Восточная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Пример тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Зачастую многие категории, предложенные мифологией и «Ригведами», такие как: инь – женское начало и янь – мужское начало, их соединение с эфиром – ци; или рассмотрение вещей как комбинации пяти материальных первооснов – земли, воды, воздуха, огня и дерева, органически воспринимаются и используются в философии. Часто обсуждаются категории смерти и жизни, души и физического тела, материи и души, сознания и его состояний.

Содержание работы

Введение. 3 стр.
Основные направления и школы древнеиндийской философии. 3 стр.
Брахманизм
Философия эпического периода
Неортодоксальные и ортодоксальные школы в Древней Индии.
Основные школы и направления древнекитайской философии 12 стр.
Даосизм
Конфуцианство
Моизм
Легизм
Заключение. 17 стр.
Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия. 17 стр.
Список литератур.

Файлы: 1 файл

Контрольная Философия 2910.docx

— 62.30 Кб (Скачать файл)

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ


 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  «Философия»

 

Тема № 4

Восточная философия

 

 

 

 

                                       Студент Свечников Юрий Олегович

 

             2-й курс   

                                                                                                     Факультет: Менеджмента и Маркетинга                                                    

                                    

                                     Специальность: Финансовый Менеджмент

  

                     Группа: 2 МБФМз 2

                                                                

                                           Личное дело: № 100.10/120211

 

    Преподаватель: Зельников Ю.И.,

кандидат философских наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга – 2013

 

Содержание.

  1. Введение.                                                                                                3 стр.
  2. Основные направления и школы древнеиндийской философии.     3 стр.
  • Брахманизм
  • Философия эпического периода
  • Неортодоксальные и ортодоксальные школы в Древней Индии.
  1. Основные школы и направления древнекитайской философии     12 стр.            
  • Даосизм
  • Конфуцианство
  • Моизм
  • Легизм
  1. Заключение.                                                                                          17 стр.
  1. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия.                                                   17 стр.
  2. Список литератур.                                                                               18 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

В отличие от философии  Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека. Она  исследует проблему человека с точки  зрения практики, жизнедеятельности  людей, их образа жизни. Поэтому в  ней содержится много более частных  проблем, связанных с самосознанием  человека, его формами и состояниями, этикетом, практическими наставлениями  правителям, старшим и младшим  по возрасту людям, а также людям, занимающим разное социальное положение  в обществе.

И это далеко не единственное отличие. Так в восточной философии, в отличие от западной, проблема дискретности материи, ее строения не ставится. В ней материя рассматривается  преимущественно как некая «помеха» душе, или в единстве с формой, или как некое субстанционное начало.

Восточная философия развивается  в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское  течение предстает и как собственно философия, и как религия. Пример тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Зачастую многие категории, предложенные мифологией и «Ригведами», такие как: инь – женское начало и янь – мужское начало, их соединение с эфиром – ци; или рассмотрение вещей как комбинации пяти материальных первооснов – земли, воды, воздуха, огня и дерева, органически воспринимаются и используются в философии. Часто обсуждаются категории смерти и жизни, души и физического тела, материи и души, сознания и его состояний. Вводятся понятия: сансара – перевоплощение, возрождение души, карма – воздаяние человеку после смерти или индивидуальная судьба человека, аскеза – достижение сверхъестественных способностей путем самоограничения, нирвана – высшее состояние, цель человеческих стремлений, «состояние души, освобожденной от оков материи» и др.

 

2. Основные направления  и школы древнеиндийской философии.    

Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников II тысячелетия до н. э., именуемых в целом Ведами (“веды” - “ведение, знание” на санскрите) — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Однако брахманизм – явление уже новой эпохи, довольно далеко ушедшей от эпохи вед с ее первобытно-примитивной в практикой обильных совместных общих жертвоприношений в честь племенных арийских богов.

Брахманизм — система  религиозных взглядов и культовой  практики, являющаяся прямым наследием  ведической религии. Верховными божествами в этой религии являются: творец Вселенной – Брахма-Абсолют, Шива - олицетворение производительных сил природы, первочеловек Пурушу- который дает начало всем людям и всему живому на земле и Атман - вечная, неизменная духовная сущность индивидуума, обозначающее индивидуальное духовное начало, “Я”, душу. Основа вероучения - перерождение человека, которое осуществляется на основании кармы - воздаяния за греховность или добродетельность прошлой жизни. Согласно учению брахманизма в Индии, добродетельный человек будет перерождён в теле человека, занимающего высокое общественное положение или вовсе небожителя.

Усилиями жрецов-брахманов которые приносили жертвы богам, совершали обряды, служили советниками у царей, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания, в поздневедический период были составлены и так называемые брахманы – прозаические тексты, содержавшие ритуальные и мифологические пояснения и комментарии ко всем четырем ведам. Итак, брахманы-жрецы, брахманы-тексты, наконец, появление идеи верховного Брахмана-Абсолюта, повлекшей за собой усиленную философскую разработку кардинальных проблем бытия и мироздания, – все это и привело к формированию брахманизма, религии древних брахманов.

Главное божество религии  в Древней Индии – Брахман-Абсолют - представляет собой безличную сущность, которую невозможно ни определить, ни описать.

Однако в брахманизме  было слишком жесткое кастовое разделение, при котором религиозными, мистическими проблемами могли заниматься только представители высшей касты —  брахманы. В связи с этим, а  также в результате дальнейшего  развития общества появляются религиозные  направления, которые провозглашают  более демократические порядки  и находятся в оппозиции к  официальному брахманизму.

 

Эпический период (600 год до н.э. – 200 год н.э.) начинается с эпохи ранних упанишад и заканчивается даршанами, или системами философии.

В то время как мятежи один за другим волновали восточную часть  страны, на западе, родине брахманов, происходили, хотя и бессознательно, большие изменения. Старая ведийская культура должна была подвергнуться преобразованию ввиду того, что новые общины, исповедующие чуждые верования, начали вливаться в состав арийцев. Она должна была или расшириться и преобразоваться в новую, собственную религию, чтобы приспособиться к новым верованиям, или умереть и исчезнуть. Эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата рассказывают нам об этом росте ведийской религии в течение периода арийской экспансии в Индии. Махабхарата описывает великую войну, которая велась в древние времена между двумя близкими по крови родами — Пандавами и Кауравами. Наряду с повествованием об этой борьбе в различных книгах «Махаб-хараты» имеются тексты и философского содержания.

Философия эпического периода, как и предыдущего периода, остается еще в сильной зависимости  от религиозно-мифологических представлений, используя значительную часть их материала для своих построений. По своему содержанию и направленности большинство философских идей «Махабхараты»  представляет собой продолжение  и развитие господствующих в Упанишадах взглядов о Брахмане-атмане или пуруше как духовном абсолюте и о его постижении как средстве спасения и избавления от оков кармы и самсары. Однако в отличие or Упанишад, где философия представлена преимущественно в виде отдельных высказываний и положений с неустоявшейся, подчас аморфной терминологией, в «Махаб-харате» появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие более или менее единую трактовку основных мировоззренческих проблем.

Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает  учение санкхьи и тесно связанной с ней йоги, которые эпизодически упоминались уже в Упанишадах. Правда, эти учения в различных частях «Махабхараты» излагаются по-разному, но везде их основу составляет положение о прадхане (материя, природа), как источнике всего наличного бытия (в том числе психики и сознания) и, независимом от нее и ее изменениях чистом, духе — пуруше(именуемом также Брахманом, атманом).

Санкхья выступает в двух основных вариантах:

теистическом (сешвара, т. е. «с богом»), или монистически-идеалистическом (когда дух провозглашается стоящим над прадхане и творящим ее)

 дуалистическом (ниришвара, т. е. «без бога»), или атеистическом (когда дух существует параллельно с материей и не оказывает на нее никакого влияния).

В эпосе преобладает теистический, или монистически-идеалистический, вариант санкхьи, с наибольшей полнотой и последовательностью изложенный в «Бхагавад-гите».

«Бхагавадгита» начинается с описания того, как перед началом решающей битвы предводителя войска вдруг охватывают сомнения в целесообразности и допустимости братоубийственной бойни. Его сомнения и колебания рассеивает бог Кришна(эпитеты: Шри Бхагаван, а также духовный абсолют – Брахман, атман, пуруша). Поучения и доводы Кришны и составляют по сути дела основное содержание «Бхагавад – гиты».

Теоретическую основу рассуждений  Кришны составляет учение монистической  теистической санкхьи, которая используется для обоснования определенной системы этико – социальных взглядов – о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным и равнодушным к плодам своей мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. При этом в учении Кришны имеется противоречие между стремлением обосновать необходимость социальной деятельности и требованием посвятить себя богу. Однако в целом концепция «Гиты» довольно стройная и детально разработанная. Это произведение оказало огромное влияние на всю последующую социальную мысль Индии.

В эпических поэмах мы видим  постепенное преобразование старой ведийской религии в современный  индуизм. Махабхарата восприняла ведийскую  религию, хотя она и переносит  ее прошлое в более великое  будущее, она оказалась способна воспринять различные народные верования  вследствие того, что в ней содержатся неясно ощущаемые убеждения, что  все они являются различными способами  достижения одной и той же истины.

 

Отношение к авторитету Вед  определило и классификацию направлений, религиозно-философских и антирелигиозных  школ. С одной стороны - школы, которые  развивают наследие Вед, признают их непререкаемую истину (прежде всего - положение о существовании потустороннего мира, астипаралока, соответственно и жизнь после смерти). Таковых направлений, ортодоксальных школ (астика, от санскр. асти - есть, существует), насчитывают шесть:

1. миманса (санскр. букв. размышление, исследование) основные идеи и цели школы - обоснование авторитета Вед и священного языка, на котором они написаны, своей целью ставит оправдание и объяснение ведического ритуализма, но развиваемая ею в этой связи система физических взглядов носит вполне рациональный характер и сама по себе имеет весьма отдаленное отношение к Ведам.

Миманса строится на признании  реальности материального мира, а  также душ и богов, о которых  человек узнает на основании восприятия или иных источноков познания. Мир создается из атомов, а душа понимается как вечная и бесконечная субстанция, связаннвя с телом, но не умирающая с ним. Миманса учит об особой потенциальной энергии , возникающей в душе при выполнении ритуала. Накопление этой энергии влечет за собой как результат в будущем – наслаждение плодами исполнения ритуалов. Теория познания мимансы оказала значительное влияние на веданту.

2. веданта – это учение продолжает учение Упанишад о Брахмане – атмане как духовном источнике и основе всего сущего, доводя его до провозглашения материального мира ложной видимостью, иллюзией (майя), проистекающей из незнания (авидья ) подлинной природы Брахмана – атмана. По вендантам для истинного познания, кроме изучения откровения, требуется: во – первых, различение между вечным и невечным бытием, во – вторых, отречение от всякой внешней награды в сем мире и в будущем, в – третьих, обладание шестью средствами (спокойствием духа, умеренностью, отрешенностью, терпением, сосредоточенностью, верою), в – четвертых - стремление к избавлению. Высшая цель познания – это истина, которая заключается в том, что знающий истину видит во всем единое и свой дух (атман) осознает тождественным с верховным духом.

3. санкхья (санскр. произв. от слова "число" - расчёт, перечисление) это учение строится на перечислении элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира объектов. В санкхье главная категория – материя (пракрити, прадхана, авьякта) наряду с которой признается также существование множества независимых от нее душ (пуруша). Особое значение санкхьи в истории индийской мысли определяется теорией эволюции, предполагающей выводимость всего мира из взаимодействия двух естественных начал – пракрити и пуруши. 

Мир произошел из первобытной  материи (пракрити). Мир развивается в пределах от мертвой материи до сознания. Когда мертвая материя одухотворяется или просветляется разумом, она делается Будхи, воспринимающей и воспринимаемой, наступает разделение субъекта и объекта. Будхи - это субстрат всех индивидуальных сознаний. Из него возникает ахамкара – «я», которое в свою очередь порождает , с одной стороны, 11 органов (индрий) (5 воспринимающих, 5 действующих или исполнительных и 11 – й, связующий и управляющий орган – ум, манас), а с другой стороны, 5 тонких невоспринимаемых зародышей вещественных элементов (танматры). Все это образует материальную душу (лингам) индивида. Танматры порождают из себя 5 грубых вещественных элементов (бхуты): эфир или пространство ( акаша), воздух, огонь, вода, земля, и из их различных комбинаций образуется весь чувственно воспринимаемый мир объектов, как органический, так и неорганический. Таким образом, в санкхье насчитывается 24 категории, которые охватывают собой всю реально существующую действительность. Признание принципа развития первопричины мира составляет отличительную черту санкхьи.

Информация о работе Восточная философия