Банкротство хозяйствующих субъектов по законодательству РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение, рассмотрение и анализ общих вопросов, касающихся банкротства хозяйствующих субъектов по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие основные задачи:
изучение нормативно-правовой основы банкротства предпринимателей;
рассмотрение роли государства в вопросах, касающихся банкротства;
изучение вопросов, касающихся рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде.

Содержание работы

Введение 3
1. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей 5
1.1 Понятие и причины несостоятельности (банкротства) 5
1.2 История развития 7
1.3 Институт банкротства 9
1.4 Роль государства в вопросах банкротства предпринимателей 11
1.5 Нормативно-правовая основа банкротства предпринимателей 12
2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) 21
2.1 Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности 22
2.2 Стадии рассмотрения дел о банкротстве 24
2.3 Процедуры банкротства 24
3. Общая правовая характеристика банкротства и его предупреждение 27
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

банкротство хоз.субъектов.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

По общему правилу арбитражным управляющим  может быть гражданин РФ, который  зарегистрирован в качестве индивидуального  предпринимателя; имеет высшее образование; имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих Правительство РФ постановлением от 28 мая 2003 г. № 308 утвер-дило Правила проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих. На Министерство юстиции РФ возложены полномочия по формированию соответствую-щих комиссий (Российская газета. 2003. 4 июня).; прошел стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего; не имеет судимости за преступления в сфере экономики; является членом одной из саморегулируемых организаций (более подробно о требованиях к арбитражным управляющим см. ст. 21 Федерального закона 2002 г.). Руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику.

Совершенно новыми в Федеральном законе 2002 г. являются следующие положения. Арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих арбитражные управляющие: а) которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам; б) в отношении которых введена процедура банкротства; в) которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; г) которые дисквалифицированы или лишены в установленном порядке права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и/или имуществом других лиц; д) которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Документ, удостоверяющий соответствие рекомендованной для утверждения кандидатуры арбитражного управляющего установленным требованиям, представляется в арбитражный суд саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, членом которой он является.

Договор страхования ответственности признается формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего и должен быть заключен на срок не менее года с обязательным последующим возобновлением такого договора. Минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем 3 млн. рублей в год. Федеральным законом о банкротстве 1998 г. страхование ответственности арбитражных управляющих не предусматривалось, в результате чего интересы причастных к банкротству лиц были менее защищенными.

Основная  форма контроля, да и самоконтроля арбитражного управляющего, фигурирующая во всех процедурах банкротства, -- это  его отчет (при процедуре финансового  оздоровления -- заключение). Правительство  РФ постановлением от 22 мая 2003 г. № 299 утвердило Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, представляемых им арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов в случаях и в сроки, предусмотренные Федеральным законом 2002 г. Российская газета. 2003. 27 мая. В постановлении сформулированы общие требования к содержанию каждого отчета (заключения) и особые -- к отчету временного, внешнего, конкурсного и заключению административного управляющего.

Нововведением стало узаконение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих -- это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих. Указанный статус приобретается некоммерческой организацией с даты включения ее в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Распоряжением Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 21 ноября 2002 г. № 150-р утверждено Временное положение о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций.

Саморегулируемая  организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции: а) обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; б) защита прав и законных интересов своих членов; в) обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства; г) содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе осуществлять по отношению к своим членам также иные предусмотренные ее уставом и не противоречащие законодательству функции.

Введенные в дела о банкротстве саморегулируемые организации арбитражных управляющих, при всей кажущейся демократичности  новшества, вместе с тем нуждаются  в весьма "осторожном" обращении с ними из-за способности последних стать источником коррупции и возможности иных злоупотреблений с их стороны.

Состояние и динамика общественных отношений, связанных с банкротством хозяйствующих  субъектов, во многом определяются уровнем  государственного управления ими. В ст. 29 Федерального закона 2002 г. особо закреплена компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансового оздоровления и банкротства. Так, в целях проведения государственной политики в сфере финансового оздоровления и банкротства Правительство РФ: определяет порядок объединения и представления требований Российской Федерации по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах банкротства; осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам.

Правительству РФ поручено также утверждать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности саморегулируемой организации, включая общие правила деятельности арбитражного управляющего, касающиеся содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов, подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов, подготовки отчетов арбитражного управляющего; правила проведения финансового анализа; правила проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства; правила проведения и сдачи теоретического экзамена; правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего; правила проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов -- арбитражных управляющих.

В Федеральном законе 2002 г. определена компетенция регулирующего органа, который, в частности: осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций; проводит проверки деятельности саморегулируемых организаций в порядке, установленном Правительством РФ; обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемых организаций из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в случаях, предусмотренных Федеральным законом 2002 г.; обращается в установленном федеральным законом порядке в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего; участвует в организации подготовки арбитражных управляющих и принятии теоретического экзамена; утверждает единую программу подготовки арбитражных управляющих; ведет единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных управляющих; подготавливает заключения о наличии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Постановлением  Правительства РФ от 30 ноября 2002 г. № 855 "Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве  и процедурах банкротства" СПС  Консультант Плюс исполнение функций уполномоченного органа, представляющего в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также функций регулирующего органа, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, временно, сроком на три месяца со дня вступления в силу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", было возложено на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Сейчас  обе группы функций, выделенных в  постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2002 г. СПС Консультант  Плюс, организационно обособлены. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 "Об уполномоченном органе в  делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих" установлено: уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству; регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, с 3 марта 2003 г. является Министерство юстиции РФ.

В целях  обеспечения законных интересов  РФ как собственника имущества государственного унитарного предприятия постановлением Правительства РФ от 20 мая 2003 г. № 295 на Минимущество России возложены полномочия представителя собственника имущества должника при проведении процедур банкротства этих предприятий СПС Консультант Плюс.

Полномочия  органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.

Значительное  место в Федеральном законе 2002 г. занимают вопросы открытости, гласности  при реализации его положений  на практике, что важно и для защиты интересов причастных к банкротству лиц, и для предупреждения разного рода злоупотреблений, случаев, связанных с коррупцией в делах о банкротстве. Сведения, подлежащие опубликованию, публикуются в официальном издании, определенном Правительством РФ. Тираж официального издания, периодичность и срок опубликования указанных сведений, порядок финансирования оказываемых услуг и цены на такие услуги устанавливаются Правительством РФ и не должны быть препятствием для быстрого и свободного доступа к указанным сведениям любого заинтересованного лица.

Согласно  ст. 30 Федерального закона 2002 г. учредители (участники) должника, собственник имущества  должника -- унитарного предприятия, федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны постоянно принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Еще более строгие предписания даются применительно к случаям, когда у хозяйствующего субъекта складывается непосредственно предбанкротная ситуация. Руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника -- унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Наряду  с изложенными выше общими правилами Федеральный закон 2002 г. сохранил конкретную форму недопущения банкротства -- досудебную санацию. Ею охватываются меры по восстановлению платежеспособности должника с целью предупреждения банкротства. Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника -- унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

В отношении  отдельных хозяйствующих субъектов  иногда предусматриваются специфические меры предупреждения их банкротства. Так, в соответствии со ст. 191 Федерального закона 2002 г. в целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство РФ в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ, в частности: а) организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности; б) проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций; в) осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу; г) обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; д) содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий; е) проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций в порядке, предусмотренном ФЗ.

Иногда  меры, служащие предупреждению банкротства  хозяйствующих субъектов в отдельных  отраслях экономики, определяются особыми  федеральными законами. Так, с 13 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей" СПС Консультант Плюс, который установил правовую основу и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. Пункт 5 ст. 42 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (в ред. ФЗ от 11 июня 2003 г. № 73-ФЗ) предписывает, что в случае возникновения установленных законодательством признаков банкротства кооператива правление кооператива обязано:

Информация о работе Банкротство хозяйствующих субъектов по законодательству РФ