Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Экзамент по философии.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49. Понятие культуры. Основные концепции в современной  философии культуры (деятельностная, семиотическая, аксиологическая, игровая).

Философия культуры - это философская дисциплина, занимающаяся осмыслением культуры как специфического феномена, изучением ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования.

Современные стратегии философии культуры достаточно условно можно развести в соответствии с выделенными акцентами либо на универсальных интегральных основаниях культуры (аксиалогическая, семиотическая, психоаналитическая), либо на творческой индивидуальности и множественности (деятельностная, игровая, экзистенциально-диалогическая).

Аксиологическая стратегия (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Р. Г. Лотце, М. Шелер и др.) рассматривает культуру как систему общезначимых ценностей. Они составляют свободную от дополнительных обоснований сферу целей человеческой деятельности (ценность - это то, к чему стремятся ради нее самой), определяя тем самым регулятивные правила (нормы) поведения личности.

Семиотическая стратегия (Р. Барт, К. Леви-Стросс, У. Эко, М. Фуко, Ю. М. Лотман и др.) понимает культуру как систему знаков. Наиболее универсальная знаковая система- это язык (для характеристики культуры используются также концепты текста, дискурса, письма). Проводя аналогию между принципами организации языка и культуры, данная стратегия рассматривает последнюю как сферу функционирования и циркуляции знаков в соответствии с определенными правилами.

Деятельностная стратегия (марксизм) определяет культуру как продукт человеческой деятельности, способ ее организации и развития. Ключевым культурообразующим фактором является именно предметно-практическая деятельность, в результате которой создается «вторая природа», определяющая особенности собственно человеческой среды обитания.

Игровая стратегия (Й. Хейзинга, Э. Финк, Х.-Г. Гадамер, Г. Дебор и др.) связывает истоки и законы функционирования культуры с игрой как формой свободной творческой активности. Акцентируя внимание на феноменах духовной культуры, данная стратегия указывает на их самодостаточность и избыточность по отношению к материальным интересам и практической целесообразности, что позволяет говорить об их игровом характере (цель игры - в самой игре). Притягательность игры - в даруемой ею возможности человеку осуществить и пережить новый опыт, значительно расширяющий его собственный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Понятие цивилизации.  Типы цивилизации. Глобальные  проблемы современности.

Понятие техногенной цивилизации, как правило, отождествляется с понятием западной цивилизации, исходя из региона ее возникновения. Типа социального развития и особого типа цивилизации, согласно В. С. Степину, существенными признаками которой являются:

- приоритет  науки, техники и технологий;

- ориентация  на инновацию как важнейшую  ценность общества;

- культивируется идеал  деятельностно-активного человека, преобразующего природный и социальный мир;

-установка на отношение  господства/ подчинения к миру  природы или миру людей;

- прогрессизм с ориентацией на будущее, отсюда представление о необратимости времени, которое течет от прошлого к будущему;

-увеличение  темпов социальных изменений  за счет перестройки прежних способов жизнедеятельности и создание условий для формирования новых возможностей и др.

Под глобальными проблемами понимают такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества и от решения которых зависит его будущее существование.

Для глобальных проблем характерно:

- наличие  планетарного характера;

- угроза деградации  и гибели всего человечества;

- необходимость коллективной  солидарности государств и общественных движений людей для их разрешения:

- потребность в быстром  реагировании и эффективном решении глобальных проблем и др.

Глобальные проблемы классифицируют по сферам их проявления (см. таблицу).

Взаимодействие общества и природы

Взаимодействие между социальными общностями

Взаимодействие  человека и общества

Экологические  проблемы (охрана окружающей среды,   сохранение   биологического   разнообразия, поддержание устойчивого развития биосферы, поиск альтернативных источников   хозяйственной деятельности, освоение космоса и мирового океана и др.)

Социально-политические (проблема войны и мира и механизмов   ограничения военных ресурсов). Социально-экономические (проблемы экономического отставания,    преодоления нищеты, ликвидации бездомности, улучшения качества жизни и др.)

Демографические (проблема роста народонаселения). Медицинские (проблемы здравоохранения,   продолжительности жизни, инфекционных заболеваний). Социально-культурные (проблемы образования, сохранения национального культурного наследия)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51. Мораль, искусство  и религия как формы культуротворчества.

Контркультура - наиболее радикальное проявление маргинальной субкультуры, находящейся в открытом конфликте с официальной культурой и претендующей на ее замену в качестве нового культурного канона. Термин возникает в 60-е гг. XX в. применительно к альтернативным тенденциям молодежной культуры этого времени. На сегодняшний день понятие контркультуры проецируется на различные ситуации культурных инноваций, фиксирующих ситуацию культурного кризиса и претендующих на построение нового культурного пространства.

К основным формам культуры принято относить: мораль, право, политику, религию, мифологию, искусство, философию и науку.

Многообразие  форм, типов, уровней культурных образований организуется в единое диалогическое пространство культуры, характеризующееся возможностями перехода культурных образцов и текстов из одного континуума в другой (Восток ассимилирует западный опыт, шедевры элитарной культуры становятся элементами массовой и т. п.). Диалог, однако, не отменяет, но лишь подчеркивает уникальность каждого отдельного феномена культуры, индивидуальная самобытность которого одновременно определяет его взаимосвязь с культурным пространством в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52. Техника как  объект социально-философского исследования. Проблемы гуманизации инженерного  образования.

Техника (от греч. искусство, мастерство, умение) понималась здесь как искусство делания вещей и как рукотворная реальность, продолжающая и копирующая природный мир (фюсис). Фактически, она рассматривалась как магическая деятельность по выведению готовых природных форм из скрытого состояния к их явленности и доступности человеку.

Возникновение философии техники происходит во второй половине XIX в. В качестве «пионеров» этой дисциплины выступили «философствующие инженеры» своего времени (Э. Гартиг, И. Бекманн, Ф. Рело, Э. Капп, П. К. Энгельмейер и др.).

Проблемное поле философии  техники определяется комплексам вопросов:

В чем сущность техники?

Каков ее статус в системе человеческой деятельности и культуры?

Что такое  технический прогресс, каковы его  этапы и перспективы?

Таит ли техника в  себе угрозу .тля существования природы  и человека?

Можно ли управлять  развитием техники?

В чем специфика технических  наук и рациональности?

Техника - исторически развивающаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков), созданных человеком для преобразования- природы с целью удовлетворения своих потребностей. Базовыми ее характеристиками выступают искусственность (сфера рукотворных артефактов) и инструментальность (средство, инструмент, предназначенный для достижения тех или иных целей).

Техника занимает промежуточное  положение между человеком и природой, являясь, с одной стороны, трансформацией природного материала, с другой - продолжением работающих органов человека. Соответственно, к объяснению сущности техники идут либо от природы (техника как реализация скрытых природных форм и интенций, их рационализация), либо от человека (органопроективная концепция, т. е. техника как проекция человеческих органов).

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"