Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 23:11, шпаргалка

Описание работы

Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения.
Самым широким понятием в дух. жизни человечества является “мировоззрение”. Оно охватывает всю сумму знания, наполненную человечеством. В сущности, мировоззрение – представление человека о мире в целом и о своем месте в нем.
Когда-то мировоззрение понимали просто как сумму знаний людей о мире (с античности). Однако в этой трактовке не хватает человека (главного элемента).

Файлы: 1 файл

ответы философия.docx

— 132.39 Кб (Скачать файл)

Рассудок: в готовом виде в голове содержатся категории. Вступая в практическую жизнь, мы обладаем готовыми категориями, понятиями.

Разум: В современной отечественной литературе ряд авторов возвращает представление о 3-х ступенях человеческого познания.

 

26. Социокультурная обусловленность познания.

Социокультурная обусловленность познания.

(познавательная  деятельность и социально-культурная  обусловленность)

Познавательная деятельность обусловлена материально-экономическими фактами:

1) материальное  производство, социальная деятельность  людей требуют знаний определенного  уровня и качества. Экономическая  сфера формирует запрос науке. Материально-экономическая сфера  обеспечивает науку необходимыми  средствами (но наука возвращает  их полученными знаниями), чем  больше вложено, тем наука эффективней. Хорошие условия труда привлекают  людей в сферу.

2) политическая  детерминация.

Политика – область властных отношений, участие в делах государства, борьба за государственную власть, оказывают существенное влияние на развитие науки, познавательной деятельности.

В политической детерминации – в познавательной деятельности различают внутренние факторы и факторы внешнего порядка.

Внутренние связаны с процессами управления массами людей, поддержанием порядка в обществе, предотвращением преступлений.

Научные исследования проводятся по следующим аспектам: изыскание средств с открытыми выступлениями трудящихся (слезоточивый газ). 1-е место – разработка средств манипулятивного управления людьми (основная работа на социологию, психологию, журналистику).

Властьпридержащие всегда боялись новых идей, за них казнили (отрубали головы, ссылали). В Англии наоборот.

Внутренняя политика требует от науки методику контроля за сознанием людей. Политика детерминирует научные исследования в научных отношениях, в особенности в войне, ее предотвращении, ведении, дает гигантский толчок исследованиям прежде всего в области естествознания. Дорогостоящие исследования по производству биологического, химического оружия, геологического.

3)историческая  детерминация: познавательная деятельность  людей – исторически развивающийся  процесс, новое поколение «на  плечах» предыдущего. Как правило сумасшедшие идеи появляются редко (т. е. которым невозможно найти применение в обществе, не понимается им). Проблема: развитие науки может быть уподоблено снежному кому? Середина 60-х – так и считали.

1962 Томас  Коул «Структура научных революций. Высказывание неверно. Периодически наука сбрасывает устаревшие знания, строит свои знания на новой парадигме.

4) юридическая  детерминация. Упорядочение отношений  в области науки.

5) Социокультурная детерминация. Общий духовный настрой, атмосфера в обществе. Формирование интереса к новому – создание атмосферы устремленности.

Широкой поддержки науки не наблюдается. Сейчас наука ищет новую парадигму.

 

27. Роль практики в познавательной  деятельности человека.

Роль практики в познавательной деятельности человека.

В современной философской литературе принято считать, что основу познавательной деятельности человека составляет практика.

Практика – материальная деятельность людей. Она существует в 3 формах:

1) материального  производства: здесь объектом воздействия  является природные предметы, преобразуя  которые человек делает из  них необходимые для жизни  продукты

2) социальная  деятельность, связанная с преобразованием  общественных структур (формирование  государственных институтов, учреждений)

3) научный  эксперимент.

В процессе познания практика выступает основой познания, движущей силой познания, критерием истины и целью познания.

Практика как основа познания в процессе образования вещества природы, стремясь получить нужный продукт, человек попутно распознает свойства предмета. Мы не преследуем никаких познавательных целей.

В результате практической деятельности люди получают средства, необходимые для развертывания познания как профессионального занятия.

Практика как движущая сила: в процессе практической деятельности обнаруживается нехватка знаний, складывается противоречивая ситуация, решить которую можно только с помощью нового знания. Практика – критерий истины. Правильность выводов можно проверить путем их проверки практически. Практика – цель познания.

Ученые естествоиспытатели: целью познания является истина. Философы, которые служат идеологии общества, политике: целью познания является практика (=>полемика).

Наука опережает действительность, пытается открыть свойства предметов, которые в данный момент не востребованы, а политику надо оправдать затраты на науку, получить результат сейчас. С точки зрения познания противоречия нет.

Истина – промежуточная цель познавательной деятельности. Практически в познавательной деятельности возникло промежуточное звено.

 

28. Проблема пред- и вненаучного познания.

Вненаучное познание. (преднаучное познание).

Понятие вненаучного познания охватывает несколько видов познавательной деятельности. Содержание вненаучного познания включает преднаучное познание (познавательная деятельность человека до науки); современная наука (сложилась в 17 в.), она целенаправленна, но наполнена необоснованными предположениями, фантазиями. Современная наука имеет своей точкой отсчета проведение экспериментов.

На смену домыслам, фантастическим представлениям пришло манипулирование предметом (эксперимент), постановка его в искусственные условия.

С 17 в. берет начало научная рациональность, т. е. сознательное отражение в головах природы, общества. Переход от преднауки от науки – революционный скачок в познавательной деятельности.

Античная наука, древнеегипетская наука, средневековая наука, «наука» - целенаправленная познавательная деятельность (условная), но она не научная, т. к. ее продукт – фантастические предметы.

Когда люди не знают реальные связи между предметами, они ее заменяют фантастикой. Сегодня в науке плохо известно, что такое право как незакон, как оно возникает у человека => заменили незнание фантастическим образом «естественного права» (жить, обладать собственностью и т.д.)

У вненаучного познания еще есть различные формы познавательной деятельности, которые не отвечают научности (обыденное познание, политическое познание (исключая политологию как науку), моральное познание, художественное познание). Так же это различные формы эзотерического познания, в котором основным средством познания является интуиция, возбуждаемая фантазией. Способность к фантазированию – реальность.

Квази-наука, лженаука.

Структура научного познания «рыхлая», интерес к нему вспыхнул после 1991 г. С чем связано оживление вненаучного познания? С кризисом науки вообще, с кризисом материалистической философии. Чем порожден кризис науки? Расцвет вненаучных форм познания (в т. ч. изотерических) связан с кризисом социальности, того образа жизни, который ведут люди, с тем, что население Земли растет => внутреннее напряжение в отношениях между людьми.

Высокий уровень потребления требует высоких темпов жизни, которые предъявляют человеку высокие требования. В этих условиях наука не в состоянии предложить такой вариант образа жизни, который позволил бы затормозить темп общественной жизни.

Наука не может обеспечить равномерное распределение материальных благ. В обществе сложилась футурофобия. Сегодня государство поощряет эзотерическое познание (гороскопы). Смысл эзотерического знания в условиях недоверия к науке (она не устраивает людей). Наука дает такие знания, которые не помогают решать повседневные проблемы, а эзотерика дает. Эзотерическое знание выполняет социально-терапевтическую функцию, обнадеживает.

Объективный идеализм другого мира не дает. Субъективный идеализм: другой мир, плод фантазии человека.Понятия «научный факт» и «факт действительности» не совпадают. Научный факт – факт действительности, который фиксируется средствами науки и может быть проверен научными средствами. Альтернативной науке (также к…) но эта наука выстраивается на других принципах.

Наука на Западе и у нас выстроена на принципах и законах:

1) реальное  существование материи

2) отражение  природы в голове человека, сознание  вторично, но оказывает активное  воздействие на бытие

Современная наука прошла 3 этапа в своем развитии в зависимости от принципов (типы научной рациональности):

1) классический  тип (наука 17-19 вв); принципы – в мире доминируют механические законы, все детерминировано (причинность всеобща), имеет место однозначность воздействия и следствия. Знания – объективно истинные, являются завершенными. Т. е. они остаются истинными во всех условиях.

2) неклассическая  рациональность (конец 19 в.). В классической научной рациональности: субъект познания исключен из объекта познания, находится с ним рядом, результаты познавательной деятельности не зависят от субъекта и от тех инструментов, методов, которые они применяет. В неклассической научной рациональности: результаты познавательной деятельности зависят от приборов, методов, которые субъект применяет, от познавательной ситуации.

Переход к неклассическому типу связан с теорией относительности: пространство и время – характеристики объективные, но не являются абсолютными => релятивистские настроения вообще, появляется масса концепций.

3) Во 2 половине 20 в. вступление науки в 3 полосу – постнеклассическая научная рациональность. Развитие науки под влиянием синергетики. Делается вывод: в действительности проявляется не принцип детерминизма, а индетерминизма. В рамках синергетики выдвинут тезис в позитивной роли хаоса (индетерминизм). Благодаря хаосу появляется нечто.

Результаты познания зависят от субъекта в отличии от классической рациональности (от качеств ученого: интересов, установок, окружения, знаний, жизненного опыта) => еще больше представлений об относительности знаний, терпимость к эзотерическому знанию.

наука не признает астрологию как науку, хотя влияние звезд признается (но не в мелких деталях). Эзотерическое знание выполняет социально-терапевтическую функцию: стимулирует активность человека, также оказывает и религиозное познание.

Формы вненаучного познания содействуют открытию нового, будучи в принципе ложными, они случайно могут дать положительное знание. Пропер: «наука может заблуждаться»

 

29. Специфика социального  познания.

Особенности социального познания.

Исторически сложилось, что люди прежде всего стремились понять природные явления, процессы. Познание общества – более позднее явление человеческой истории. Еще меньше история познания человеком самого себя. История человека всегда находилась на втором плане.

Познание общественной жизни и человека отличается от познания природных объектов. Специфику социального познания (изучение общественной жизни) можно рассматривать по трем направлениям: 1) по объекту  2) по субъекту  3) по методам.

Специфика объекта социального познания:

1) высокая  динамичность социума, подвижность  общественных явлений. (н-р, структура металла остается неизменной). Общество все время меняется, крайне сложно зафиксировать явление таким, какое оно было чуть раньше.

2) объективное  архисложное строение общества. Условно общество можно разделить на 2 уровня: * визуальная реальность  * криптационная реальность (скрытая, завуалированная – тайный союзы, тайные общества, заговоры, явления протекции). Общество, состоящее из людей, разделенных на классы, группы со своими интересами. Каждый класс имеет свою идеологию, т. н. «защиту»: каждый класс свой интерес объявляет всеобщим интересом (забота о благе каждого) + маскировка классового интереса, прикрытие, замалчивание сущности идеологии.

3) сложность  самого человека, противоречивость

 

Специфика субъекта социального познания:

1) общество  в целом

2) группы  людей, классы, профессиональные группы

3) индивиды.

Что затрудняет познавательную деятельность: призраки познания действуют в отношении каждого из нас, они включены в социум, являются составной частью общества.

Отличия от научного познания:

1) субъект  научного познания включен в  социум, является составной частью  общества, разделяет все предрассудки, состояния, «пробиться» через это  крайне сложно

2) ученые, познающие общество человека, заинтересованы  в результатах познавательной  деятельности, в признании, в моральном, политическом, материальном вознаграждении.

Крайне трудно быть объективным. В социальном познании еще и потому, что это опасно для жизни ученого => существует апологетика, открытое восхваление существующего строя.

Характеристика сущности права: советское право не было марксистским, идеалистическая концепция.

Методы социального познания. Нельзя применить микроскоп, проводить эксперименты по аналогии с научными. В методах преобладают абстрактно-логические приемы. Что мешает применять естественно-научные методы? Политические факторы(человека нельзя убить), моральные (нельзя вмешиваться в идейную жизнь людей, в анкетном опросе есть пределы). Методы: вложение денег в исследование общества гораздо дешевле.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"