Методика преподавания изучаемой темы в школьном курсе географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 16:31, реферат

Описание работы

Целью работы является характеристика территориальной организации черной металлургии мира, как одной из ведущих отраслей промышленного производства.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. Проанализировать историю развития черной металлургии.
2. Рассмотреть территориальные сдвиги в размещении отрасли в связи с развитием мирохозяйственных и связей и возрастающей ролью НТП в технологии выплавки черных металлов.
3. Рассмотреть технико-экономические процессы пирометаллургического цикла, с учетом особенностей размещения добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности.

Содержание работы

Глава 1. Территориальная организация мировой черной металлургии
История возникновения и развития черной металлургии
Общая характеристика черной металлургии
Отраслевая и территориальная структура черной металлургии
Территориальная дифференциация черной металлургии мира
Глава 2. География мирового рынка железной руды
Формирование мирового рынка железной руды
Структура современного рынка железной руды
Роль ТНК на мировом рынке железной руды
Железорудная отрасль в некоторых странах мира
Глава 3. Методика преподавания изучаемой темы в школьном курсе географии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

география черной металлургии.docx

— 101.15 Кб (Скачать файл)

 Обогащение руды производится  на пяти принадлежащих компании  заводах, расположенных в Малмбергете,  Сваппавааре и Кируне. Новые технологии  сделали рентабельной разработку  гематитовых месторождений Малмбергета.  На стадии обогащения также  были достигнуты значительные  успехи в снижении издержек, за  счет уменьшения потребления  электроэнергии и автоматизации  процесса.

 В течение 90-х гг. LKAB установила полный контроль  над железнодорожной системой, связующей  рудники и обогатительные заводы  компании с морскими портами  Нарвик (Норвегия) и Лулео (Швеция), путем создания компаний-операторов. Закупка новых вагонов и локомотивов  позволила компании добиться  снижения транспортных издержек  в 1996-1998 гг. на 30%. Компания планирует  модернизировать железнодорожное  полотно, с целью увеличения  его пропускной способности. В  результате всех проведенных  мероприятий ожидается увеличение  производства товарных железных  руд до 30 млн.т. к 2005 году.

 Борьба компании с  издержками превратилась для  LKAB в борьбу за выживание. В  результате LKAB стала передовой компанией  по части технологий подземной  добычи полезных ископаемых и  в области качества металлизированных  окатышей для производства продуктов  прямого восстановления железа. Жесткая специализация на производстве  высококачественного железорудного  сырья, сделала возможным экспорт  окатышей во многие страны  по всему миру. В наиболее удаленных  регионах основным продуктом  экспорта компании являются окатыши  для производства ППВ. 

 Кроме того, рудники  компании LKAB являются своеобразным  полигоном для отработки новых  методов добычи полезных ископаемых, принадлежащие компании научные  и технологические подразделения  приносят ей стабильный доход,  продавая технологии отработанные  на рудниках корпорации.

Мавритания 

 Железорудная промышленность  развивалась в этой стране  довольно медленно. Первые месторождения  были обнаружены в 1935 году в  области Кедиа д'Иджиль (содержание  железа около 68%), однако первые  исследования о потенциальной  добыче были проведены лишь  в 1948. Через 4 года была создана  компания Mauritanian Company of Iron Mines (MIFERMA) начались  подготовительные работы к добыче. В 1960 году Мавритания обрела  независимость, и лишь в 1963 году первый корабль с железной  рудой был отправлен во Францию. 

 В 70-е годы добыча  железной руды велась на месторождении  Кедиа д'Иджиль. По мере выработки  верхних, богатых слоев этого  месторождения его рентабельность  начала снижаться. В условиях  сокращения спроса на руду  на мировом рынке в этот  период стало невозможным компенсировать  падение рентабельности за счет  повышения цен. В 1974 году компания MIFERMA была национализирована и  переименована в SNIM. Около 20% уставного  капитала было внесено арабскими  инвесторами. В сложившихся обстоятельствах  компания SNIM приступила к освоению  новых месторождений в рамках  национального проекта "Гельб". В 1984 году началась промышленная  разработка месторождения Гельб  Рейн. Несмотря на то, что среднее  содержание железа в рудах  этого месторождения составляло  около 38%, его эксплуатация была  признана рентабельной. Был построен  завод по обогащению руды и  производству концентрата с содержанием  железа 66%. Следующим важным этапом  стала разработка в 1994 году  месторождения Маудат (содержание  железа около 66%), обнаруженное  в 1987 году, что позволило компании  поддерживать производство и  экспорт железорудного концентрата  на уровне 11-12 млн.т. в год. Вся  произведенная железная руда  отправляется на экспорт. Основными  потребителями мавританской железной  руды являются Италия и Франция  (примерно по 27%), Бельгия - 15%, Германия - 10% и Великобритания - 8%. На другие  страны (США, Япония, Тунис, Финляндия,  Нидерланды) приходится около 5% экспортных  поставок компании.

 Подтвержденные запасы  железных руд Мавритании оцениваются  в 400 млн.т. (общие - 700 млн.т.), при  среднем содержании железа 50%. Компании  принадлежит 5 железорудных шахт (Сеяла, Роэсса и Тазадит - на  месторождении Кедиа д'Иджиль, Рейн - месторождение Гельб Рейн и  Маудат на одноименном месторождении). На четырех шахтах имеются  заводы по первичному измельчению  железной руды. В Рейне также  существует обогатительная фабрика  мощностью 4 млн.т. (планируется модернизировать  до 6 млн.т. к 2002 году). Также компания SNIM разрабатывает проект строительства  в Рейне фабрики окатышей. Месторождения  компании связаны с рудным  портом в Нуадибу единственной  в стране железной дорогой,  пропускной способностью около  15 млн.т. 

 Особенностью Мавритании  является то, что железорудная  отрасль в этой стране не  получила бурного развития, несмотря  на то, что эта страна вполне  могла бы претендовать на роль  второй "домашней шахты" Европы. Тем не менее экспорт железной  руды имеет для Мавритании  крайне важное значение, формируя  в отдельные годы до 40% доходов  национального бюджета. С учетом  большого внешнего долга такая  ситуация ставит страну в прямую  зависимость от кредиторов. Возможно  именно этим и объясняются  факты заключения первого контракта  в 1993 и 2000 годах. 

Другие страны

США и Канада

 Между этими двумя  странами сформировались двусторонние  потоки железной руды. Это произошло  в связи с тем, что около  1/3 компаний, занятых в черной  металлургии в обеих странах  связаны общим акционерным капиталом. 

Австралия

 Территориальная организация  железорудной отрасли в этой  стране аналогична Бразилии, и  также как в Бразилии ростом  экспорта Австралия обязана огромным  внешним инвестициям (прежде всего  из Японии) и большими запасами  высококачественных железных руд.  Однако в отличие от Бразилии, производство стали в Австралии  не развивается, оставаясь на  уровне 5-7 млн.т./год. 

Индия

 Несмотря на высокое  качество железных руд и большие  запасы месторождений, разрабатываемых  открытым способом, а также выгодное  географическое положение между  двумя главными рынками сбыта  экспорт железной руды из Индии  практически не растет. Это связано  с очень низкой степенью автоматизации  добычи (так, например на руднике  Чирия осуществляется селективная  ручная добыча кусковой руды) и низкой развитостью инфраструктуры (на втором по величине руднике  Гуа скопилось около 30 млн.т.  рудной мелочи, разработка месторождения  ведется селективно: в первую  очередь разрабатываются лучшие  участки). Российская компания "Тяжпромэкспорт" подала заявку на покупку индийской  компании IISCO (запасы руды на принадлежащих  компании месторождениях оцениваются  более чем в 2 млрд.т.).

ЮАР

 Экспортные возможности  ЮАР обладают большим потенциалом.  Наиболее перспективным считается  месторождение Сайшен (запасы - 1 млрд.т.), которое можно разрабатывать  открытым способом на протяжении  еще 35 лет. Другие железорудные  месторождения страны либо исчерпаны,  либо труднодоступны.

Китай

 В Китае многочисленные (около 2000) месторождения железных  руд расположены в восточной  и юго-восточной частях страны. Однако, по оценочным данным, около  1700 железорудных месторождений в  стране не подлежат освоению  из-за низкого содержания железа (в среднем около 32%) и высокого  содержания вредных примесей - алюминия  и фосфора в рудах. Проведенная  ревизионная оценка этих месторождений  показала, что на каждые 100т. руды  лишь 48 т. пригодны для использования  в металлургическом процессе, и  то после обогащения.

 

Глава 3. Методика преподавания изучаемой темы в школьном курсе  географии

 Даже, проработав несколько  лет учителем в школе, трудно  оставаться в стороне от чего-то  нового, не творить, «вариться  в собственном соку». Время  заставляет идти в ногу, а иногда  даже и экспериментировать. Тем  не менее каждый учитель должен  знать, что определяет характер  современного урока? Но каким  бы он не был, в первую  очередь он для учеников. Поэтому  урок должен включать: 1) состав  содержания, которое выносится на  урок и обязательно включенные  в содержание оценочные и методологические  знания; 2) выбор адекватных изучаемому  содержанию методов и средств  обучения, позволяющих так организовать  познавательную деятельность школьников  на уроке, что запланированные  результаты обучения будут успешно  усвоены в классе; 3) выбор таких  форм обучения, которые будут  способствовать развитию интереса  школьников к обучению в целом  и к предмету географии в  частности; 4) объективная оценка  результатов деятельности школьников  на уроке, опирающаяся на достижение  планируемого результата обучения, о котором школьникам сообщается  в начале урока; 5) создание доброжелательной  деловой атмосферы, обеспечивающей  творческое сотрудничество на  уровне учитель – ученик, ученик  – ученик, ученик – учитель. 

 Таким требованиям  отвечают уроки 9,10-х классов  по географии. 

 В 9 классе учащиеся  расширяют свои географические  знания, знакомятся с отдельными  ее ветвями, тем самым накапливают  необходимые знания, умения и  навыки для работы в 10-ом  классе, который является последним  в получении знаний по географии. 

 В теме «Природные  ресурсы России» учащиеся знакомятся  с классификацией природных ресурсов  и узнают, что они различаются  и поделены на группы: а) те, которые непосредственно использует  человек (в потреблении), т. е.  для жизни; б) используемые  в производстве материальных  благ; в) используемые для отдыха, т. е. рекреационные. 

 Есть и различия  по принципу исчерпаемости; они  делятсяна две группы – исчерпаемые  и не исчерпаемые; в свою  очередь исчерпаемые бывают невозобновимые  и возобновимые. Применив такую  характеристику, учащиеся должны  сделать вывод, что сырье я  черной металлургии, т. е. полезные  ископаемые – исчерпаемые и  невозобновимые природные ресурсы.  Следовательно, при их использовании  используются независимо от объемов  их потребления, например железные  руды много или мало, все равно  ее запасы будут только истощатся.  Поэтому задача рационального  использования в данном случае  заключается в том, чтобы выбрать  оптимальную стратегию разработки  конкретных месторождений. 

 Дальнейшее знакомство  происходит при изучении металлургического  комплекса России, один из уроков  посвящен черной металлургии,  где знакомятся с составом  комплекса, определяют ее значение; выявляют особенности, проблемы.

 Что должно остаться  в памяти у 9-ти классников  к 10-му классу. Во-первых, что является  сырьем для черной металлургии;  во-вторых, факторы, влияющие на  размещение предприятий черной  металлургии; в-третьих, типы металлургических  предприятий; в-четвертых, головная  ее продукция; в-пятых, география  черной металлургии России (крупнейшие  центры).

 При изучении природных  ресурсов в 10-омклассе учащиеся  выполняют практическую работу  по ресурсообеспеченности мира  отдельными видами сырья, где  собирают данные ресурсов по  их запасам и добыче, оформив в виде таблицы. На основе этих данных определить на сколько лет хватит мировому сообществу угля, нефти, железной руды и обосновывают актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.  Ресурсы   Запасы   Добыча   РД

 Уголь   

 Нефть   

 Железная руда (млн.  т)  63400  527 

 

 Далее необходимо рассмотреть  проблему истощения минеральных  ресурсов и пути их решения. 

 Знакомясь с географией  промышленности в 10 классе, учащиеся  определяют, что отрасль относится  к старым.

 Разработка урока, посвященная  географии отраслей мировой промышленности (черной металлургии).

 Цель: продолжать знакомить  учащихся с отраслями промышленности, сформировать у десятиклассников  представление о черной металлургии  мира, о значении и роли отрасли  в МХ. Составе. Связи с другими  отраслями МХ; проанализировать  особенности взаимосвязи металлургических  предприятий по поставкам сырья,  топлива, энергии; познакомить  с особенностями размещения предприятий  черной металлургии; продолжить  формирование у ребят умения  работать с различными источниками  географической информации.

 Оборудование: политическая  карта мира, карта «Черная металургия  мира», атласы, учебник, коллекция  полезных ископаемых и металлов, таблица «Мировая выплавка стали».

 Организация деятельности  на уроке: 

1.     Организационный  момент.

2.     Беседа по  воспроизведению знаний за 9 класс. 

-                     Что такое металлургический комплекс?

-                     Что собой представляет сырьевая  база для получения черных  металлов?

-                     Какие вы помните типы предприятий  черной металлургии? 

-                     Что такое металлургическая база?

-                     Какие факторы оказывают влияние  на размещение предприятий данной  промышленности?

-                     Какое значение имеет черная  металлургия в МХ?

-                     С какими другими отраслями  промышленности имеет тесные  связи? 

 Обобщение и переход  к изучению нового материала. 

3.     Черная металлургия  – родна из самых «географичных»  отраслей МХ, рассмотрение которой  должно способствовать развитию  географического мышления учащихся. Поэтому ее желательно характеризовать  по развернутому плану, который  указан на стр. 159 учебника.

 О значении отрасли  в МХ – длительное время  она определяла едва ли не  в первую очередь экономическую  мощь любой страны, но в 70х-  годах темпы развития металлургии  как одной из типичных старых  отраслей довольно резко замедлились. 

-                     Назовите главные причины снижения  темпов развития отрасли. (этому  способствовали энергетический  и сырьевой кризисы).

 Проанализируйте данные  таблицы «Мировая выплавка стали»  и объясните причины нейстойчивого  производства стали в 90-е годы?  Год   Мировая выплавка стали (млн. т)

1950  200

1960  350

1970  600

1980  700

1985  720

1990  765

1992  700

1993  725

1999  800

 

 Такое замедление объясняется  многими причинами, но в первую  очередь – сырьевой и энергетический  кризис – резкий спад в добыче, переработке и потреблении сырья  и энергоресурсов; уменьшение металлоемкости  производства в эпоху НТР и  снижение расхода стали на  единицу готовой продукции, повышение  требований к качеству металла,  снижение общего спроса на  черные металлы (вытесняются пластмассами  и экологический фактор) и др.

2) Сырьевую и топливную  базу отрасли составляют бассейны  железной руды и коксующегося  каменного угля, важнейшие из  которых обозначены на картах  атласа (стр. 4,17).

Информация о работе Методика преподавания изучаемой темы в школьном курсе географии