Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 07:25, шпаргалка

Описание работы

1возникновение философии, культурно-исторические предпосылки философии
Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.
Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.
Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.

Файлы: 1 файл

shpory_filosofia.docx

— 87.27 Кб (Скачать файл)

29 Общество как  саморазвивающаяся система, ее  основные элементы. Социальная структура  общества.

 

Общество состоит из сознательных существ, обладающих свободой выбора, и соответствующее поведение  которых неоднозначно.

Внутренняя структура  и динамика общественной жизни сложнее  любых других живых систем, так  как здесь в качестве субъектов  выступают отдельные люди, группы, нации, классы, государство, культуры и  т.д.

Общество – это исторический процесс, где все события индивидуальны  и неповторимы

Возникает вопрос о наличии  законов в общественном развитии.

Общество имеет два  аспекта своей структуры: статический  и динамический

Статическая структура

Духовная сфера (смысл, религия)

Политическая сфера (власть)

Социальная сфера (нация, сословия, классы)

Материальная сфера (экономика)

Динамическая структура  предполагает выделение исторических эпох, меняющих друг друга. Здесь возникает  вопрос о человеке как о едином целом или как цели отдельных  культур и цивилизаций.

В любом современном обществе функционируют социальные группы и  слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и образуют социальную структуру общества. 
 
К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинэйджеры, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы. 
Почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами. 
Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.

Философия является методологической основой изучения общества, т.е. задает исходные принципы, основополагающие идеи, которые реализуются другими  общественными науками.

Различают философские подходы  к изучению общества:

1. Материалистический (исходным  пунктом объяснение всех общественных  процессов выступает материальное  производство(экономика))

2. Идеалистический (исходит  из духовных и социально –  политических процессов как исходных  объясн. общества)

Философские учения в понимании  общества отличны тем, что выступает  исходной точкой анализа: отдельный  человек или общество в целом. Например, марксизм исходит из того, что общество формирует и определяет сознание, культуру отдельных людей  и динамику всей общественной жизни

Общество – это прежде всего социальные связи, закрепленные социальными институтами (религия, армия, наука, образование и т.д.), сложившаяся при прежних поколениях и определ. жизнь в следующих поколениях

Экзистенциализм исходит  из отдельного человека, как обладающего  свободой выбора и способного определить свою жизнь и жизнь общества

Трактовка общественных процессов  обусловлена ценностями ученого, его  свободой выбора, а также эпохой, культурной ситуации, в которой он живет

Согласно неокантианству, в природе действуют законы и  поэтому ее можно объяснять, а  в обществе действуют нормы и  правила, которые устанавливает  сам человек, которые меняются от эпохи к эпохе, которые можно  только описывать.

Проблема соотношения  фактов и теоретической схемы  при исследовании человека.

Трактовка одних и тех  же фактов, их оценка зависит от общей  философ – теоретич. позиции, которая занимает тот или иной исследователь

30Экономическая  сфера жизни общества, ее специфика  и взаимосвязь с другими сферами.  Роль способа производства в  общественной жизни

 

Материальное производство сопровождается складыванием определенных производственных отношений между  людьми.

Производство общественной жизни есть постоянное воспроизведение  условий существования отдельного человека и общества в целом. Оно  охватывает материальное производство, духовное производство, производство самого человека. Материальное производство выступает как фундаментальное  условие жизни людей, исторического  процесса.

Человеческий пот и  человеческий труд добывают для человека средства удовлетворения его потребностей. Можно сказать, что потребности  создали человека. Удовлетворяя их, он превратился в существо, наделенное разумом, способное творить вторую природу, используя сырьевые ресурсы  первой. Потребность есть запрос личности, социальной группы, нации, общества в  целом к объективной реальности. Социально-практический способ бытия  человека формируется за счет становления  у него целого ряда общественных потребностей и прежде всего потребности в  труде и средствах производства.

Общественное производство – это прежде всего реальное воздействие  человека на природу, в процессе которого он создает необходимые вещи. В  своих усилиях человек полагается на орудия труда.

Экономическая сфера жизни  общества – это материальная жизнь  людей, их общественное бытие, заключающееся  в производстве и потреблении  материальных благ, а также те отношения, в которые люди вступают в процессе общественного производства – производственные отношения.

Материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих  средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.

Структуру способа производства составляют производительные силы общества и производственные отношения. Производительные силы – это силы, участвующие  в осуществлении общественного  производства. Человек является одухотворяющим началом всего процесса общественного  производства, впитавшего в себя опыт всемирной истории человечества. Именно в трудовом процессе и осуществляются воспроизводство, совершенствование  и самоутверждение человека как  высшей ценности.

31Общественное  сознание и его уровни. Общественная  психология и идеология

Сознание - способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, природных  и культурных связей, отделенными  от непосредственных контактов с  людьми и актов деятельности, рассматривать  эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.

Термин «общественное  сознание» характеризует и реальное сознание конкретного общества (массовое сознание), и идеальную модель общественного  сознания. Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, изучение которой имеет методологическое значение для анализа его различных  образований с учетом их специфики, социальных функций и т.п.

В структуре общественного  сознания обычно выделяются следующие  уровни - обыденное и теоретическое  сознание, общественная психология и  идеология, а также формы общественного  сознания, к которым относятся  политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и  философия. Относительно четкое разграничение  форм общественного сознания прослеживается на его теоретико-идеологическом уровне и более расплывчатым становится на его обыденно-психологическом  уровне.

Обыденное сознание возникает  в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение  внешней стороны действительности.

Уровни общественного  сознания по Егорову

А) Теоретический уровень

1.Научное мышление / Отражает  природное и социальное бытие.

2.Идеология / Механизм  поведения человека в обществе.

В) Эмпирический уровень

1.Массовое сознание / Реакция  на действия государства.

2.Обыденное сознание / Обычаи

3.Общая психология / Оценка  событий

32Политическая  сфера жизни общества, ее специфика  и взаимосвязь с другими сферами

Политическая  система общества представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая  система» включает регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Структура политической системы:

– политическая организация общества, включающая в себя государство;

– политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.;

– политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

– социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

– политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

– политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

33Правовая сфера  жизни общества. Понятие правового  государства. Неотчуждаемые права  и свободы личности.

НЕОТЧУЖДАЕМЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ - - комплекс принадлежащих человеку от рождения прав и свобод, определяющий его правоспособность и меру личной автономии по отношению к действиям  других лиц или общественных институтов. Н. п. л. в современной социально-политической мысли являются компонентом комплекса  прав человека. В таком качестве они представляют собой фундамент  как естественного права, так  и права вообще. С правовой т. зр. Н. п. л. полагают экзистенциональную самоценность индивидов и не переносятся автоматически на сообщества, в которые так или иначе включается индивид, не подавляются и не отчуждаются ими. В совокупность Н. п. л. входят гражданские права и политические свободы, экономические, социальные, культурные права. В современной практике правоотношений они закрепляются конституционно-законодательными нормами и актами отдельных государств, а также входят в систему международных правовых отношений и связей. В последнем случае они закрепляются в официальных документах различных международных правовых сообществ, таких как ООН, ЮНЕСКО и др. Теоретические представления о Н. п. л. имеют своей основой давнюю традицию, восходящую к философскому и юридическому мышлению античности. Первая юридическая форма, выражающая идею Н. п. л. - римское частное право, закрепившее неотчуждаемые права свободного гражданина полиса. При этом следует говорить скорее о принадлежности гражданских прав не отдельной личности, а гражданину постольку, поскольку он является членом "политического общения свободных и равных граждан" (Аристотель). В данном случае в представлениях о правах личности нет существенного различия между правами-свободами и правами-обязанностями. 

34Духовная сфера  общества. Культура и цивилизация.

Понятие «Цивилизация»  первоначально появилось во французском  языке в середине XVIII в. в рамках теории прогресса и употреблялось  только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное  общество, основанное на разуме и справедливости.

Кризис прогрессистских  иллюзий просветителей, богатый  этноисторический материал, полученный в «эпоху путешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла Этнографическая концепция цивилизаций, в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация (Г. Жуффруа).

В целом во второй половине XVIII - начале XIX вв. утвердились Три подхода к пониманию цивилизации:

1) Унитарный (цивилизация - идеал прогрессивного развития человечества как единого целого);

2) Стадиальный (цивилизация - этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);

3) Локально-исторический (цивилизация - качественно различные, уникальные этнические или исторические общественные образования).

В это время Ф. Гизо, заложивший основы этноисторической концепции цивилизаций, предпринял попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Он считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой - над ними есть еще и цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.

35Человек как  объект познания в истории  философии

Под проблемой человека в  философии понимается: проблема добра  и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д.

Одной из важнейших философских  проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии.

Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный — Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития.

Сложились две концепции  о природе человека:

  • социологизаторские — распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что социальна не только личность, но и вся биолого-физиологическая структура человека;
  • биологизаторские — общей чертой, является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.

Главным двигателем общественного  развития является борьба за существование  и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется  понятие «сверхчеловек»), погибают или должны погибать все слабые и  неприспособленные к среде.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"