Банкротство хозяйствующих субъектов по законодательству РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение, рассмотрение и анализ общих вопросов, касающихся банкротства хозяйствующих субъектов по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие основные задачи:
изучение нормативно-правовой основы банкротства предпринимателей;
рассмотрение роли государства в вопросах, касающихся банкротства;
изучение вопросов, касающихся рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде.

Содержание работы

Введение 3
1. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей 5
1.1 Понятие и причины несостоятельности (банкротства) 5
1.2 История развития 7
1.3 Институт банкротства 9
1.4 Роль государства в вопросах банкротства предпринимателей 11
1.5 Нормативно-правовая основа банкротства предпринимателей 12
2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) 21
2.1 Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности 22
2.2 Стадии рассмотрения дел о банкротстве 24
2.3 Процедуры банкротства 24
3. Общая правовая характеристика банкротства и его предупреждение 27
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

банкротство хоз.субъектов.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

2.3 ПРОЦЕДУРЫ  БАНКРОТСТВА

Важную  роль среди общих (статических) положений  о банкротстве занимают его процедуры, которые вправе применить арбитражный  суд при рассмотрении дела о банкротстве. На выбор конкретной процедуры оказывают влияние не только арбитражный суд, но и лица, связанные с этим делом, начиная непосредственно с должника. Избранная арбитражным судом процедура банкротства в дальнейшем определяет поведение и самого суда, и должника, и кредитора, и всех других имеющих отношение к банкротству участников социального общения, а также сам конечный результат дела. Поэтому, как только начинает возникать угроза банкротства, необходимо причастным к нему лицам (прежде всего должнику и кредитору) своими действиями в ходе подготовительной работы к разбирательству дела и непосредственно в суде активно добиваться применения именно той процедуры, которая в наибольшей мере отвечает их интересам.

Процедуры банкротства можно сравнить с  исполнительным производством: целью и процедур банкротства, и исполнительного производства фактически является исполнение судебного акта, принятого судом. На схожесть конкурсного и исполнительного процесса обращал в свое время внимание Г.Ф. Шершеневич Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М., 2000. С. 105.. Разница между ними состоит в том, что если в ходе исполнительного производства реализуются конкретные положения судебного акта, то в ходе процедур банкротства исполняются общие положения судебного акта арбитражного суда, являющегося основой разрешения конфликта, но не определяющего экономические и правовые пути выхода из него (конкретные способы реализации положений судебного акта арбитражного суда и достижения целей банкротства определяются кредиторами и назначенным судом арбитражным управляющим). Таким образом, основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта.

На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет и судебные, и контрольно-надзорные, а также руководящие функции Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М., 2000. С. 105. стр.304-309. Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК для судебного разбирательства, жалоб и заявлений лиц, участвующих в деле; руководящая роль -- в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т. п.

Согласно  Федеральному закону о банкротстве 1998 г. все процедуры банкротства были разделены на две группы. Одни применялись при рассмотрении дел о банкротстве должника -- юридического лица: наблюдение, внешнее управление (судебная санация), конкурсное производство, мировое соглашение. Вторая группа процедур -- конкурсное производство и мировое соглашение -- применялась по делам о банкротстве должника-гражданина.

Федеральный закон 2002 г. сохранил этот общий подход, но при этом ввел одну новую процедуру - финансовое оздоровление и уточнил  содержание прежних. Теперь система процедур выглядит следующим образом:

а) наблюдение, применяемая к должнику в целях  обеспечения сохранности имущества  должника, проведения анализа финансового  состояния должника, составления  реестра требований кредиторов и  проведения первого собрания кредиторов;

б) финансовое оздоровление, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в  соответствии с графиком погашения  задолженности;

в) внешнее  управление, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

г) конкурсное производство, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях  соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

д) мировое  соглашение, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

 

3. ОБЩАЯ  ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКРОТСТВА  И ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Развертывание механизма правового регулирования банкротства, как и любого иного общественного отношения, начинается с определения участников соответствующих общественных отношений, в данном случае -- лиц, на которых распространяется действие законодательства о банкротстве.

1. Потенциально несостоятельные (банкроты) физические лица. Согласно ч.2 ст. 25 Гражданского Кодекса РФ различаются три категории банкротов:

индивидуальный  предприниматель, который не в состоянии  удовлетворить требования кредиторов, вытекающие из осуществляемой им предпринимательской деятельности.

граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

индивидуальные  предприниматели, являющиеся главами  крестьянских (фермерских) хозяйств § 1--3 гл. Х Федерального закона 2002 г..

2. Несостоятельные (банкроты) юридические лица. Согласно закона по решению суда может быть признано банкротом любое юридическое лицо, являющееся коммерческой (за исключением казенных предприятий) и некоммерческой организацией (гл. 4 ГК РФ).

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций определяются не только Гражданским кодексом РФ, но и другими законами. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; посл. ред..: Федеральный закон от 28 декабря 2002 г. № 185-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 52., согласно которых дополняется перечень, имеющийся в Кодексе, тремя новыми формами: некоммерческим партнерством; автономной некоммерческой организацией; государственной корпорацией.

3. В  отечественном предпринимательстве  нередко участвуют иностранные граждане и юридические лица, которые, естественно, могут стать участниками отношений, связанных с банкротством.

4. Близким  к должнику, но самостоятельным  участником связанных с банкротством  отношений является представитель  работников должника. Работник -- физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем -- физическим либо юридическим лицом (организацией). Под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством.

Непременную предпосылку реализации законодательства о банкротстве составляет наличие факта банкротства. При его определении в Федеральном законе 2002 г. за исходное взято действовавшее ранее положение о том, что банкротство есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. Сами эти требования сведены в две обособленные группы:

1) денежное  обязательство -- обязанность должника  уплатить кредитору определенную  денежную сумму по гражданско-правовой  сделке и/или по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ;

2) обязательные  платежи -- налоги, сборы и иные  обязательные взносы в бюджет  соответствующего уровня и в  государственные внебюджетные фонды  (Пенсионный фонд РФ, Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ) в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ. По обоим федеральным законам (2002 и 1998 гг.) должник считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по оплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения. В отношении гражданина Федеральный закон 2002 г. внес весьма существенное и разумное дополнение: банкротом он может быть признан, если сумма его неисполненного обязательства превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Граждане, включая индивидуальных предпринимателей, и юридические лица являются участниками  самых различных правоотношений, в которых как стороны этих правоотношений могут оказаться должниками. Федеральный закон 2002 г. определил: состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, как правило, определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (ст. 4 Федерального закона).

Право обратиться в арбитражный суд  с заявлением о признании должника банкротом поставлено в прямую зависимость  от ответа на вопрос: о каких неисполненных  обязанностях должника -- денежных обязательствах или обязательных платежах -- идет речь? По Федеральному закону 2002 г. таким правом обладают: а) должник (гражданин, в т.ч. индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного данным Федеральным законом; б) конкурсные кредиторы (кредиторы по денежным обязательствам, за искл. уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия); в) уполномоченные органы (федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Федерации и муниципальных образований. По Федеральному закону о банкротстве 1998 г. в числе обладателей такого права был особо выделен прокурор).

Право на обращение в арбитражный суд  возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с  даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику, а у уполномоченного органа по обязательным платежам -- по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Что касается должника, то ему предоставлено не только право, но и установлена его  обязанность обратиться в арбитражный  суд с заявлением о своем собственном  банкротстве. Должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Иначе обстоит дело, если должнику Федеральным законом предписано обратиться в суд. Руководитель должника (а им является единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности) или индивидуальный предприниматель обязан обратиться, например, с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если: а) удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и/или иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; б) органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; в) органом, уполномоченным собственником имущества должника -- унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; г) обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; д) в иных предусмотренных Федеральным законом случаях. Должник обязан также обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Во всех указанных случаях заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

За неисполнение обязанности по подаче заявления  должника в арбитражный суд руководитель должника и другие обязанные лица несут юридическую ответственность. В этой связи уместно рассмотреть общий вопрос о юридической ответственности за нарушение законодательства о банкротстве. Изучение нормативных правовых актов и практики их применения показывает, что в разного рода акциях, связанных с преодолением неплатежей, ликвидацией обанкротившихся предпринимателей, принимают участие многие субъекты -- государственные органы и органы местного самоуправления, трудовые коллективы, юридические и физические лица. Их объединяет общественно значимая общая цель, отраженная и юридически закрепленная в институте банкротства.

Вместе  с тем каждый из участников процесса банкротства, не исключая государство  в лице его органов и должностных  лиц и органы местного самоуправления, в рамках общей цели преследуют свои собственные интересы, которые могут не совпадать, а то и прямо противоречить интересам других субъектов.

Информация о работе Банкротство хозяйствующих субъектов по законодательству РФ