи, общей для новой коммерческой деятельности. Однако если для обычного коммерческого проекта, не требующего дополнительного инвестиционного цикла или связанного с относительно небольшими суммами капитальных затрат, бизнес- план может стать основным обосновывающим документом, то при подготовке крупных проектов инвестиций в реальные активы бизнес-план превращается лишь в промежуточный документ, что не делает его менее важным.         Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план, в конечном счете, отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты? Конечно, каждый предприниматель старается продумать эти вопросы, но важно составить бизнес план на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести специальные расчеты – это помогает заранее увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они. Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие банки вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становиться известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом, а руководителем лишь подписан. Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя предприятия или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу, он моделирует свою будущую деятельность. Составления бизнес-плана сегодня становится крайне актуальным:

- во-первых, в нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, которые никогда не руководили никаким коммерческим предприятием;

- во-вторых, меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к борьбе с конкурентами;

- в-третьих, рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема нашей экономики, необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам, что мы способны просчитать все аспекты использования таких инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.  Стоит сказать о том, что бизнес-план – документ перспективный и составлять его (даже для простейшего проекта) рекомендуется на три – пять лет вперед. В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и накапливать информацию как о состоянии целевых рынков,  так и о положении на них конкурентов, и собственных перспективах и возможностях.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС ПЛАНА В ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Говоря о бизнес-плане  как об обязательной части начала бизнеса, не стоит забывать о том, что бизнес план нужен не только для того чтобы бизнес начал работать. Грамотно составленный бизнес план будет  сопровождать работу компании, и предприятия  на протяжении всего времени существования  бизнеса.           Бизнес планы играют очень важную роль в работе и развитие предприятия, и не только на начальной стадии. Конечно же, это касается по настоящему профессионально составленного плана, на разработку которого были потрачены усилия и в него вносились только настоящие не преувеличенные и не преуменьшенные данные, а реальное положение дел на рынке. Каждый бизнес план предприятия – это разработка стратегии ведения бизнеса, на основе которой и будет строиться первоначальная работа бизнеса и будет вестись управление бизнесом. Если развитие предприятия будет идти в соответствии с грамотным, профессионально разработанным планом, то результаты, которые были распланированы, обязательно будут достигнуты.При дальнейшей работе предприятия бизнес план является точкой, от которой можно отталкиваться и вести работу по развитию в нужном направлении. В том случае, если возникает изменение на рынке, в экономике, предприятие должно отреагировать достаточно быстро, чтобы сохранить свое устойчивое положение. В этом могут помогать правильно составленные бизнес планы. В течение всего времени работы предприятия в бизнес планы вносятся изменения в соответствии с изменениями работы по причинам меняющихся условий рыночных отношений. Создаются корректировки в стратегии ведения бизнеса, вносятся поправки в управление бизнесом. Анализируя все изменения, которые вносились в бизнес план можно быстро выявить самые слабые и самые сильные стороны бизнеса и обратить внимание на то, чтобы устранить слабые стороны путем дальнейшей корректировки. Бизнес план также покажет результаты всей проделанной работы за определенный период времени и поможет выйти на новый уровень развития предприятия, отобразив в бизнес плане соответствующие шаги и внести изменения. Бизнес план имеет непосредственное отношение к тому, что с течением времени предприятие будет не только укреплять свои позиции на рынке, а также может достаточно быстро развиваться и расширяться, привлекая к себе внимание потребителей, новых партнеров и инвесторов.   Составление бизнес-плана имеет существенное значение для предприятий в тех случаях, когда у них недостает собственных финансовых ресурсов для выполнения того или иного их проекта. В этих случаях данный документ является одним из основных, который необходим предприятию для обращения к другим инвесторам с просьбой привлечения их финансовых ресурсов для финансирования данного проекта или в банк, для получения на данную цель заемных средств, для определения объемов и разработки стратегии финансирования. При этом в качестве инвесторов могут выступать банки, другие юридические лица, а также физические лица. Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании обществ. Именно при помощи бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая - распределяется в форме дивидендов между акционерами. Бизнес-план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности. Бизнес-план является одним из основных равных документов, определяющих стратегию функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период времени. В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследования и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

- конкретный пример производства  определенного товара (услуг) - создание  типа изделий или оказание  новых услуг;

- всесторонний анализ  производственно-хозяйственной и  коммерческой деятельности, целью  которого является выделение  ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других  аналогичных фирм;

- изучение конкретных  финансовых, технико-экономических  и организационных механизмов, используемых  в экономике для реализации  конкретных задач.

Цели бизнес-плана можно  рассматривать как желаемое положение  предприятия. Как правило, сначала  определяются общие цели, потом выделяются конкретные, которые означают промежуточные  этапы в достижении общей цели. Цели субъективны и в этом понятии  они не могут быть правильными  или неправильными. Для вхождения  в рынок нового предприятия ему  нужны исследования положения самого рынка и конкретной рыночной ситуации. Бизнес-план охватывает как внешние, так и внутренние цели. Основная внешняя цель заключается в том, чтобы определить будущих партнеров  и кредиторов в успехе дела. Главная  внутренняя цель бизнес-плана - быть основой  управления предпринимательской деятельностью. Конкретные цели раскрывают содержание и особенности плановых подходов, особенности самого предприятия, специфику его деятельности. Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:

- основание экономической  целесообразности и направлений  развития фирмы;

- расчет ожидаемых финансовых  результатов деятельности, в первую  очередь объемов продаж, прибыли,  доходов на капитал;

- определение намечаемого  источника финансирования реализации  выбранной стратегии, т.е. способ  концентрации финансовых ресурсов;

- подбор работников, которые  способны реализовать данный  план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА БИЗНЕС ПЛАНА.

Структура бизнес-плана зависит  от характера бизнеса, целей плана, требований потенциального инвестора. Бизнес-план должен содержать следующие  разделы:

- исполнительное резюме;

- общее описание предприятия; 

- продукция и услуги;

- маркетинг; 

- производственный план;

- управление и организация; 

- финансовый план;

- оценка рисков;

- приложения.

"Исполнительное резюме" является первым разделом бизнес-плана  и является его сокращенной  версией, содержит краткое описание  компании, наиболее привлекательные  моменты из всех остальных  разделов, положительные аспекты  предлагаемой бизнес-идеи, объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый срок возврата средств.

В "Общем описании предприятия" необходимо охарактеризовать предприятие  и его положение на рынке, назвав организационно-правовую форму предприятия, перечислив основные виды деятельности, владельцев предприятия, достижения, основные финансовые показатели, отличия данной компании от конкурентов, проблемы и  цели данного бизнеса.

 

Раздел "Продукция и  услуги" содержит описание товаров  и услуг, предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекательных сторон, анализ продукции конкурентов, степень  готовности продукции или услуг  к выходу на рынок.

Цель раздела бизнес-плана "Маркетинг" - разъяснить, как бизнес намеревается добиться успеха на рынке. Раздел содержит маркетинговый анализ (характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый план (стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж).

Раздел "Производственный план" содержит описание технологического процесса и изменений, которые должны произойти по мере развития предприятия. Необходимо отразить общий подход предприятия к организации производства, перечень источников сырья и материалов, технологического оборудования (наименование и основные характеристики), потребности предприятия в помещениях, коммуникациях, источниках энергии, требования в отношении трудовых ресурсов (персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).

В разделе "Управление и  организация" нужно коротко представить  основных участников предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты  сотрудники и т.д.), привести организационную  схему предприятия, показывающую внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации.

Цель "Финансового плана" заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему  проектировок, отражающих ожидаемые  финансовые результаты деятельности компании. Для уже существующего бизнеса целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития компании.

Финансовый план должен содержать  график выполнения работ и потребностей в финансовых ресурсах для их реализации (предполагаемые источники и схемы  финансирования, ответственность заемщиков  и систему гарантий, график погашения  кредитов), подробную смету расходов.

В финансовый план включают отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта (внутренняя норма доходности, NPV, срок окупаемости, индекс рентабельности, точка безубыточности, операционный рычаг и т.д.).

В разделе "Оценка рисков" требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для  проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ  на вопрос "как минимизировать риски  и возможные потери от них?" должен состоять из двух частей: описание организационных  мер профилактики рисков и изложение  программы самострахования или  внешнего страхования.

В "Приложения" включаются документы, которые могут служить  подтверждением или более подробным  объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут  относиться резюме руководителей предприятия  или проекта, подтверждающие их компетенцию  и опыт работы, результаты маркетинговых  исследований, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, подробные технические  характеристики продукции, план предприятия (и прилегающей территории), контракты  и договоры, лицензии, разрешения, сертификаты, отзывы и т.п.

ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС ПЛАНА.

Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию и четко определить цели и задачи будущего проекта.

Информация о спросе

Перед тем как составлять бизнес-план, необходимо оценить спрос  на товар (работы или услуги), который  предлагается производить. Необходимо понять, что и кому будет продаваться  и почему люди будут это покупать. Надо помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, он покупают совокупность определенных преимуществ, разрешая свои проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента (специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом): характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации. Суть центральной идеи теории маркетинга состоит в том, что рынок включает в себя довольно обособленные подразделения или сегменты. Каждый сегмент предъявляет специфические требования к продукции или услугам. Если предприятие приведет свою продукцию или услуги в соответствие с этими требованиями и сделает это лучше, чем конкуренты, то оно сможет увеличить долю своего участия на рынке и, следовательно, увеличить прибыльность. Важным обстоятельством при этом будет определение покупателей: каковы их запросы и как на них выйти, довести до них свою продукцию. Без хорошего понимания запросов покупателей (клиентов) нельзя оценить сильные и слабые стороны продукции или услуг. Необходимые данные можно получить, обратившись в соответствующие организации, а можно провести и собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах. Данные о потенциальных размерах рынка могут обосновать те положения бизнес-плана, которые касаются маркетинга. Они должны включать информацию о фирмах-конкурентах, о торговой наценке, о рыночных трендах (тенденциях) и перспективах роста.

Информация о работе Бизнес планирование на предприятии