Восточные единоборства как онтологическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:37, диссертация

Описание работы

Жители западных стран искренне удивляются, обнаруживая, что восточные военные дисциплины характеризуются как «искусство» в том смысле, что все они являются как бы одной из форм проявлений души, т.е. внутренней сущностью человека. Этот аспект восточных единоборств нелегко понять тому, кто незнаком с культурой Востока, если он не удовольствуется рассмотрением этих дисциплин как фактов социальной деятельности, представляющих собой искусство, чисто физическое по своей природе. Европеец еще более удивится, когда узнает о «безыскусном искусстве», которое намного превосходит обычные физические возможности человека и может быть продемонстрировано великими мастерами восточных единоборств.
Человеку еще предстоит доказать, что он наделен достаточной гибкостью ума и способен полностью избавиться от предрассудков в отношении других представителей человечества. Он все еще придает большое значение совершенствованию первой из древнейших технологий: изготовлению оружия и боевых систем, используемых для уничтожения себе подобных. Это заставляет его придавать своим политическим организациям и промышленным предприятиям военный характер.

Файлы: 1 файл

ishmuratov.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Обучение восточным единоборствам основано на идее самоактивности. Только она гарантирует успешное обучение. Это творческая активность, которая ищет, открывает, осмысливает  и дает результаты. В качестве основной концепции обучения самоактивность содержит идею, что ученик должен выработать желание тренироваться испытывать необходимость в тренировках как в чем-то жизненно важном.

Историческое понятие «восточные единоборства» (японские бу-дзюцу, кэмпо, китайские у-шу, цюань-фа, корейские таэквандо, квон-поп, вьетнамские во-дао, куэнь-фат) включало все области человеческой деятельности, относящиеся к войне и военному делу, в том числе рукопашный бой без оружия, а также с оружием, стрельбу и метание различных снарядов, вольтижировку, акробатические трюки в театральных поединках, а также принципы общевойскового боя, элементы армейской стратегии, фортификации и т.п. Соответствующий психофизический тренинг считался необходимой составной частью любой разновидности восточных единоборств.

Восточные единоборства — оружие разрушения, но для его основоположников оно было орудием созидания, созидания самого человека, его тела и духа, его Формы и его Содержания.

Второй параграф: «Философско-мировоззренческие основания восточных единоборств».

Основанное на классической «Алмазной сутре» учение чань (дзэн) нашло отражение в эмблеме, которая в наши дни украшает стены многих спортивных залов Китая, Вьетнама, Кореи и Японии. Это изображение круга с двумя пересекающимися изогнутыми линиями — аллегория бытия Вселенной и человека, отчеркнутые дугообразными кривыми доли олицетворяют взаимопереходящие начала инь-ян, вихреобразные метаморфозы пяти стихий. В магическом круге заключено кредо философии чань (дзэн), провозгласившей осознанную экзистенцию единственным путем к достижению блаженства в нынешнем и грядущем рождениях.

Для последователей традиционной философии Востока основной интерес представляет не то, что с помощью какого-либо искусства можно сделать с кем-то другим — важнее то, что это искусство за время занятий сделает с тобой.

Итак, комплекс традиционной школы восточных единоборств представляет собой всестороннюю систему реализации потенциальных возможностей человека.

Самозащита понималась несколько шире, чем танцы на ринге — самозащита от болезней, от ненужных затрат и поступков, защита своей семьи от внешних и внутренних неурядиц.

Условно можно выделить следующие источники восточных единоборств:

— даосская философия, выдвинувшая идеи Пустоты, взаимодействия сил Инь и Ян, взаимодействия Пяти первоэлементов, Недеяния, Мягкости, Естественности, Метаморфоз (Диаграмма, или символ Тай-цзи (Великого Принципа), — это именно то, что мы на Западе привыкли называть символом инь-ян, поскольку он призван заключать в себе «эту одну из многих» философию инь-ян.

В соответствии с историей диаграммы, Великий Принцип путем движения создает Ян. Когда Ян достигает своего предела, движение успокаивается и производит Инь. Это чередование движения и покоя создает инь и ян, которые, в свою очередь, порождают пять сил: Воду, Огонь, Дерево, Металл и Землю. Эти пять сил составляют одну огромную систему инь-ян, а уже инь-ян составляет Великий Принцип;

— йога, как система психотренинга, физического и духовного совершенствования человека в ее многочисленных разновидностях с учетом трех основных национальных форм: индийская йога, тантрическая буддийская (китайская, тибетская, японская) йога и даосская (китайская) йога (приверженцы тантрического буддизма в Индии, Китае, Тибете, а позже в Корее и в Японии превратили йогу в единственный способ достижения «трансцендентной мудрости» и обретения «великой энергии». В их мистическом учении о Высшем разуме были заложены богатые возможности самосовершенствования. Тантризм создал теорию перехода от обычного «ограниченного» сознания смертного к «просветленному» сознанию йога);

— традиционные теории китайско-тибетской медицины о циркуляции жизненной энергии ци (ки), о точках и меридианах, об их связи с внутренними организмами, о развитии энергетики организма (цигун). (Восточная медицина делает упор на активизацию естественных биологических возможностей человека, чтобы предотвратить болезнь и улучшить общее состояние организма, а если организм все же поражен недугом, задача врача — выявить его первопричину, ликвидировать ее и восстановить утраченную гармонию с природой);

— «бионика» древности, наблюдение за повадками животных, из которых возникли так называемые «звериные» стили восточных единоборств. (В попытке осмыслить закономерность вселенских метаморфоз, исходя из принципов естественности и целостности мироздания, древние даосы, а вслед за ними и последователи других учений стремились следовать Пути различных живых существ, собратьев человека по среде обитания.);

— локальные системы рукопашного боя и ритуальные боевые танцы различных племен и народностей;

— опирающаяся на теории даосских мыслителей военная наука древнего Китая, в которой сформулированы принципы стратегии и тактики борьбы. (Эпоха утверждения философии даосизма, связанная с именем Лао-цзы, была также эпохой становления военной науки в Китае. В сложившемся на протяжении последующих веков «каноне военной науки», так называемом «Семикнижии» («У-цзин»), важнейшее место принадлежит трактату выдающегося полководца конца VI — начала V вв. до н.э. Сунь-цзы. Его книга «Сунь-цзы» с равным успехом использовалась и князьями, и военноначальниками, и бродячими рыцарями, и теми мастерами воинских искусств, которые предпочитали совершенствовать свои познания и навыки вдали от людей, в глубине гор и лесов.);

— буддийская психотехника, позволившая добиться поразительных результатов в концентрации и самовнушении. (Хотя буддизм всегда считался самой миролюбивой из всех мировых религий, именно в нем сложились наиболее благоприятные предпосылки для развития классических воинских искусств Востока.);

-    чань (дзэн) — тренировка тела и духа во имя достижения высших истин. Тренировки достигающие твердости духа, уверенности и удовлетворения, превращающие изначально низкую мотивацию ученика в целенаправленное желание, лишенное страха неудачи, победить или превзойти, желание, лишенное также эгоистического начала.

Основатели классических систем восточных единоборств разработали определенные дисциплины, предназначенные для духовного ока («мыслительного взгляда»). Эти дисциплины сродни интроспективному мистицизму; испытать мистическое чувство можно только при непосредственном участии. Этот закон участия, которому подчиняются все классические дисциплины, не признает никаких исключений из правил.

Основатели восточных единоборств рассматривали форму в качестве активной силы в повседневной жизни человека. Они отобрали и упростили определенные аспекты, разработанные ранее для их использования в боевых искусствах.

Сегодня большой интерес представляют боевые искусства, основанные на философских взглядах Древнего Востока, рассматривающих мир как единство пяти первоэлементов: воды, дерева, огня, металла и земли. В диссертации подробно изложены философские концепции, лежащие в основе восточных единоборств.

Третий параграф: «Онтологический путь человека в восточных единоборствах: общая характеристика».

В древности и средневековье, по крайней мере на Востоке, не было строгого деления на религию, философию и науку. И даосизм, и буддизм, и конфуцианство (как, впрочем, и ислам) сочетали в себе свойства религии, философии, науки и чисто этического учения. Как правило, все синкретическое «учение» формировалось в развернутом или закодированном виде в письменном источнике.

Ошибочно считать восточные единоборства разновидностью религии. Они также не являются церемонией или ритуалом – специальным средством выражения этикета. Не относятся они и к действиям, демонстрирующим ловкость и умение. Если рассматривать восточные единоборства как трехразмерные формы, то приоритеты распределятся следующим образом:

1)     дисциплина,

2)     бой,

3)     эстетическая форма.

В соответствии с догматами китайской философии, высшей целью человеческого предназначения является не увеличение объема знаний и информации о реальной действительности, а стремление к возвышению разума и постижению того, что лежит за пределами «бытия».

Первая из разновидностей работы – умозрительная деятельность, направленная на увеличение объема определенных знаний, полученных аргументированными умозаключениями или на основании каких-то законов; вторая разновидность подчеркивает необходимость достижения возвышенного состояния разума и души приложением физических усилий и деятельностью.

Весь процесс  изучения восточных единоборств, от азов до вершины, похож на занятия музыкой. В начале заучиваются ноты, потом разыгрываются скучные гаммы, от них следует переход к этюдам, потом к сложным пьесам, симфониям. Наиболее одаренные мастера творят, подобно композиторам, добиваясь нового звучания тела и духа в едином ритме Вселенной.

Будда отрицал зависимость состояния духа от состояния внешнего мира. Он считал, что надо изменять не мир, а себя.

А ведь секрет очень прост: надо научиться правильно понимать жизнь, правильно ощущать ее ритм, строить свое поведение в соответствии с этим ритмом, ежедневно погружаться в бездонные глубины собственного подсознания.

В своем истинном значении философия восточных единоборств заключает в себе намного больше, чем просто техническое искусство боя. Непреходящая ценность изучения боевых искусств заключается в том, что посредством их вы можете выразить себя с точки зрения духовности — через все более растущее осознание своих ресурсов и ограничений.

Изучение восточных единоборств в отношении боевых искусств ограничивается объяснением того, что человеческое существо может сделать со своими четырьмя конечностями, а идеи восточных единоборств в области духа и разума — безграничны.

Восточные единоборства как онтологическое явление рассматривается не с отдельных сторон, а концептуально. Концептуальность проявляется прежде всего в определении восточных единоборств как объекта онтологии.

В системе подготовки бойца помимо изучения прикладных аспектов, изучается философия, медицина, элементы трансцедентальной медитации, манипуляции с центрами «тонкой материи», полнее раскрывающие способности человека.

Далее концептуальность выражается в исследовании философско-мировоззренческих оснований восточных единоборств. Вместе с тем концепция познания восточных единоборств предполагает следующие уровни их собственного развития: гармония человека с окружающим миром, Космосом; самосовершенствование человека.

Во второй главе «Ведущие направления восточных единоборств: главные аспекты онтологического исследования» раскрывается содержание и направления основных аспектов онтологического познания восточных единоборств.

Итак, понятно, что не имеет смысла тратить несколько десятков лет лишь для того, чтобы научиться ловко драться. При наличии в обществе гор оружия это было бы нерациональной тратой времени, просто глупостью. Но в том-то и дело, что серьезная практика боевого искусства нацелена на физическое, психическое и нравственное совершенствование человека. Совершенный человек на порядок превосходит обычных людей во всем: в работоспособности, в сообразительности, в настойчивости, в самых разнообразных знаниях и умениях. Его превосходство проявляется также и в столкновениях с «двуногими хищниками». Но это лишь следствие его совершенства, а не цель. Цель, повторю еще раз, заключается в преображении собственной духовной и телесной природы.

Первый параграф: «Гармония мира и человека в восточных единоборствах».

До сегодняшнего дня многие школы восточных единоборств успешно защищают себя от людей, которые, получив в них знания, могут использовать их во зло. Ученик допускается к познанию техники лишь после того, как он доказал чистоту своих намерений и помыслов и прошел тесты на добродетели — честность, прямоту и т.д. К сожалению, в некоторых школах человек сначала получает технику, а потом уже начинает совершенствоваться духовно — все его знания без духовного начала бессмысленны. Таковы принципы восточных единоборств: когда встречаются развитое тело и развитая техника, побеждает техника, когда встречаются развитая техника и развитой разум, побеждает разум. Так что, в какой бы школе, каким бы стилем ни занимался человек, в процессе занятий он отбрасывает все недобрые намерения, если они у него были, и становится совсем другим человеком, становится чище, добрее, разумнее.

Подлинная цель в единоборствах — воспитание духа. Сейчас об этом многие  говорят, но не многие понимают, при чем тут дух. По сути, это и есть одно из главных, объединяющих все стили. Пока молод, воспитываешь свое тело и одновременно укрепляешь дух. (В здоровом теле — здоровый дух. Знакомо?) Тело стареет с годами. К сожалению, нет ничего вечного на Земле. Но обретенный дух помогает и жить достойно, и достойно встретить старость, и достойно уйти.

В основе всего даосско-буддийского миропорядка заложена идея Пустоты. Ее математический символ — ноль, пространственный — круг, умозрительный — пустота. Но это идеалистическое построение несет в себе странную потенцию. Если сумма и произведение всей тьмы вещей в мире равны нулю, то и каждая вещь в отдельности равна нулю, то есть мнима. Но, если так, то Вселенная равна человеку, а человек равен Вселенной и может стяжать всю ее мощь — если сумеет найти правильный способ, Путь. Итак, дело в поисках Пути. От этого постулата и отталкивается даосско-буддийское мышление о месте человека во Вселенной. Бесконечная череда превращений, круговорот Бытия в большом и малом следует своему естественному Пути — Дао (До).

Информация о работе Восточные единоборства как онтологическое явление