Бизнес-план в системе планирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:09, реферат

Описание работы

Автомобильный транспорт является одним из главных инструментов в решении экономических задач. Изменившиеся социально-экономические условия заставляют коренным образом пересматривать представления об основах организации деятельности предприятий любого профиля. Несомненно, наиболее сложным и быстроменяющимся в ходе реформ компонентом работы автотранспортного предприятия является планирование – одна из важнейших функций в системе управления любым предприятием, реализующих принципы предпринимательства в автотранспортной отрасли.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Планирование как функция управления…………………………………….5
2. Назначение бизнес-плана……………………………………………………10
3. Состав бизнес-плана…………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………………….22

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ планирование на предприятии.docx

— 95.24 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «БГУЭП»

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного

Учреждения высшего профессионального  образования

«Байкальский государственный  университет экономики и права»

в г. Якутске

Кафедра производственного менеджмента

 

 

 

 

Реферат

по планированию на предприятии

На тему: Бизнес-план в  системе планирования предприятия

 

 

 

Студентка гр.МНГ-08______________________А.П.Кузьмина

(дата и подпись)

Преподаватель______________________________Н.П.Воскресенская

(дата и подпись)

 

 

 

Якутск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1. Планирование как функция  управления…………………………………….5

2. Назначение бизнес-плана……………………………………………………10

3. Состав бизнес-плана…………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………...21

Список использованной литературы………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Автомобильный транспорт  является одним из главных инструментов в решении экономических задач. Изменившиеся социально-экономические  условия заставляют коренным образом  пересматривать представления об основах  организации деятельности предприятий  любого профиля. Несомненно, наиболее сложным и быстроменяющимся в  ходе реформ компонентом работы автотранспортного  предприятия является планирование – одна из важнейших функций в  системе управления любым предприятием, реализующих принципы предпринимательства  в автотранспортной отрасли.

В общем виде планирование – это процесс принятия решений, который предшествует будущему действию. Планирование позволяет:

- предвидеть перспективу  развития автотранспортного предприятия  на будущее;

- более рационально распределять  и использовать ресурсы предприятия;

- повышать качество транспортных  услуг в соответствии с конъюнктурой  рынка;

- обеспечивать устойчивость  бизнеса и избегать риска банкротства;

- эффективно проводить  инновационную политику на предприятии;

- повышать эффективность  производства и улучшать финансовое  состояние предприятия;

- обеспечивать координацию  действий на предприятии;

-совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельности.

Взаимодействуя на микроуровне  с такими экономическими науками, как  маркетинг, организация производства, управление предприятием и многими  другими, внутрипроизводственное планирование позволяет находить ответы на фундаментальные  вопросы рыночной экономики. Эти  главные вопросы современного рынка, определяющие, в сущности, основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом, заключаются в следующем.

1. Какую продукцию, товары  или услуги следует производить  на предприятии?

2. Сколько продукции или  товаров выгодно предприятию производить и какие экономические ресурсы следует использовать?

3. Как эту продукцию  надо производить, какую технологию  применять и как организовать  производство?

4. Кто будет потреблять  производимую продукцию, по каким  ценам ее можно продавать?

5. Как предприятие может  приспособиться к рынку, и как  оно будет адаптироваться к  внутренним и внешним изменениям  рынка?

Из этих вопросов вытекает, что основным объектом внутрихозяйственного планирования на предприятии служит взаимосвязанная система планов экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления товаров и ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Планирование как функция  управления

 

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления компанией состоит в обоснованном определении основных направлений  и пропорций развития производства с учетом материальных источников его  обеспечения и рыночного спроса. Сущность планирования проявляется  в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период времени; определении хозяйственных  задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционировании и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планированием призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт, сервис. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке. Внутрифирменное планирование охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования. Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки. Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства фирмой на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой. Можно выделить некоторые характерные особенности планирования в зависимости от целей:

- в американских компаниях  главное - это объединение стратегий  всех подразделений и распределение  ресурсов;

- в английских - ориентация на распределение ресурсов;

- в японских - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений.

Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение  политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Планирование заканчивается  перед началом действий по реализации плана. Планирование - это начальный  этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций (рис.1.).

Планирование направлено на оптимальное  использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование  всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий.


Контроль


Реализация


Планирование


Сбор информации




Корректировка



 

 

Рис.1. Общая схема процесса управления компанией

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают  три вида планирования: стратегическое (перспективное), среднесрочное (бизнес-план), текущее (тактическое).

Стратегическое планирование заключается в основном в определении  главных целей деятельности фирмы, охватывает период в 10-15 лет, основывается на глобальных ресурсах.

Текущее планирование заключается  в основном в определении промежуточных  целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы  решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное  обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в  предстоящем периоде, и не этой основе разработать показатели развития фирмы  на плановый период.

В основу при разработке плана кладется:

- анализ перспектив развития  фирмы;

- анализ позиций в конкурентной  борьбе;

- выбор стратегии и  определение приоритетов по конкретным  видам деятельности;

- анализ направлений диверсификации.

На рис.2. представлена схема  стратегического планирования, которая  демонстрирует, что перспективы  и цели связаны между собой  для выработки стратегии. Текущие  программы (бюджеты) ориентируют оперативные  подразделения фирмы в их повседневной работе, направленной на обеспечение  текущей рентабельности, стратегические программы и бюджеты закладывают  основы будущей рентабельности, что  требует создания специальной системы  исполнения, построенной на управлении проектами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ



СТРАТЕГИИ


ЦЕЛИ




ЗАДАЧИ




Бюджеты/стратегические программы


Бюджеты/текущие программ




Выполнение по проектам


Выполнение по подразделениям




Стратегический контроль


Оперативный контроль



 

Рис.2. Схема стратегического планирования .

Стратегический план выражен  стратегией корпорации. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В  нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего  звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.

Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный  для обновления производственного  аппарата и ассортимента продукции. В них формируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы, стратегия сбыта, финансовая стратегия  и т.п. Среднесрочные планы предусматривают  разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели. В нем приводятся детальные сведения о продуктах, капиталовложениях, источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

Основным видом среднесрочных  планов является бизнес-план, который  имеет ряд особенностей, раскрываемых ниже.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы. Особенно часто в ходе текущего планирования разрабатываются планы маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Назначение бизнес-плана

 

Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержаться оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.

Ценность бизнес-плана  определяется тем, что он:

- дает возможность определить  жизнеспособность проекта в условиях  конкуренции;

- содержит ориентир, как  должен развиваться проект (предприятие);

- служит важным инструментом  получения финансовой поддержки  от внешних инвесторов.

При составлении бизнес-плана  необходимо оценить возможности  и проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется определением (или оценкой) общего положения. Имея такую оценку приступают к постановке целей и задач. Этот процесс в свою очередь состоит из двух частей. Во-первых, устанавливается, что будет являться продукцией проекта (каким бизнесом будет заниматься предприятие), во-вторых, определяются главные, количественно обоснованные цели на перспективу.

Установление таких целей  является наиболее легкой задачей. Решив  ее, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и составить  планы, которые формируют ядро бизнес-плана. Хорошо составленный бизнес-план, как  правило, является существенным фактором длительного выживания предприятия  и его прибыльности.

Бизнес-план помогает решить вопросы финансирования, то есть он может стать средством привлечения  капитала, необходимого для осуществления  проекта (развития предприятия). При  составлении бизнес-плана необходимо представить, какие препятствия  могут возникнуть на пути к успеху. Может случиться так, что эти  препятствия слишком серьезны и  на предлагаемой идее нужно ставить крест. Разумеется, это не самый приятный вывод, но лучше его сделать, пока проект на бумаге, а не тогда, когда на его создание уже потрачены деньги и время. Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие), планировать процесс перехода от одного состояния в другое.

В наше время бизнес-план становиться для предпринимателя  все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите  грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.

Инвесторы хотят увидеть  бизнес-план доказывающий, что над  идеей хорошо поработали и предприниматель  тщательно продумал все действия, которые необходимо предпринять  для осуществления идеи и превращения  ее в успешно функционирующую  программу.

Бизнес-план представляет из себя документ, который убедительно демонстрирует способность вашей компании произвести и (что самое главное) продать достаточно товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов). Таким образом, бизнес-план является не просто набором управленческих решений в области маркетинга, стратегии производства и продаж, организации и финансов - он позволяет Вам "удачно" продать ваш бизнес тому, для кого этот план предназначен, будь то банк, инвестиционная компания, потенциальный партнер (заказчик).

Информация о работе Бизнес-план в системе планирования предприятия