Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 23:11, шпаргалка

Описание работы

Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения.
Самым широким понятием в дух. жизни человечества является “мировоззрение”. Оно охватывает всю сумму знания, наполненную человечеством. В сущности, мировоззрение – представление человека о мире в целом и о своем месте в нем.
Когда-то мировоззрение понимали просто как сумму знаний людей о мире (с античности). Однако в этой трактовке не хватает человека (главного элемента).

Файлы: 1 файл

ответы философия.docx

— 132.39 Кб (Скачать файл)

Социальное ограничено биологическими способностями. Аргументы, что человек – существо биосоциальное. Биологическое – тело, природа, основа существования человека как социальной единицы, влияет на проявление социальных качеств, биологические особенности влияют на все. Социальное влияет на биологическое.

Человек – существо социальное. Основная идея: человек является исключительно соц. существом, жизненная судьба каждого человека зависит от состояния общества. Если хотите изменить человека, измените общество, в котором он живет. Как биологическое существо человек слаб, беспомощен, он растет. Человека создал Бог. Гельмунд Кельм ( 1892-1985): человек как живое существо подчиняется 3-м законам:

1. естественной  искусственности. Человек создает  искусственный мир, он трудится. Человек живет постольку, поскольку  он ведет жизнь.

2. закон  опосредованной непосредственности. Получаются такие вещи, на которые  человек не рассчитывает.

Выдвинут антропный принцип. Вселенная своим устройством, процессами на разных планетах нацелена на возникновение человека (косвенное наделение Вселенной разумом). “Люди не ведают, что творят”

  1. закон утопического места. Каждый человек строит жизненные планы, предполагает чего-то добиться, совершить, в конечном счете получается то, чего никто не ожидал. Наши жизненные планы являются утопией.
  2. Макс Шелер(1877-1928) считает, что человек создан Богом, содержание человека составляют 3 элемента:

1. Сознание  мира (предметное, те занятия, которые  мы имеем о мире)

2. самосознание

3. сознание  Бога

В человеке органически соединяются 2 начала:

1. порыв- витальное ядро человека (то, что связано стелом)

2. дух  как единство разума и переживаний  человека, эмоции.

Шелер считает. Что вся человеческая культура является результатом сознательной деятельности людей, он основатель философской антропологии.

 

7. Проблемы бытия  в философии.

8. Онтология в  античной философии.

9. Диалог реализма и номинализма  в философии.

Эпоха Средневековья дает другое решение проблемы существования бытия. Средневековая философия начинается со 2 века н.э. и завершает свое господство в духовной жизни в 14 в. С 15 века религиозное мнение теряет свои позиции, уступая место науке, философии. Проблема существенности бытия в средневековой философии представлена диалогами номинализма и реализма.

Реализм – течение мысли в средневековой философии, согласно которой объективно существуют общие понятия вещей, конкретные вещи производны, зависимы от них, реальность их вторична.

В отличие от реализма номинализм – течение философской мысли эпохи средневековья, согласно которой реально существуют единичные вещи, а общие понятия являются результатом деятельности человеческого ума, который вырабатывают люди.

Из этих определений видно, что обсуждали проблему природы универсалий , то есть общих понятий, их происхождение и связь с единичными вещами.

Оба направления сложились в рамках религиозной философии, оба считают, что мир создан Богом, но природу общих понятий рассматривают по-разному.

Для реалистов общие понятия существуют объективно, они первичны по отношению к вещам.

Номиналисты утверждают, что объективно существуют единичные вещи, а общие понятия субъективны.

Позиция реалистов напоминает точку зрения Платона. Позиция же номиналистов – точку зрения материалистов. (Фалес, Демокрит, Эмпедон).

О каких общественных понятиях идет речь?

О тех, которые являются родовыми: дерево, стол, государство…

Понятие стабильно, а конкретные вещи уничтожаются.

Примирить позиции попытался Пьер Абеляр. Он предложил концептуализм, попытался примирить реалистов и номиналистов: реально существуют единые вещи, они объективны, люди познают вещи, находят общие признаки, они называют универсальные понятия. Однажды возникнув универсалия входит в языковой оборот, закрепляется; для новых поколений становится объективной. Теологи позицию номиналистов встретили отрицательно, попытаясь применить ее к проблеме триединства Бога. Проблема получила неадекватное решение- номиналисты были гонимы, подвергались репрессиям. Официально церковь настаивала на единстве Бога, который имеет 3 ипостаси.

Номинализм оценивается как проявление формы материализма, а материализм рассматривается как форма идеализма. Конец спора положил Фома Аквинский. 1274 год – в Ливонии состоялся Церковный Собор, Фома Аквинский: общие понятия существуют и до вещей, а их источник – голова Бога, общие понятия существуют в вещах, общие понятия существуют и после вещей в виде слова.

 

10. Способы существования  материи.

Пространство.

Мир дифференцирован на отдельные предметы, на единичные вещи, которые протяженны, то есть имеют длину, ширину, высоту.

Философский термин “Пространство” означает протяженность тел и их расположение друг возле друга. То, что в результате возникает, мы и обозначаем “пространство”.

На уровне видимости пространство то, где все находится.

В философии есть субстанциональная концепция пространства (Демокрит, Ньютон).

Диалектическая концепция: пространство- характеристика вещей, предметов.

Пространство объективно (Кант: субъективно, априорная форма чувственности), познаваемо, трехмерно, изотропно (однородно, равнокачественно во всех своих частях, нет 2-х миров). В философии не отрицается существование многомерных миров.

Время.

В обыденном сознании по-прежнему сохраняется представление о времени, как о самостоятельной существенности, которая независима, оно само бежит ( субстанциональная концепция).

Впервые Аврелий Августин связал бытие вещей и время, заложил основные релятивистские концепции. Время – длительность существования вещей, то есть имеет материальный носитель. Исходное значение имеет солнечная система (солнце-земля), физические процессы. Это движение задает темп всем жизненным процессам на Земле. Время: объективно, одномерно. Есть определенные закономерности взаимодействия пространства и времени. Есть основание говорить, что мир 4-хмерен, речь о единстве пространства и времени. Пространство и время – способы существования материи – они зависимы, находятся в связи. Эйнштейн подвел научные расчеты , длина стержня не абс-на.

 

11. Проблема доказательств  бытия Бога в философии.

Доказательства бытия Бога.

Проблема носит исторический характер, возникла в рамках Христианской религии, в эпоху язычества вопрос о существовании богов не волновал, то есть все знали, что боги существуют, их местообитанием является Олимп, доступ к которому закрыт.

Многие люди заявляли, что сталкивались с богами.

Первые христиане не ставили проблему существования Бога. Августин Аврелий: идея Бога укоренена в душе каждого христианина. Однако в конце 10 века появились сомнения, люди устали ждать второго пришествия, начинаются разочарования , появляются еретические мысли.

Первую попытку рационально объяснить идею существования Бога предпринял Ансельм Кентерберийский : 1)в языке есть слово Бог, а всякое слово появляется для обозначения вещи, нет вещи, нет слова, Бог существует, так как слово есть. 2) слово – форма, а форма и содержание не существуют порознь, они всегда существуют в единстве. Во всякой форме содержание и наоборот. Фома Аквинский подверг критике эти доводы, утверждая, что в языке много слов, которые не обозначают вещей: “мы ожжем научно доказать существование Бога”.

Научное доказательство:

1. “от  движения”. Все движется в мире. Каждый предмет движется будучи или претерпев воздействие со стороны другого предмета, который движется под воздействием третьего, таким образом дожжен быть первотолчок, иначе движения не существовало, этим толчком является Бог.

2. “от  причины”. В мире есть ряд действующих  причин. Беспричинных событий не  бывает, каждая причина имеет  свою причину, таким образом, есть  первопричина, которой является  Бог.

3. “от  необходимости”. События в мире  происходят с необходимостью, каждая  необходимость имеет свою необходимость- все приходит к Богу.

Аргументы для людей 15 века достаточно убедительны.

4.степени-качества. Предметы различаются между собой  по качеству, есть вещи простые, сложные, современные, примитивные. Есть  нечто самое совершенное –  Бог.

  1. “от целесообразности”. Вещи мира удивительным образом соответствуют друг другу , дополняют друг друга. Одни способствуют бытию других, то есть мир удивительно целесообразен. Могла ли целесообразность мира возникнуть сама собой. Достаточно ли для этой цели человеческого ума? Нет, так как он ограничен. Она создана Богом, он все знает.

Аргументации Фомы были подвергнуты критике И.Кантом (немецкий философ 18 века): в природе все объективно, взаимосвязано, нет места для Бога. О существовании Бога свидетельствует наше нравственное чувство. Бог коренится в нравственном мире людей. Если бы люди не были убеждены, что Бог есть, они не могли бы жить, нравственное чувство подсказывает – злодей ушедший из жизни должен быть наказан, это делает Бог.

Бердяев Н.А. выдвинул свой аргумент, в мире постоянно идет борьба со злом и в принципе зло побеждает, то есть бог есть, иначе бы зло затопило землю, и жизнь бы прервалась.

Современная философская литература (карл Ясперс): доказанный Бог уже не есть Бог. Соловьев: мы нашим умом не в состоянии доказать, что Бог есть, или его нет.

Учебник философии под редакцией Лебедева: в мироздании 2 начала – материальное и духовное, они равноправны, оба вечны.

Вопрос из средневековой философии.

Теодицея – концепция, оправдывающая Бога в связи с существованием в мире зла. Мир создан Богом, всемогущим, всесильным, всезнающим. Однако в этом мире существует зло и в природе ( сильный ест слабого ). Почему существует зло? Если Бог всемогущ, то он не должен был допустить зло в мире. Если зло случилось, почему Бог зло не уничтожит. Может быть Бог не знает, что зло существует – но он всеведущ, может быть не хочет, но он сеет добро, может быть не может, но он всемогущ.

Теологи, философы довольно рано задумались над этой проблемой.

Классическое решение предложил Августин Аврелий (354-430): 1) Бог создавал мир из ничего, а это нечто несовершенное, появление зла и есть результат этого. 2) мир, созданный Богом, совершенен, но не до конца. То, что мы называем злом – неполнота совершенства. 3 (сам виноват). Мир, созданный Богом совершенен, гармоничен, в нем нет ничего лишнего, пустот, изъянов. Каждый человек имеет дело с частью мира, некоторые события в этом кругу он воспринимает как зло, если бы человек мог обозреть мир как целое, то увидел бы всеобщую гармонию. Целое гармонично, часть неполноценная Лоренцо Валуа: война добро или зло, для борющихся за независимость – добро, для солдат – зло.

Этический аргумент: зло было допущено Богом, чтобы воспитывать людей в понимании добра. Эстетический аргумент: добро и зло – 2 противоположности, гармония мира. Объективно в мире нет зла, человек – источник зла, которого Бог наделил свободной волей.

Проблема бытия в философии нового времени (17-18 века).

Философы в своих размышлениях о бытии пользуются понятием субстанции – того, что является причиной самого себя, что не нуждается во внешнем опосредовании.

В качестве субстанции философы избирают разные начала. Французские материалисты (Дидро, Гольбах) в качестве субстанции выделяют вещество.

Понятие субстанции исследует голландский философ Спиноза: субстанция обладает 2 модусами – протяженность, мышление. Через эту идею Спиноза приходит к мысли, что Бог и Природа одно и то же. Дуалистическое решение дает Декарт (1596-1650): бытие имеет 2 начала, они объективно существуют, вечны, их взаимодействие дает все сущее, это: материальное, духовное.

 

12. Философское понимание  развития.

Развитие и прогресс. Идея общественного прогресса, индивидного прогресса в 60-ые годы звучала ежедневно. Американцы в 60-ые годы предлагали изъять прогресс из оборота. Концепция постоянного индустриального общества. Мы не видим завтрашнего дня. Философское понимание развития. Развитие – понятие, которое часто употребляется в разговорной речи (движение, изменение, связанное с улучшением, совершенствованием). Но в философии развитие – это направленное, необратимое изменение. 2 идеи: у этого изменения есть логика и тенденция. Необратимые изменения: превращение воды в лед- это изменение состояния данного вещества, но это изменение обратимое. Замкнутый цикл. Бытовое представление обыденного – это умножение (больше, меньше). А в чем состоит содержание прогресса? Развитие (также факты деградации) признаков, свойств и качеств, но именно необратимо. Почему же развитие? В мире есть закон сохранения и превращения энергии. На место деградирующего предмета приходит другой. Жизнь индивидуальна и конечна. Дух тоже стареет. Большинство людей умирает социально. Социальная нужность – важнейший фактор долголетия. В философии сложилось 2 концепции:

- диалектическая

- метафизическая.

Понятие диалектика использовалось в 2-х смыслах:

  1. объективная диалектика: процессы развития в самом объективном мире, жвижение реальности Героклид из Эфеса.
  2. Субъективная диалектика – связь и движение наших понятий ( человееское мышление) Сократ.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"