Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 23:11, шпаргалка

Описание работы

Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения.
Самым широким понятием в дух. жизни человечества является “мировоззрение”. Оно охватывает всю сумму знания, наполненную человечеством. В сущности, мировоззрение – представление человека о мире в целом и о своем месте в нем.
Когда-то мировоззрение понимали просто как сумму знаний людей о мире (с античности). Однако в этой трактовке не хватает человека (главного элемента).

Файлы: 1 файл

ответы философия.docx

— 132.39 Кб (Скачать файл)

Проблема. Проблема – вопрос, ответ на который не содержится в научном знании. Проблема – форма теоретического познания, содержанием которой является то, что еще не познано, что нужно познать.

Проблема – это знание о незнании. Проблема возникает тогда, когда в обществе складывается проблемная ситуация. Проблемная ситуация – такое положение, когда имеется некоторая потребность в чем-то, но не известно, какими средствами и каким путем удовлетворить эту потребность. Проблема не то, что нам интересно, любопытно, а потребность.

В науке формулировка научных проблем ценится высоко. Поставить научную проблему гораздо важнее, чем решить ее, т. к. знание о незнании.

Постановка – прорыв в неизвестное, нарушение границы познанного и непознанного. Следующий этап – решение проблемы. Мы начинаем искать способы, средства. Как возникают проблемы? Реальные жизненные потребности и неспособность существующих теорий их удовлетворить.

Проблемы возникают в результате столкновения двух теорий (теории свето-волновая и корпускулярная). Проблемы возникают из противоречий одной теории.

1-й шаг  в решении проблемы – выдвижение  гипотезы. Всякая гипотеза – вероятное  знание, предположение о чем-либо. Гипотезы необычны, чтобы исследование  было осмысленно. Гипотезам предъявляются  определенные требования. Они не  создаются путем фантазии: 1) выдвигаем  гипотезы, они должны соответствовать  принятым законам в науке 2) гипотеза  должна согласовываться с фактами 3) должна быть логически не  противоречивой 4) проста, без субъективных  пристрастий 5) должна обладать шансом быть подтвержденной

Теория. Теория – результат постановки проблемы, выдвижения гипотез и их подтверждения. Теория дает целостное отображение  , его закономерности, связи.

К теории предъявляются разные требования: 1) непротиворечивость 2) проверяемость. Карл Поппер предъявил такое требование к теории, как фальсифицируемость, т. е. «доказать, что она страдает неполнотой или вообще ложна». Все научные теории фальсифицируемы. Если мы имеет дело с теорией, которую нельзя фальсифицировать, то это не научная теория, набор догм, принятый на веру за истину (чаще всего это религия). Эта точка зрения имеет оправдание: истина – процесс движения от заблуждения и одностороннего(неполного) к всестороннему знанию. Важнейший путь – теории.

Теория не навечно разработана, => ученый должен искать факты жизни, которые будут противоречить его теории, а при нахождении обновлять ее (если она их примет) или создавать новую теорию.

Каждая научная теория как система знания об объекте описывает его, объясняет (т. е. указывает его причинно-следственные связи, закономерности, которым он подчиняется).

=> научная  теория выполняет следующие функции:

1) систематизирует  знания: убедительно показывает, что  есть объект сегодня

2) прогнозирует  будущее состояние объекта

3) может  найти практическое применение

4) методологическая  функция: на ее основе мы можем  разработать методы, способы дальнейшего  исследования объекта.

Структура теории:

1) каждая  научная теория имеет свое  основание: понятие, принципы подхода  к предмету, известные законы  науки, действие которых распространяется  на данный объект, уравнения, аксиомы.

2) идеализированный  объект – абстрактная модель  свойств, связей изучаемых предметов

3) научная  теория включает совокупность  правил, способов доказательства, выдвигаемых  положений

Используются некоторые функциональные установки, это делается иногда открыто. Результат научной теории – те законы, то новое знание, которое она несет людям.

Закон. Речь идет об объективных законах. Закон – необходимая, устойчивая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями, процессами. Эта связь объективная.

Законы дифференцируются на: фундаментальные (всеобщие законы диалектики), далее по сферам – неживая природа, живая природа, человеческая, общества и человека как индивида.

Иногда выделяет фундаментальные законы имея ввиду связи, затрагивающие глубины основания бытия. Динамические (законы механики): фиксируется жесткая зависимость между объектами; статистические: проявляется как усредненный результат проявления множества событий (законы больших чисел).

 

34. Философские концепции  истины.

Философские концепции истины.

В настоящее время истинность рассматривают как 1 из важнейших характеристик знания.Истинность – точное и достоверное отображение реальности в знании. В истории философии сложились следующие основные концепции истины:

  1. Аристотель (классическая) – теория корреспонденции (соответствия).

Истина – соответствие представлений, утверждений человека реальному положению дел.

  1. Когарентная теория.       

Основной критерий истинности какого – либо знания – его согласованность (когеренция ) с более обширной системой знания. Эту теорию разделял Гегель: мир – единое целое, в котором все явления связаны между собой и входят в это целое => знание об отдельном явлении должны согласовываться с системой знаний  о мире в целом. Как таковая истина одна и отдельные ее части (частные истины) являются ее элементами.

  1. Конвенционализм.

В нач. Х в. Пуанкаре выдвинул принцип конвенционализма: некоторые основоположения науки следует понимать как конвенции, т.е. как условно принятые соглашения, с помощью которых ученые выбирают конкретное теоретическое описание физических явлений из ряда различных и одинаково возможных описаний. Эти описания должны быть удобны для ученых. Пример: такие положения как «земля вращается» и «удобнее предположить, что земля вращается» для ученого имеют один и тот же смысл.

  1. Прагматическая.

Истинным является такое6 знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и может успешно применяться на практике. Пример: истинность суждения «бог существует» не зависит от реального существования бога, а обусловлена тем, что убежденность людей в существование бога благотворна для человеческой жизни.

  1. Ницше. Установка перспективизма.

Истина – просто полезное заблуждение.

  1. Диалектико-материалистическая концепция.

Объективной истиной является такое содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от индивида, ни от человечества. Истина, в отличие от истинности – внутренне противоречивый процесс: движение от ограниченного, приблизительного знания ко все более глубокому и точному, полному знанию об объекте.

Любая конкретная истина  как результат процесса познания относительна, но в каждой относительной истине содержится зерно абсолютного знания. Относительная истина всегда содержит в себе и момент заблуждения.Абсолютная истина – такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Достижение5 абсолютной истины – идеал познания. Человечество движется по пути овладевания абсолютной истиной, которая в этом смысле складывается из суммы относительных истин. Важнейший принцип этой теории познания – принцип конкретности истины.Критерий истинности заключается в практике, но сама практика в качестве критерия истинности : - относительна (как исторический процесс); - должна браться системно, как общечеловеческое в каждый момент своего развития.

Вторичные критерии истины:- логическая непротиворечивость знания - принцип простоты - принцип красоты. Логический критерий производен, т.к. формирование логического мышления происходит на основе практической деятельности.

 

35. Истина как процесс.

До 19 в. существовало мнение, что ученые добывают истинное знание, которое остается таковым навсегда, оно не будет пересмотрено, изменено. Первым, кто попытался разрушить этот стереотип был Гегель. Истина – процесс знание – процесс). Всякое знание, в т. ч. и научное, представляет собой сочетание, диалектику абсолютной и относительной истины. В целом любая научная теория является относительно истинной, но в ней есть зерна абсолютной истины.

Процесс развития знания идет т. о., что в нем меньше становится заблуждений, а больше точных, истинных знаний. Выражение «истина – процесс» означает движение от относительного к точному. Но достижение абсолютного знания невозможно. Мир очень сложен, человек очень сложен, понять его в одночасье невозможно. Сам мир изменяется и человек изменяется.

 

36. Понятие и виды творчества.

ТВОРЧЕСТВО.

Тема появилась недавно. Креотология – раздел философии.

Творческая сущность человека. Творчество определяется во всех источниках одинаково – создание нового. Оказывается, что в эти слова разные авторы вкладывают разный смысл. Творчество – создание какого нового? Отвечая на этот вопрос, философы разделились.

1) одни  философы под новым имели ввиду принципиально новое, нечто уникальное, совершенное, а такое в обществе появляется нечасто, и круг создателей уникальных предметов, произведений немногочисленный. Круг творческих людей узок (нередко гордые одиночки, отвергнутые временем, обществом).

2) другая  точка зрения – творчество  – создание такого, чего еще  никогда не было, что появляется  впервые. Имеется ввиду широкий  круг предметов, создаваемые впервые. В 1-м случае творчество – изобретение ножа вообще, а разновидности ножа – тиражирование. Во втором случае изобретение любой разновидности – творческий акт (более демократична) – субъект творчества – ограниченная масса людей.

3) творчество  – производство любой вещи, т. к. она появляется вновь. Каждый  человек – творческое существо (в т.ч. и домохозяйки).

Мы может говорить о разных уровнях творчества, т. о. обозначили 3 уровня, которые различаются между собой результатами. На верхнем уровне гении, на 3-м уровне циклопедические, трудные в быту, рассеянные, эгоистичные люди. Аргументы в пользу первой позиции ограничены. Важнейшие изобретения, предметы быта, орудия труда - предметы искусства, составляющие остов цивилизации, в большинстве своем не имеют авторов (они не известны), т. к. вырабатывались огромной массой людей из поколения в поколение.

Особенность человека состоит в том, что он является творческим существом, вносит изменения в определенную действительность. Человек создает орудия труда, социальные инструменты, пишет и применяет законы, т. е. творит предметные и процессуальные составляющие культуры.

В последние годы поставлен вопрос о том, что человек творит сам себя. Люди всегда творили себя. Генетики: состав крови, общие гены – все люди родственники. В последнее десятилетие в литературе говорится о самотворчестве индивида, что творчество имеет объектом не только внешнее, но и имеет отношение к индивиду (который творит сам себя).

Прежде чем изобрести новый предмет культуры, индивид сам должен достичь такого уровня в своем развитии, чтобы быть способным произвести это изобретение, открытие – самотворчество первично, доминирует по отношению к нашей внешней деятельности.

Творческая деятельность человека социально детерминирована. Потребность в творческих решениях в конечном счете вызревает вне индивида. Запрос на новые знания, новые предметы. Существует   между общественными потребностями и индивидуальными способностями. Общественная задача вызревает тогда, когда общество, индивиды способны ее решить. Человек отвечает за себя, за то, что он представляет, внешнее окружение имеет вторичное значение.

Может случиться так, что индивиды могут продуцировать решения, а запроса нет. Или он не всегда внешне выражен. Чаще всего потребитель улавливаются интуитивно.

Жизненный путь человека – проблема судьбы, а в советском обществе понятие «судьба» воспринималось критически. Детерминанты творчества: экономические, финансовые возможности, политические соображения. Часто в социально-гуманитарных науках создаются иллюзии, которые подменяют анализ (теория  ).

Нередко творческие люди вступают в конфликт с политиками, которые и в технической жизни, гуманитарной области не жалуют людей.

Идеология – иллюзия общества о самом себе. Деятельность людей разделяется на продуктивную и репродуктивную. Продуктивная деятельность является в чистом виде творческой, создание принципиально нового. Репродуктивная – действие по образцам, шаблонам.

Первейшим сущностным выражением творчества человека является трудовая деятельность. Трудовая деятельность сочетает в себе продуктивное и репродуктивное (другой вопрос об их соотношении – конвейер, ремесло). Современная эпоха противоречива, характеризуется стандартизацией производства, другая тенденция – частая смена образцов, 2-я тенденция подкрепляется невысоким качеством продукции.

Мы приближаемся к некоторой вершине проявления творческой сущности человека, начинаем воспроизводить самих себя (клонирование, замена органов).

Виды творчества. Обычно в литературе пишут о социальном творчестве, подчеркивая, что в природе нет творчества, хотят отмежеваться от позиции Анри Бергсона, который утверждал, что творчество присуще всему мирозданию (работа «Творческая эволюция»), оно тотально, повсюду, является определяющим процессом мироздания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"