Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 12:35, шпаргалка

Описание работы

1.Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировозренияМировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру.

Файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 49.74 Кб (Скачать файл)

Длительное время в нашей стране функции социальной философии и социологии, а также философии истории выполнял так называемый «исторический материализм». Это была идеологическая дисциплина, целиком подчиненная политическим задачам правящей партии. Она рассматривала социально-философские проблемы односторонне и тенденциозно.

 

Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? — таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» употребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами.

В состав философии входят:

  • теоретическая философия (систематическая философия);

  • социальная философия;

  • этика;

  • эстетика;

  • логика;

  • история философии.

Основными частями теоретической философии выступают:

  • онтология — учение о бытии;

  • гносеология — учение о познании;

  • диалектика — учение о развитии

  • аксиология (теория ценностей);

  • герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии. По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а стремится к логической аргументированности и обоснованности. В этом отличие философии от религии, искусства, мифологии, которые также рассматривают мир в целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе. Художественный образ, метафора, сравнение и др. в философии играют вспомогательную роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3:

Диалектический материализм, в котором представлены в органическомединстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности:

Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель).

Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, единственный и ipse — сам). Согласно ему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

Для адекватного понимания специфики философского знания необходимо также затронуть вопрос о соотношении и характере взаимодействия материализма и идеализма. В частности, здесь следует избегать двух крайних точек зрения.

Одна из них состоит в том, что существует постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом, «линией Демокрита» и «линией Платона» на всем протяжении истории философии.

Согласно другой — «история философии по сути своей вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма...»1.

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме.

Монизм (от греч. monos — один, единственный) — философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может, соответственно, быть двух видов — материалистический и идеалистический. Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным, духовным. Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, богом), которая в рамках современной науки положительно решена быть не может.

Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос опознаваемости мира или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, — агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления — скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Идеализм также, как и материализм, прошел долгий путь эволюции. Идеалистические концепции возникали не на пустом месте. Идеализм возник как альтернатива упрощенному, как считали идеалисты, натурфилософскому пониманию бытия. Мир, полагали они, не так прост и ясен, в нем много загадок, тайн, и они не лежат на поверхности. Тем более, не лежат на поверхности главные причины, сущностные основания бытия. Кто-то или что-то, вне непосредственной представленности, управляет бытием, потому в идеалистических концепциях и постулировалось в качестве первичных и необходимых оснований то, что чувствами не обнаруживается. Напомним вновь слова Гегеля о том, что "философия - это квинтэссенция культурной жизни эпохи". Каждая историческая эпоха в культуре и философии имеет основную направленность, определенные акценты мировоззренческих установок данного исторического периода. Можно выделить культурологические формы, в которых была сконцентрирована философская мысль того или иного исторического периода. Очень важным является тот факт, что исторические формы философствования являлись не только сознанием общества, духовной формой бытия, но и определяли основные ориентации человека в практике жизни, искусстве, политике, во взаимоотношениях с природой, в жизненных реалиях.

Первой такой формой можно назвать космоцентризм. Космоцентрическое мировоззрение рассматривало бытие как космический порядок, определяемый законами Логоса (макрокосм), а человека как часть общего космического пространства, как "малый космос", как важнейшее, но не центральное звено космического универсума (микрокосм). В такой системе не человек управляет космосом, а космос управляет всем и подчиняет человека своим закономерностям. Космические законы принимали понятийное выражение и являли сущее в тех или иных концепциях (Логос, Дао, Инь и Ян, Карма и другие). Человек чувствовал себя неотъемлемой частицей мироздания, существом, который не выйдет за пределы этой системы и после своего физического исчезновения. Такая форма мировоззрения демонстрировала неразрывную связь человека с природой, тоже важнейшей сферой космического универсума. Именно в эту эпоху формируется это глобальное понятие - универсум. Огромное значение в этой системе мировоззрения играют космология и космологические знания. В это время зарождается и астрология как наука, непосредственно связывающая космос с судьбой человека, с течением его жизни. Формируется космологический фатализм. Фатум - рок, судьба, предначертание, диктуемые космосом, порождаемые космической необходимостью. Космоцентрические идеи неоднократно возрождались и позже (русский космизм, рериховское движение, Блаватская и др.), но наиболее характерными, сутью мировоззрения они были для периода античности и древневосточной философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 4: 

Когда мы говорим о диалектике как методе познания и преобразования действительности, то имеем в виду, что этот метод есть часть теории философии. Вся система диалектики входит в теорию философии. В свою очередь, философская теория обогащает диалектический метод. Философский метод и теория взаимообогащают друг друга.

Диалектика как метод, как стиль мышления существовала всегда, в том числе и во времена неписанной истории. Состояние фундаментальных наук таково, что они сами разрабатывают свою методологию. Не исключено, что такая ситуация приведет

к поискам новых возможностей диалектики или к созданию суперметода философии и познания, если это окажется целесообразным, необходимым. Пока же мы считаем, что на современном уровне диалектика есть вариант общей теории развития.

§ 2. Разнообразие методов философии

Диалектика никогда не была единственным и всеми признанным методом. Она получила развитие и интерпретацию в отечественной философии как способ мышления, наиболее адекватно соответствующий состоянию и развитию русской науки, а также особенностям общественного развития, которое мощными шагами продвигалось к своему типу цивилизации.

Наряду с диалектикой всегда существовали и будут существовать и иные методы мышления, стили познания. К их числу относятся софистика, эклектика, метафизика, догматизм, герменевтика и т.д. Современная западная философия оперирует герменевтикой - методом прочтения и истолковывания смысла текстов.

Софистика. Это совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради сохранения и утверждения наличных положений и теорий, которые по тем или иным причинам, независимо от фактического положения вещей, признаются истинными, не подлежащими критике, пересмотру.

Софистика стремится к сохранению наличных положений и теорий. Рассуждения софистики пытаются с помощью искусной реинтерпретации нового представить его как частный случай имеющегося, наличного или преднамеренно нарушая законы логики очистить наличную систему знаний от всего противоречивого. Этот метод сознательно использует семантические и логические правила и операции с целью доказать желаемое.

Софизм - это произвольно выбранное рассуждение, построенное на таких альтернативах, которые заведомо выгодны софисту, так как с их помощью можно доказать все, что угодно.

Так, по рассказу Аристотеля, одна афинянка внушала своему сыну: "Не вмешивайся в общественные дела потому, что если ты будешь говорить правду, тебя возненавидят люди, если ты будешь говорить неправду, тебя возненавидят боги".

На сентенции афинянки можно ведь возразить так: "Ты должен участвовать в общественных делах, потому что, если

ты будешь говорить правду, тебя будут любить боги, а если будешь говорить неправду, тебя будут любить люди".

Софистика вытесняет противоречия за рамки наличной системы знаний и тем самым способствует уживанию новых и старых знаний. Софистика пропагандирует бесконечный релятивизм в области человеческого познания: о предмете можно сказать все. Нет границ, водоразделов, что специально использовалось в корыстных интересах его представителями (мед сладок - мед горек; башня круглая - башня четырехугольная). Недаром слово "софист" означает - умелец, искусник, изобретатель, мудрец.

V век и 1-я половина IV века до н.э. - время оформления софистики как направления в философии и общественно-политической практике Греции. Софисты продавали свое искусство за деньги.

Представителями софистов были: Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и т.д. Появление софистики было связано с потребностями экономического развития античной Греции. Это были времена рабовладения, необходимости преодоления застойных традиций семейно-родового быта, потребности в новых общественных и политических деятелях. Упадок софистики наступил уже в IV веке до н.э. Во II веке н.э. появилось течение, стремившееся реставрировать идеи и стиль греческих софистов V-IV вв. до н.э.

Нельзя только отрицательно смотреть на софистику. Софистика, как правило, связана с появлением новых теорий, идей, условий бытия.

Софистика способствует выявлению логического противоречия системы знаний. Софистика выступает необходимым элементом при перестройке прежних знаний, систем. Софистика, в силу защиты и обоснования прежних систем формирует, способствует кристаллизации своей противоположности - научной критики.

Софизмы всегда конкретизированы, так как они есть реакция на то или иное явление, которое угрожает старому, наличному, данному. Поэтому каждый софизм уникален.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"