Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 10:27, шпаргалка

Описание работы

Фил. это мировоззренческая наука Мир-зр. Это сис-ма взглядов на мир, место в нем человека, отношение ч-ка к окружающей действительности, основные идеалы. Структура: 1) Мир-зр. Состоит из обобщения знаний (практических и научных), из сис-мы ценностей и программы поведения и действия. 2) Мир-зр. Включает познавательную интеллектуальную сторону: Миропонимание (обыденное и теоретическое). 3) Мир-зр. - это всегда диалектическое единство убеждений и сомнений. Преобладание убеждений - догматизм. Преобладание сомнений - скептицизм. 3 типа: 1) мифология 2) Религия 3) Философия.

Файлы: 1 файл

клевы шпоры по философии.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

47. З-н отрицания отрицания.

Всякая конечная сис-ма развивается на основе единства и борьбы противоположностей и проходит ряд внутренне связанных этапов. Предыдущий этап развития отрицается по след. этапам. В тоже время сущ. преемственность развития, связь м/у этапами. Единство преемственности и поступательности составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания. Отрицание - это необходимый момент всякого развития. Отрицаемое явление не может быть абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не уничтожимости материи. Различают три вида отрицания: 1) Формально-логическое 2) Метафизическое. Его источник - внешний источник а не единство и борьба противоположностей. 3) Диалектическое отрицание, кот. разворачивается на основе единства и борьбы противоположностей. Две разновидности диалектического отрицания: 1) Конструктивная, с преобладанием созидательных моментов. 2) Деструктивная, с преобладанием разрушительного момента. Структура отрицания: 1) Тезис (исходное положение) 2) Антитезис (самоотрицание исходного положения) 3) Синтез (возврат к исходному положению на новой стадии развития с удержанием положительного) Развитие спиралевидно. Спиралевидность развития - единство преемственности поступательности и направленности. Развитие не возможно понять либо как сугубо прогрессивное или регрессивное. Развитие - всегда единство прогресса и регресса. Прогресс - развитие от простого к сложному, регресс - наоборот.

48. Категории диалектики.

Категории - наиболее общие понятия в которых отражаются всеобщие существенные связи, стороны  действительности. Категории выполняют  методологическую роль в познании. Они формируются в процессе общественно-исторической практики, явл. развивающимися и отражают разные ступени познания. Отдельный ч-к находит категории налично-существующими, как результат деятельности прежних поколений людей. Он усваивает их процессе воспитания и обучения. Категории - основа всякой ч-кой разумности. На каждом этапе развития категории задают способ видения и преобразования мира.

49.Категории <всеобщего>, <особенного>, <единичного> и <отдельного>.

Единичное - философская  категория для выражения индивидуальных уникальных черт признаков предметов. Общее - философская категория, кот. выражает сходство признаков предметов. Всеобщее - общее присущее всем без исключения классам. Категории фил. - формы всеобщего. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи: 1) Предметы - всегда единство всеобщего, общего, обособленного и единичного. 2) Разграничение на единичное и общее относительно. 3) В процессе развития общее может превратиться в единичное и наоборот. Превращение единичного в общее и обратно хорошо прослеживается в процессе социализации ч-ка. Противоположность индивидуальному - типовое.

50.Категория <явление> и <сущность>

Сущность - фил. категория для обозначения совокупности внутренних необходимых сторон и  связей вещей, законов их функционирования. Явление - внешне наблюдаемые, более подвижные и изменчивые характеристики предмета. Явление и сущность - диалектические противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда внешние черты предмета (явления) искажают сущность (пример: болезнь). Диалектика явления и сущности: 1) явление не существует без сущности 2) в сущности нет ничего такого, чтобы как-то не проявлялось 3) сущность и явление соотносятся как общее и единичное, внутреннее и внешнее, устойчивое и изменчивое и т.п. Познание движется от явления к сущности, от сущности I порядка к сущности II и т.д.

51. Диалектика содержания и формы.

Содержание - совокупность различных элементов, которые определяют тип, характер предмета. Форма - принцип  упорядоченности, способ существования содержания. Содержание имеет внутреннюю и внешнюю формы: - внешняя - объём, конфигурация, цвет и т.п. - внутренняя - способ организации содержания Формы связаны с понятием правил (стандарты, традиции). Форма неотделима от содержания, но можно временно сосредоточить внимание на форме без содержания. Относительная самостоятельность формы - бюрократизм. В некоторой деятельности форменные правила очень важны (медицина и т.д.).

52. Случайность и необходимость,  возможность и действительность

Необходимость - такая однозначная связь явлений, при которой наступление причины влечёт обязательно за собой наступление следствия. Случайность - такая связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных следствий. Случайность также имеет причины. Диалектика необходимости и случайности: 1) случайность - форма проявления и дополнения необходимости 2) случайность может переходить в необходимость Необходимость связана с динамическими законами, случайность - со статистическими. Вероятность - мера возможности наступления случайного события. Действительность - то, что уже возникло, осуществилось. Это совокупность реализованных возможностей. Возможность - то, что содержится в данной действительности как предпосылка её изменения и развития, нереализованная действительность. Возможность и действительность - 2 этапа закономерного развития явлений природы и общества. Возможности - реальные и абстрактные: - реальные - это, когда условия превращения возможности в действительность уже созрели или находятся в процессе становления. - абстрактные - те, которые в данных условиях не могут превратиться в действительность Возможности - прогрессивные и регрессивные. Условия превращения возможности в действительноость: 1. в развитии природы это происходит стихийно 2. в общественной жизни: - объективные - условия материальной жизни, процессы не зависящие от людей - субъективные - сознательная деятельность людей Методологическое значение категорий диалектики. Законы и категории - инструментарий научного познания и преобразования действительности. Законы и категории носят исторический характер и являются результатом познания. Разработка категории - прерогатива философии.

53. Связи Детерминации. Принцип  детерминизма.

Принцип детерминизма - все реальные явления, процессы детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются в результате действия определённых причин. Причина - явление, повлёкшее за собой другое явление. Следствие - явление, возникшее в результате действия причины. Типы причинных связей: I. однонаправленные причинно-следственные связи. II. взаимодействие Взаимодействие - это, когда причина испытывает обратное влияние со стороны следствия. Причинные основания - совокупность всех обстоятельств, при которых наступает следствие: - причина - условие - мотивы и т.д. Детерминизм - концепция мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности. Формы детерминизма: - механистический (лапласовский) - причинная связь понимается как однозначная, т.е. определённое состояние системы определяет последующее состояние системы. Причинность - необходимость. - статистический - признание многозначного соотношения между причиной и следствием. В причине заключается ряд возможностей и вариантов развития. Индетерминизм - отрицание закономерностей и причинной обусловленности явлений.

54. Основные принципы современной  концепции позновательного прогресса.

В основе познания лежит отражение объективного мира в мозгах в форме идеальных  образов. Основные принципы познания: 1. объективность рассмотрения познаваемого предмета 2. наши восприятия, представления - идеальные образы предметов 3. проверка этих образов, отделение истинных от ложных даётся практикой Познание - высшая форма отражения и обладает своей спецификой6 1. познание - сущностное отношение к миру 2. познание - творческое отражение окр. мира 3. познание регулирует преобразующую деятельность человека Основная проблема гносеологии - вопрос о соотношении объекта и субъекта познания. В истории Ф. долго не учитывалась активность субъекта познания. Субъект познания - представитель общества, включённый в систему различных общественных отношений с др. людьми, использующий инструменты, предметы и средства духовной и материальной культуры. Объект познания - совокупность предметов и процессов окр. действительности, которая была или будет вовлечена в деятельность общества как коллективного субъекта познания. Познание - активный творческий процесс.

55. Философские учения об истине.

Истина - соответствие наших знаний действительности. Истина объективна по своему содержанию и источнику. Объективная истина - такое содержание наших знаний - кот. не зависит от ч-ка. Объективная истина выступает как диалектический процесс взаимод. абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина - это цель, к кот. стремится познание. Она не достижима. Но нет пределов все более полного овладения ею. Абсолютная истина - моменты абсолютного не приходящего знания в составе знания относительного. Абсолютная истина - вечные истины, т.е. истины факта, кот. не ставятся под сомнения. Относительная истина - такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает завершённостью, не является полным, рано или поздно подвергается уточнению. В каждой относительной истине содержится момент истины абсолютной. Релятивизм абсолютизирует относительность знаний. Догматизм - момент устойчивости знаний. Из диалектики относительной и абсолютной истины вытекает принцип конкретности истины. Он требует подходить к объекту познания с учётом реальных условий. Практика - критерий истины. Как критерий практика - это единство абсолютного и относительного. Относительность практики - её историческая ограниченность. Различные теории об истине: 1. прагматизм - критерий истины - польза, удобство 2. богданов считал, что критерий истины - общепризнанность 3. конвенционализм - берёт за истину условное соглашение людеё 4. неопозитивизм и постпозитивизм вводят принцип верификпции и принцип фальсифицированности Принцип верификации - истинное суждение - то, что хотя бы косвенно подтверждается опытом Принцип фальсифицированости - истинное суждение - то, что выдержало все попытки опровержения. Знания можно оценить сточки зрения лжи и сточки зрения пользы. Истина не всегда совпадает с пользой. В знаниях о человеке и обществе субъективный момент больше, чем в знаниях о природе. Знания в этих сферах более альтернативны как и содержание самой действительности, но объективная истина и здесь имеет место.

56. Роль практики в познании.

Практика - предметная деятельность людей в процессее  которой они осваивают и приобретают природные или специальные силы.

Выделяют следующие  формы практики:

1. Производство

2. Деятельность  по преобразованию общественных  отношений.

3. Научный эксперимент.

Функции практики: Практика - это основа, движущая сила, конечная цель познания и критерий истины. Потребности практики породили различные науки. Итоги познания используются в практической деятельности людей. Практика всегда является подтверждением истины.Но теория обладает и внутренней логикой развиия.

57. Диалектика чувственного и  рационального в познании.

Общее направление  процесса познания выражается в формуле <От живого созерцания к абсолютному  мышлению и от него к практике - таков  диалектический путь познания истины>. Тут выделяется две ступени познания: - чувственная - логическая В истории фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания: - сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется) - рационализм (абсол-ция логической ступени познания) Кант рассмотрел эти ступени познания в единстве, говорил о двух стволах познания: чувственности и рассудке. Генетически первой ступенью познания явл. чувственное. Формы чувственного познания: - ощущение - восприятие - представление Формы логического познания: - понятие - суждение - умозаключение Понятие - форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Понятия имеют разл. глубину и степень общности. Понятие первоначально всегда связано с процессом матем. практики. Суждение - форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается. Отношения м/у суждениями и понятиями диалектичны. Суждение явл. истинным, если отображает действ-ую связь предметов. Умозаключение - форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения. Различают три вида умозаключений: - индивидуальное (от частного к общему) - дедуктивное (наоборот) - традуктивное (когда вывод идет от знания одной степени общности к знанию той же степени общности) Чувственное и рациональное познания диалектически взаимосвязаны. Любое чувственное созерцание ч-ком мира предполагает, что ч-к меняет уже имеющиеся знания. Большую роль в познании играет интуиция.

Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда  промежуточные сведения аргументации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувственного и логического познания.

58. Наука как специфическая форма  познания.

Этапы развития науки. Наука - система исследовательской  деятельности общества, направленная на пр-во новых знаний о природе, обществе и человеке. Наука как специфический тип духовного пр-ва, как соц. институт возникает в Новое время (XV - XVII вв.). Развитие капитализма влияет на возникновение науки через господствующую идеологию - протестантизм. Протестантизм перестраивает обыденное сознание в духе рационализма и практицизма. Успех в делах объявляется богоугодным делом. Науки - естественные и общественные. Ряд наук изучает сам процесс познания - логика, философия и т.д. Основные особенности научного познания: 1. обнаружение объективных законов действительности. Цель научного познания - объективная истина. 2. наука ориентирована на воплощение в практике 3. результат научного познания - целостная развивающаяся система понятий, теорий и т.д. 4. особый язык науки - категориальный аппарат 5. наука работает с идеальными объектами 6. занятие наукой требует особой подготовки субъекта познания 7. наука формирует знания о методах научного познания, т.е. методологию Отличие науки от обыденного познания: 1. форма организации научного знания - рационально-логическая, позволяющая представить знание в правиле, формуле и т.д. 2. наука ориентируется на познание сущности Отличие науки от искусства - худ. образ содержит отпечаток личности, субъективный момент, а наука отгораживается от субъективизма. Этапы развития науки: (науке предшествует протонаука, доклассический этап. Зарождаются элементы науки. I. классическая наука ( XVII - XIX вв.). господство объектного стиля мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения II. неоклассическая наука ( 1 половина XX в.). Отвергание объективизма классической науки, осмысливание связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности III. пост неоклассическая наука ( 2 половина XX в.). учитывание соотнесённости знания об объекте с ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Характерная черта - универсальный эволюционизм, объединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяет развитие на все сферы бытия.

59.Формы и методы научного  познания

Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания. Методология - учение о методах. В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений: - философия науки - материалистическая диалектика - феноменология - структурализм - пост позитивизм - герменевтика - теории интерпретации текста Любой метод разрабатывается на основе определённой теории. Классификация методов научного познания: I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познания II. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования III. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания. Методы эмпирического исследования: - наблюдение - эксперимент - сравнение - измерение Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов. Измерение - даёт количественную сторону явления. Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент - мысленный и с помощью приборов. Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов. Методы теоретического исследования: 1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа: 1).образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному; 2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления 2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве 3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики 4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковые Обще логические методы познания: - анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части - синтез - воссоединение целого из частей - индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер - дедукция - рассуждения от общего к частному - аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах - абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств - обобщение - установление общих признаков ряда объектов

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"