Восточная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Первые философские учения возникли на Востоке. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии. Именно в этих странах в 6-5 вв. до н.э. возникли древнейшие философские системы. Восточная философия представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии.

Содержание работы

Введение 2
1.Основные направления и школы древнеиндийской философии. 3
2.Основные школы и направления древнекитайской философии 7
3.Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия 9
Заключение 1
Список используемой литературы 11

Файлы: 1 файл

кр философия.docx

— 36.83 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение                                                                                                                  2

1.Основные направления и школы  древнеиндийской философии.                   3

2.Основные школы и направления  древнекитайской философии                     7

3.Объясните, в противоречиях  между какими школами и направлениями          развивалась Восточная философия                                                                      9

Заключение                                                                                                             10

Список используемой литературы                                                                       11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Первые  философские учения возникли на Востоке. Наиболее общепринятым является включение  в данное понятие философских  традиций древних Китая и Индии. Именно в этих странах в 6-5 вв. до н.э. возникли древнейшие философские системы. Восточная философия представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии.

 Первые цивилизации появились  приблизительно 5 тысяч лет назад  на Древнем Востоке, под которым  понимается огромный регион Земли  от Египта до Индии. Мировоззрением  этих цивилизаций был сплав  религии и философии, последняя  еще не выделилась в совершенно  самостоятельную форму человеческого  сознания, и поэтому древневосточные  учения часто называют религиозно-философскими. Наиболее известные из них  были созданы в Индии и в Китае.

       Восточная философская мысль менее категорична и более неопределенна, чем западная. Это не случайно, ибо в культуре Востока, например в Индии, используется логика, в которой нет «закона исключенного третьего». В этой ментальности вполне допустимы утверждения: «человек и добр и зол» или «он ни добр, ни не добр».

Эти особенности мировоззрения  и религиозно-философские идеи являются, можно сказать, своеобразными архетилическими  чертами народов Востока и  оказывают влияние на процессы, которые  происходят в мире. Знакомство с  восточной философией показывает, что  она вобрала в себя не только рациональные формы освоения человеком себя и  мира, но и другие формы, которые  существовали в культуре.

       В свое контрольной работе я хочу рассмотреть основные идеи, направления и школы восточной философии, а так же узнать, почему же философия Древнего Востока не стала чем-то прошлым и забытым, живёт и распространяется далеко за пределы Востока и по сей день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные  направления и школы древнеиндийской  философии.

 

Философия в  Индии возникла на основе одной из самых древнейших человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к XV-X вв. до н.э., сохранились до настоящего времени. В истории индийской  философии различают 4 периода:

1)ведийский(1500-50 до н.э.);

2)классический, или брахмано-буддийский  (500 до н.э. – 1000 н.э.)

3) индуистский (с 1000г.)

Индийская философия  с древнейших времен развивалась  непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Ее древнейшие, и сегодня  считающиеся святыми, документы  содержатся в Ведах (до 1500 до н. э.). Почти  вся литература по индийской философии  написана на языке знатоков искусства  и ученых — на санскрите. Поскольку  большая часть изменений в  индийской философии была связана  с комментированием основных, признанных авторитетными текстов, старые европейские  философские исследователи полагали, что индийскую философию следует  определить как предысторию философии, в то время как в действительности её развитие шло параллельно с  развитием западной философии, хотя и в других формах

Веды (дословно – «знания») - религиозно-философские  трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней  Азии, Поволжья и Ирана племенами  арийцев.

Веды, как правило, включали в себя:

  • «священное писание», религиозные гимны («самхиты»);
  • описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами);
  • книги лесных отшельников («араньяки»);
  • философские комментарии к Ведам («упанишады»).

Завершает период древнеиндийской  философии эра сутр - кратких философских  трактатов, рассматривающих отдельные  проблемы (например, «нама-сутра» и  др.).

К VI в. до н.э. в Индии складываются предпосылки  для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного  перелома в развитии страны. Эти  факторы послужили основой для  появления ряда учений или школ, которые подразделяют на две большие  группы.

Первая  группа - это ортодоксальные философские  школы Древней Индии, признающие авторитет Вед:

    • Веданта (IV-II в.в. до н.э.)
    • Миманса (VI в. до н.э.)
    • Санкхья (VI в. до н.э.)
    • Ньяя (III в. до н.э.)
    • Йога (II в. до н.э.)
    • Вайшешика (VI-V в. до н.э.).

 Вторая  группа - неортодоксальные школы,  не отрицающие непогрешимость:

    • Вед - Джайнизм (IV в. до н.э.)
    • Буддизм (VII-VI в. до н.э.)
    • Чарвака-Локаята.

Философия ведийского периода

Брахманизм– это учение брахманов (священников, жрецов), он основывался на Ведах, которые считаются священными книгами, божественным откровением наподобие Библии. Подлинными знатоками и толкователями Вед и считались брахманы.Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника). Далее следуют:

· Брахманы (ритуальные тексты) – комментарии к текстам Вед;

· Араньяки – «лесная книга», повествующая о жертвоприношениях.

Заключительная часть Вед – упанишады– содержит трактаты религиозно-философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.

В упанишадах развивается тематика Вед:

· идея единства всего сущего,

· космологическая тематика,

· поиск причинно-следственных связей и т.д.

В упанишадах основное внимание уделяется внутренней стороне бытия и явлений. При  этом главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию.

В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает Брахман – универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир. Брахман тождествен и вместе с тем противопоставляется Атману – индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я».

С этим связано и учение о Сансаре (круговороте жизни) и Карме (законе воздаяния) в упанишадах. В учении о Сансаре человеческая жизнь  понимается как определенная форма  бесконечного перерождения. Будущее  человека – результат тех дел  и поступков, которые человек  совершал в предшествующих жизнях. И только тот, кто вел благопристойный  образ жизни, может рассчитывать на то, чтобы родиться в будущей  жизни в качестве представителя высшей Варны (сословия).

Поэтому важнейшая  задача человека (и главная категория  упанишад) – освобождение (Мокша) его  от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. Это  освобождение реализуется посредством  познания тождества своей индивидуальной души с мировой душой. Таким образом, в философии упанишад каждый человек  – «кузнец» своего счастья, вся его  судьба зависит от собственного поведения.

Неортодоксальные школы  в Древней и Средневековой Индии.

Чарвака– это материалистическое учение, которое отрицает концепцию Брахмана, Атмана, Сансары и Кармы. Основа всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Материя может мыслить. Смерть – конец всему.

Онтологической  сущности этого учения соответствует  и теория познания, основа которой  – чувственное восприятие мира.

В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение  – гедонизм. Эта теория утверждает эгоизм и проповедует земные человеческие желания, отрицая нравственные ценности.

Основатель буддизма Гаутама (Будда) после многих лет аскезы пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.

Характерная особенность этого учения : его этико-практическая направленность, а центральный вопрос – бытие личности.

 В основе буддизма – «четыре благородные истины»:

· существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;

· существует причина страдания, которой  является жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению;

· существует освобождение от страдания;

· существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает  как жизнь, посвященную только чувственным  наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания.

Важнейшая концепция  буддизма – концепция терпимости (толерантности) и относительности, согласно которой дело заключается  в непричинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип  поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной  удовлетворенности. В буддизме устанавливается  практика медитации – углубленной  психической сосредоточенности  и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Ее цель –  просветление, или состояние нирваны.

Философские системы индуизма

Веданта (завершение Вед) признает Брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Выход из сансары  заключается в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, – это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является Брахман. Главный путь к достижению этого истинного знания – соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед.

Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях)–  идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение, что  ведет к прекращению перерождений.

Санкхья (число, перечисление) выражает точку зрения, согласно которой первопричиной  мира является материя, природа (пракрити). Здесь признается и существование  абсолютной души (пуруши), благодаря  которой и существуют вещи. При  соединении пракрити и пуруши возникают  исходные принципы мира, как материальные, так и духовные.

Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) направлена на практическое психологическое обучение. Этические нормы йоги связаны  с формированием высоконравственной личности.

Вайшешика содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей мир состоим из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует  в соответствии с законом Кармы.

Ньяя (логика, правило) – это учение о формах мышления. В этой системе  главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Освобождение понимается как  прекращение воздействия отрицательных  факторов страдания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные  школы и направления древнекитайской  философии

 

Китайская философия  — сложившийся в глубокой древности  слой мировой культуры. В VI — V вв. до н. э. в Китае, как и в других странах древнего мира, начинается процесс формирования религиозных и религиозно-философских учений, ориентированных на человеческую личность, учений "личного спасения", пришедших на смену архаичным общинным формам религии с их безразличием к личностному началу и этической проблематике.

Возникнув в I тыс. до н.э., она стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго-Восточной Азии.  
Китайская традиция выделяет шесть основных философских  школ в истории Китая: 

  • конфуцианство
  • натурфилософия (школа инь—ян),
  • даосизм,
  • моизм, школа имен (мин цзя)
  • легизм.

Философы  Древнего Китая в VII-VI вв. до н.э. тоже стремились объяснять мир, исходя из него самого, путем рационального  исследования действительности, подвергая  сомнению утверждения о власти неба, божества над ходом всех процессов. Они начали понимать, что человек  — высший разум, способный сам  управлять действительностью.

Рассматривая  все сущее как единство противоположных  начал - мужского - янь и женского - цинь, китайские мыслители объясняли  бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Истинная сила власти — в единстве, сплоченности и взаимодействии, диалоге.

Конфуцианство(школа служилых людей)– одно из наиболее важных направлений развития китайской философии. Основатель этого направления – Конфуций (551–479 до н.э.). Главный источник его учения – книга «Лунь юй» («Беседы и суждения») – высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями.

Информация о работе Восточная философия