Банкротство хозяйствующих субъектов по законодательству РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение, рассмотрение и анализ общих вопросов, касающихся банкротства хозяйствующих субъектов по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие основные задачи:
изучение нормативно-правовой основы банкротства предпринимателей;
рассмотрение роли государства в вопросах, касающихся банкротства;
изучение вопросов, касающихся рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде.

Содержание работы

Введение 3
1. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей 5
1.1 Понятие и причины несостоятельности (банкротства) 5
1.2 История развития 7
1.3 Институт банкротства 9
1.4 Роль государства в вопросах банкротства предпринимателей 11
1.5 Нормативно-правовая основа банкротства предпринимателей 12
2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) 21
2.1 Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности 22
2.2 Стадии рассмотрения дел о банкротстве 24
2.3 Процедуры банкротства 24
3. Общая правовая характеристика банкротства и его предупреждение 27
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

банкротство хоз.субъектов.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Закон о банкротстве 1992 г. имел специальный  разд. VI "Неправомерные действия должника, собственника предприятия-должника, кредитора и иных лиц". Федеральный  закон о банкротстве 1998 г. и Федеральный закон 2002 г. не пошли по пути своего предшественника. В них вопросы юридической ответственности не выделены в отдельную главу, а рассредоточены по всему тексту, привязаны к излагаемым в этих федеральных законах отдельным поведенческим актам участников дела о несостоятельности (банкротстве). За неправомерные действия лица, совершившие их, привлекаются к гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности.

Уголовная ответственность руководителя должника, физического лица, индивидуального предпринимателя, других субъектов наступает в следующих случаях:

а) сокрытие имущества или имущественных  обязательств, сведений об имуществе, его размерах, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно и сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб;

б) неправомерное  удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов руководителем  или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем, знающим о своей фактической несостоятельности (банкротстве), заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно и принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб;

в) преднамеренное банкротство, т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или  собственником коммерческой организации, а равно и индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия;

г) фиктивное  банкротство, т.е. заведомо ложное объявление руководителем или собственником  коммерческой организации, а равно  и индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб.

Перечисленные составы преступлений предусмотрены ст. 195-197 УК РФ. Совершение указанных деяний влечет различные виды наказаний вплоть до лишения свободы. В 2001 г. было зарегистрировано 537 преступлений, связанных с преднамеренным или фиктивным банкротством.

Отсюда, уголовная ответственность наступает в случае причинения неправомерными действиями крупного ущерба, а при преднамеренном. банкротстве -- и иных тяжких последствий. Если данные признаки отсутствуют, то за сходные по составу правонарушения наступает ответственность административная, предусмотренная ст. 14.12 и 14.13 КоАП РФ. Подобные дела рассматривают судьи арбитражных судов единолично (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Необходимо  обратить внимание и на составы административных правонарушений, вытекающие из неправомерных  действий при банкротстве. К ним, в частности, относятся: 1) неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве); 2) невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Пожалуй, главными действующими лицами драмы, разыгрывающейся в процессе банкротства хозяйствующих субъектов и граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, выступают кредиторы. Ведь они потеряли свое имущество и сохранили лишь надежду вернуть хоть что-то. В зависимости от обстоятельств, связанных с делом о банкротстве, они могут быть представлены одним, десятками, сотнями и многими тысячами субъектов. Но понятие "кредитор" сложно не только количественно, но и содержательно, качественно. В Федеральном законе 2002 г. оно трактуется не как однозначное.

Кредиторами именуются лица, имеющие по отношению  к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам -- об уплате обязательных платежей, о  выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Правом же на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом обладают только лица, признаваемые конкурсными кредиторами. В их число не входят, например: граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; учредители (участники) должника -- по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Кредиторы, как правило, разобщены территориально и организационно, преследуют в процессе банкротства не всегда совпадающие, а нередко и противоречащие друг другу интересы. Важно поэтому добиваться сглаживания противоречий между ними, нивелирования интересов, объединения их усилий с устремлениями других участников процесса в достижении позитивных конечных результатов, максимально удовлетворяющих всех его участников. Федеральный закон 2002 г. закрепил систему форм, как раз и призванных выразить и защитить интересы кредиторов.

Высшей  и наиболее демократичной формой является собрание кредиторов. Она  используется во всех процедурах банкротства. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника -- унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. Если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

Исключительная  компетенция собрания кредиторов исчерпывающе закреплена в ст. 12 Федерального закона 2002 г. Это, например: принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; утверждение и изменение плана внешнего управления; утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; утверждение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; избрание представителя собрания кредиторов. Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы на решение иным лицам или органам.

Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов при несостоявшемся первом правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с указанным Федеральным законом. В ст. 13-15 Федерального закона 2002 г. обстоятельно урегулированы процедуры, связанные с надлежащим уведомлением лиц о проведении собрания, порядком созыва собрания и принятием на нем решений.

Реестр  требований кредиторов ведет арбитражный  управляющий или реестродержатель. Реестр требований кредиторов в качестве реестродержателя ведется профессиональными  участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с общими правилами деятельности арбитражного управляющего, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов и утверждаемыми Правительством РФ. Решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе реестродержателя принимается собранием кредиторов. До даты проведения первого собрания кредиторов решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требовании кредиторов и выборе реестродержателя принимается временным управляющим. Решение собрания кредиторов о выборе реестродержателя должно содержать согласованный с реестродержателем размер оплаты услуг реестродержателя.

Не позднее  чем через пять дней с даты выбора собранием кредиторов реестродержателя арбитражный управляющий обязан заключить с реестродержателем  соответствующий договор. Договор  с реестродержателем может быть заключен только при наличии у  него договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (ст. 16 Федерального закона 2002 г.).

Следующей формой после собрания кредиторов является комитет кредиторов, который представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном Федеральным законом 2002 г. Решения об избрании членов комитета кредиторов и определении их количественного состава (от 3 до 11 человек) принимает собрание кредиторов.

Комитет для осуществления возложенных  на него функций вправе: а) требовать  от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур банкротства; б) обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего; в) принимать решения о созыве собрания кредиторов; г) принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей; д) принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном Федеральным законом 2002 г. Комитет кредиторов для реализации своих полномочий вправе избрать своего представителя.

В Федеральном  законе о банкротстве 1998 г. и Федеральном  законе 2002 г. рассматриваются еще  так называемые заинтересованные лица. Ими по отношению к должнику признаются, в частности: 1) юридическое лицо, которое является основным или дочерним по отношению к должнику в соответствии с гражданским законодательством; 2) руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника, коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе указанные лица, освобожденные от своих обязанностей в течение года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве. Под заинтересованными лицами по отношению к гражданину понимаются его супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры и братья, а также родственники по нисходящей линии, родители, сестры и братья супруга.

Одним из наиболее активно действующих  в процессе банкротства субъектов  призван быть арбитражный управляющий. Он от начала и до конца выступает как некий координационный центр причастных к банкротству лиц, призванный регулировать их действия с арбитражным судом., является центральной фигурой в деле обеспечения реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве). От его усилий, честности, опыта и знаний (прежде всего правовых) во многом зависят реальная отдача от судебных и внесудебных процедур, осуществляемых в связи с неплатежеспособностью хозяйствующих субъектов-должников, а также результаты банкротства.

Согласно  Федеральному закону 2002 г. арбитражным  управляющим может быть гражданин  РФ, утверждаемый арбитражным судом  для проведения процедур банкротства  и осуществления иных установленных  Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций. Арбитражный управляющий выступает в четырех различных ипостасях. Им может быть: временный управляющий -- арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с Федеральным законом 2002 г.; административный управляющий -- арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом 2002 г.; внешний управляющий -- арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных указанным Федеральным законом полномочий; конкурсный управляющий -- арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных указанным Федеральным законом полномочий.

Информация о работе Банкротство хозяйствующих субъектов по законодательству РФ