Восточная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Пример тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Зачастую многие категории, предложенные мифологией и «Ригведами», такие как: инь – женское начало и янь – мужское начало, их соединение с эфиром – ци; или рассмотрение вещей как комбинации пяти материальных первооснов – земли, воды, воздуха, огня и дерева, органически воспринимаются и используются в философии. Часто обсуждаются категории смерти и жизни, души и физического тела, материи и души, сознания и его состояний.

Содержание работы

Введение. 3 стр.
Основные направления и школы древнеиндийской философии. 3 стр.
Брахманизм
Философия эпического периода
Неортодоксальные и ортодоксальные школы в Древней Индии.
Основные школы и направления древнекитайской философии 12 стр.
Даосизм
Конфуцианство
Моизм
Легизм
Заключение. 17 стр.
Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия. 17 стр.
Список литератур.

Файлы: 1 файл

Контрольная Философия 2910.docx

— 62.30 Кб (Скачать файл)

Несмотря на сказанное, санкхья признает наряду с пракрити и независмо от нее духовное начало – пурушу, являющуюся 25 категорией в этой системе. Пуруша играет роль только в этической сфере: увидев пракрити во всех ее модификациях, пуруша «осознает» свою полную непричастность к ним и обретает свое имманентное состояние природу пракрити. Это знание освобождает дух человека и прекращает абсолютной свободы (мокша). 

Человек подвержен страдвниям разного рода, пока он не осознает перерождение.

4. йога (санскр. соединение, участие) эта школа вырабатывала комплекс приёмов для достижения особого духовного состояния, созерцания, ради соединения с абсолютной реальность и освобождением, разрабатывает преимущественно психологические вопросы о путях и средствах «отвлечения», «очищения» сознания, души от предметного мира. В качестве теоретической основы принимает систему категорий санкхьи, из-за чего некоторые исследователи не считают ее самостоятельной школой, а лишь теистической разновидностью санкхьи.

5. ньяя (санскр. буквально правило, рассуждения, исследования, логика) своё учение эта школа пытается строить на независимых основания, хотя и признает авторитет Вед. Таковыми выступают для нее логические основания, которым она и уделяет всё свое внимание: источники познания, формы познания, теория доказательства и т.п. Исходя из освобождения (мокша) как из конечной цели человеческой жизни, ньяя подчеркивает важность мышления (умозаключения) для познания реальности. Условия и методы истинного познания могут быть определены с помощью логики и ее законов.

Ньяя признает четыре самостоятельных источника познания: восприятие, вывод, сравнение, доказательство (свидетельство). Чувственное восприятие - это непосредственное знание об объекте (зрение, слух), логический вывод – это познание объекта чрез вычленение сопутствующего ему признака, сравнение – узнавание нового объекта на основе его предварительного описания и его сходства с уже известным объектом, доказательство - это словесное свидетельство авторитета, т.е. знание, сообщаемое заслуживающим доверия лицом – учителем, либо же священным писанием – Ведами. Что касается бога, то для ньяиков, это - бесконечное «Я», созидающее, сохраняющее и разрушающее мир. Мудрость и всеблагость бога помогает человеку, обладающему свободой воли, и, следовательно, возможностью выбора между добром и злом, через истинное познание самого себя и мира, достичь освобождения.

Логическое учение ньяи относится к первым учениям о формах и способах рассуждения, возникших в странах Древнего Востока.

6.вайшешика (санскр. от вишеша - различие, особенность) близкая к ньяя школу, создавшая с ней позднее единое направление, также стремилась разрабатывать независимые от авторитета основания мышления и познания, как путей к спасению. В системе вайшешика центральным является учение об атомистическом строении мира. По их учению все существующее включается в шесть категорий: субстанцию, качество, действие, общее, особенное (вишеша) и присущее. Основной категорией в системе вайшешики является субстанция, которая выражает сущность вещи. Эта категория существуют реально и объективно. Субстанции, обладающие движениями, составляют объективный мир. В системе вайшешики насчитывается девять субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Первые четыре из них являются материальными атомистическими и производящими субстанциями. Сочетание атомов этих субстанций и образует физический мир. Атом (ану – от санскритского ан – дышать звучать, означает отдельный, особый, индивидуальный, тонкий, мельчайший)  в учении вайшешики  предел деления материальных тел. Первичное движение атомы получают от невидимой силы – адришты. 

Процесс мирового созидания  и разъединения атомов происходит по определенным, вечно повторяющимся  циклам. Соединением атомов управляет  мировая душа. Но бог не является создателем Вселенной, он только управляет  ею. Созданная, таким образом, Вселенная является одним из бесчисленных миров. 

 

Несколько позднее вышеуказанных  школ возникаю неортодоксальные религиозно-философские  и нерелигиозные направления  древнеиндийской философии, которые  в противоположность первым назвали  настика (от санскр. на асти - он не существует, его нет, т.е. отрицание существования потустороннего мира и жизни после смерти и, соответственно, авторитета Вед). К неортодоксальным даршанам отнесли школы:

1. Чарвака- Локаята – это материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии. Поздняя разновидность родственной философской концепции – локаяты. Чарвака отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются как производные от этих материальных первоэлементов. Материя может мыслить. Смерть – конец всему. Название «локаята» соответствует сущности и содержанию этого учения – существует только этот мир, или лока. Материалистов поэтому и называют локаятиками. Их называют также чарваками, по имени основателя этой теории – Чарвака.

Онтологической сущности этого учения соответствует и  теория познания. Ее основа – чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается с помощью непосредственного восприятия. Поэтому для существования другого мира, не воспринимаемого чувствами, нет никаких оснований. Никакого иного мира существовать просто не может. Следовательно, религия – это глупое заблуждение. Вера в бога и потусторонний мир является, с точки зрения представителей этой школы, признаком скудоумия, слабости, малодушия.

В основе этической концепции  чарваков лежит неограниченное наслаждение – гедонизм (от греч. hedone – наслаждение). Признавая только такие реальности жизни, как страдание и наслаждение в рамках чувственного бытия личности, эта школа целями человеческого существования считает богатство и наслаждение.

Оценивая философию материалистов, можно сказать, что она много  сделала для критики старой религии  и философии, для развенчания  авторитета Вед, их неистинности и противоречивости. «Философия чарваков, – пишет крупнейший современный философ Индии С.Радхакришнан, – представляет собой фанатическое усилие, направленное на освобождение современного ей поколения от бремени прошлого, которое довлело над ним. Устранение догматизма, происходившее с помощью этой философии, было необходимо для того, чтобы освободить место для конструктивных усилий умозрения».

В то же время эта философия  была односторонним мировоззрением, отрицающим роль интеллекта, разума в  познании. Поэтому с ее точки зрения невозможно было объяснить, откуда берутся  абстрактные, всеобщие идеи и моральные  идеалы. Результатом этой односторонности  явились нигилизм, скептицизм и субъективизм. Поскольку, органы чувств принадлежат отдельному человеку, то, следовательно, и истина может быть у каждого только своя. Результат этой односторонности – и отрицание ими высших нравственных целей и ценностей.

2.философские учения раннего буддизма . Буддизм возник на северо-западе Индии в VI-V вв. до н.э. и на сегодняшний день является одной из мировых религий, буддизм - религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны, основанная индийским принцем Гаутамой (Буддой).  Гаутаму с самого рождения, отец постарался воспитать его так, чтобы будущий властелин не знал ни в чем ни нужды, ни горя и не выпускал его из дворца. Но он хотел узнать реальную жизнь и тайно проник в город. Во время этого путешествия он столкнулся со смертью, болезнью и старостью и испытал острое страдание, осознав, что счастье и наслаждение не могут длиться вечно. В поисках путей освобождения от страданий Гаутама Сиддхартха покинул дворец и обратился к духовным поискам истины, которую познал в состоянии глубокого сосредоточения, сидя под священным деревом Бодхи.

Буддизм возник как оппозиция кастовому строю. В этом учении утверждалось равенство всех людей в страдании и право всех на спасение. Человеческая личность, как и все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, который и позволяет наряду с отрицанием существования души признать действие закона кармы, переселение душ. По закону причинности, элемент сознания не исчезает из круговорота жизни с нашей смертью совершенно, он проявляется вновь в другом месте, в другой форме. Смерть и рождение — это важные события, но все равно это лишь мгновения в целой цепи отдельных, с необходимостью следующих друг за другом, мгновений. Поэтому очевидно, что психический мир новорожденного не возник ниоткуда, он при рождении представляет собой лишь следующее мгновение для целого ряда душевных антецедентов, точно так же как его тело есть лишь особое мгновение в развитии тела из зародыша, которому, в свою очередь, предшествовали отдельные частицы материи.

Следовательно, каждую новую  жизнь необходимо понимать как результат  прежних существований, и в этом смысле не как рождение, а как  перерождение. Пребывание в проявленном  круговороте бытия — сансаре  сопровождается страданием, но оно  несет в себе возможность свободы. Страданием буддизм провозглашает все, что связано с практической повседневной жизнью, самое жизнь, начиная с момента рождения и кончая смертью. Они исчезают тогда, когда гибнет невежество. Невежество в буддизме есть незнание Четырех Благородных Истин:

 Первая Истина —  это Истина о существовании  страдания. Страдание, согласно учению буддизма, это фундаментальная характеристика бытия как такового. Все есть духкха — страдание, и даже удовольствие есть страдание, потому что, во-первых, оно преходяще, а во-вторых, достигается усилиями и трудом человека.

Вторая — есть Истина о  причине страдания. Она указывает на происхождение страдания от страстей, желаний, влечений, привязанности к жизни. Если бы не было жажды жизни, не было бы и страдания.

Третья — это Истина о прекращении страдания . Это Истина о том, что от страдания можно избавиться, и существует состояние, в котором страдания нет. Это нирвана. Слово «нирвана» восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание». Нирвана — это состояние свободы и особой надличностной полноты бытия. Это непроявленное бытие, трансцендентное всему нашему сансарическому опыту. Это состояние сознания, которое невозможно выразить словами, а можно только пережить. Поэтому Будда ограничился самыми общими характеристиками нирваны как состояния свободного от страдания, совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания.

Четвертая Истина- Истина о Пути- говорит о том, что имеется так называемый восьмеричный Путь, ведущий к нирване, состоящий в правильной вере, правильном стремлении, правдивой речи, добром поведении, честном способе добывания средств к жизни, истинном старании, правильной памяти и правильном сосредоточении. Буддизм подчеркивает, что освобождение человека от страданий есть результат усилий самого человека. Архаты и бодхисаттвы, неустанным совершенствованием достигшие состояния просветления, могут только наставлять живые существа на Путь освобождения.

Сам Будда не занимался  детальной разработкой собственно философских, метафизических основ  своего учения, предпочитая, как гласит предание, обходить молчанием эти  проблемы, поскольку сложные спекуляции, согласно его мнению, бесполезны для  достижения главной цели — спасения. Поэтому учение раннего буддизма носит по преимуществу практический, нравственно-этический характер. Будда  выступал против двух крайностей, как  против безудержной погони за мирскими наслаждениями, так и против аскетического  умерщвления плоти и самоистязания; он осуждал ведический ритуализм и преклонение перед всякими авторитетами, считал, что спасение доступно всем людям, к какой бы варне они ни принадлежали, призывая к терпимости, всепрощению, ненасилию, воздержанности.

Таким образом, буддизм, как  и вся индийская философия, пытался  решить в первую очередь практические этические задачи, стоящие перед  человеком. Решимость победить страдание  и более никогда не рождаться в сансаре предполагало неустанное совершенствование человека во всех областях жизни. Философское учение Будды и есть ключ к обретению мудрости, ведущей к просветлению, суть которого заключается в устранении себя как эмпирического существа, разум которого, наконец-то, достиг уничтожения желаний.

3.джайнизм

Его основателем считается  Махавира Вардха-мана (VI в. до н.э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерождений). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой – карма. Однако сама карма понимается здесь, в отличие от Упанишад, как тонкая материя, а не как закон воздаяния. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. И карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.

Душа человека вынуждена  странствовать, постоянно перерождаясь, до тех пор, пока она связана с  тонкой материей. Но правильное познание и аскетизм могут помочь ей освободиться от материального мира . В этом случае душа переходит в высшую сферу, где постоянно и пребывает в чистой духовности. Это происходит потому, что джива существует в двух формах бытия: несовершенной и совершенной. В первом случае она находится в соединении с материей и в состоянии страдания. Во втором – джива освобождается от этой связи и становится свободной, способной управлять своим собственным бытием. В этом случае она переходит в состояние блаженства – нирвану, наивысшего состояния души, когда конечная цель достигнута. В соответствии с этим джайнизм признает два вида познания: 

несовершенное, основанное на опыте и разуме 

совершенное, основанное на интуиции и постигающее истину путем прямого ее усмотрения.

Второе доступно только тем, кто освободился от зависимости  материального мира . При этом джайнизм признает относительность познания и возможность множества точек зрения при рассмотрении предмета. С этим связан его диалектический метод.

Характерной особенностью философско-этической  концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. Этическое воспитание личности –  решающий фактор в переходе бытия  личности из несовершенного состояния  в совершенное. И хотя карма решает все, наша настоящая жизнь, которая находится в нашей собственной власти, может изменить воздействие прошлого. А с помощью чрезмерных усилий мы можем избежать и воздействия кармы. Поэтому в учении джайнистов нет абсолютного фатализма, как это может показаться на первый взгляд.

Правильная жизнь человека связывается при этом с аскетическим поведением, которое практиковалось в Индии многими великими святыми, предававшими себя даже смерти. Только аскетизм ведет к прекращению перерождений и к освобождению души от сансары. Причем освобождение носит индивидуальный характер. Каждый освобождается самостоятельно. Однако этика джайнизма носит хотя и эгоцентрический, но далеко не эгоистический характер, как в учении чарваков. Эгоизм и индивидуализм предполагают противопоставление индивида социальной среде, утверждение собственных интересов за счет других людей. Между тем основные этические принципы джайнизма: отстранение от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам и т.п. мало совместимы с эгоизмом и индивидуализмом.

Информация о работе Восточная философия