Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 10:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Файлы: 1 файл

Философия_ШПОРЫ (1).doc

— 980.50 Кб (Скачать файл)

Английский философ  Дж. Беркли отрицал существование  материи (материального бытия) и признает только духовное бытие, утверждая: "быть - значит быть в восприятии", т.е. все вещи – это лишь комплексы наших ощущений.

Основоположники философии  марксизма Маркс и Энгельс  выделяют в качестве бытия материю, существующую бесконечно в пространстве и времени и не зависимую от человеческого сознания. Бытие не существует без материи. Небытие означает не исчезновения бытия, а переход из одной формы в другую.

Мир наполнен множеством единичных явлений, вещей, процессов, которые взаимодействуя, образуют всеобщее бытие. Т.е. всеобщее – это мир в целом, космос, природа, а единичное – это отдельный человек, животное, физические процессы и т.д.

Т.о. можно выделить следующие  формы человеческого бытия:

1) бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии и материальное бытие, созданное человеком;

2) материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;

3) духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.

Природное бытие – это материализованные, т.е. видимые, ощущаемые, осязаемые состояния природы, которые существовали до появления человека, существуют сейчас и будут существовать в будущем.

Материальное  бытие, произведенное человеком, или, как его еще называют, «вторая природа», - это не что иное, как предметно-вещественный, предметно-бытовой и производственный мир, который создан для удовлетворения индивидуальных и специальных потребностей людей. Во взаимоотношениях между «первой» и «второй природой» определяющая роль принадлежит «первой», хотя бы потому, что без ее участия невозможно не только существование, но и создание «второй».

В рамках природного бытия  необходимо выделить человеческое бытие в силу той уникальности и специфичности, которая выпадает на долю человека. Специфика: 1) Человек как целостность – это единство физического, природного и духовного. Т.е. без нормального функционирования в человеке его внутренней духовно-психической структуры человек как целостность неполноценен.  Никакая другая вещь природного бытия не обладает такой особенностью. Другое особое свойство. Здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой умственной деятельности, здорового духа. Еще одна особенность человека – это соединение в нем «первой» и «второй природы» (мысли, эмоции). Другая особенность – зависимость его телесных действий от социальных мотиваций. В то время, как другие природные тела существуют автоматически, деятельность же человека нередко регулируются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными мотивами.

Необходимо упомянуть  и о таких формах человеческого бытия, как индивидуализированное и общечеловеческое духовное бытие. Индивидуализированное духовное бытие – это прежде всего сознание индивида, его осознанная деятельность, включающая в себя элементы неосознанного или бессознательного. Оно связано с эволюцией всеобщего бытия, хотя само самостоятельно. Общечеловеческое духовное бытие – самостоятельно, однако не может существовать без индивидуального человеческого сознания. Таким образом, эти формы необходимо рассматривать только в неразрывном единстве. Предметно-вещественным проявлением общечеловеческого духовного бытия выступает литература, произведения искусства, нравственные принципы, идеи о государственном и политическом устройстве общественной жизни. Эта форма человеческого бытия вечна, но сугубо в человеческом времяизмерении, т.к. ее жизнь детерминирована существованием человеческого рода. Хотя индивидуализированное и общечеловеческое духовное бытие являются искусственно созданными, но без них существование человечества было бы невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Категория материи и ее место в истории философии и науки


Анализ этого понятия  занимает важное место в философии. Первые философы выделяли некую прародительницу  материи, или первоматерию. У Фалеса в качестве первоматерии выделяется вода, у Анаксимена – воздух, у Анаксиманлра в этой роли выступает айперон – первовещество, существовавшее в бесконечно далеком прошлом. В философии Гераклита в качетсве первоматерии выступает огонь – и как материал, и как сила, источник непрерывного изменения. Выделение философами разновидности первоматерии, по их мнению, являются базой или субстанцией для возникновения всего сущего в мире.

В дальнейшем представление  о материи усложняется. В качестве ее основы древнегреческие философы Левкипп и Демокрит предпочитали считать атомы. Согласно их представлениям, материя состоит из атомов, число которых во Вселенной бесконечно, их вихри образуют звезды, планеты, а при благополучном сочетании – и все живое, включая человека.

Позже, в XVII-XVIII вв., в трудах Ньютона, Ломоносова Гольбаха и других мыслителей идея атомического строения вещества нашла дальнейшую разработку, что позволило дать объяснение природе тепла, теплопроводности, проникнуть в суть многих химических явлений.

Совершенствованию представлений о материи способствовали открытия в физике в XIX – начале XX вв. К их числу надо отнести открытие Фарадеем и Максвеллом качественно нового вида материи – электромагнитного поля, законы существования которого оказались несводимы к законам классической механики. Представления о материи изменили открытия Рентгеном в 1985 г. неведомых ранее лучей. Беккерелем в 1896 г. явление радиоактивности. Через год Томсон открыл электрон. В 1905 г. Эйнштейн опубликовал статью, в которой излагается специальная теория относительности (физическая теория, рассматривающая пространственно-временные свойства физических процессов).

Эти и другие открытия значительно изменили представления  о материи и позволили философам  прийти к выводу о том, что категория  материи обозначает объективную реальность, существующую независимо от нашего сознания, но способную отражаться человеком и преобразовываться им.

Согласно данным современной  науки, материя существует в двух видах: в вещественном (совокупность предметов, макроскопических и других систем) и невещественно (электромагнитные и гравитационные поля, а также элементарные частицы).

Свойства  материи:

  1. субстанциональность – способность материи быть основой всего сущего,
  2. объективность – способность существовать независимо от сознания, реально,
  3. неисче<span class="dash041e

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"