Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Экзамент по философии.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, - прогрессивном, регрессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем.

С помощью категории покой фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Пространственно-временная  структура бытия. Основные концепции  пространства и времени в философии  и науке. 

Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие «время» указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность - скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категории пространства и времени характеризуют реальные параметры суше-го. Вместе с тем в философии и науке часто используют понятия перцептуального (психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств) и концептуального (теоретические представления о них) пространства и времени. К основным свойствам пространства обычно относят:

• размерность - способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (скажем, длина, ширина, высота веши, ее положение в той или иной системе координат). В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности.

•  изотропность - свойство «равенства», физической тождественности всех пространственных измерений, т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров, как длина, ширина и т. д.

Основным свойством времени чаще всего считают:

•   необратимость (одномерность) - способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему (так называемая «стрела времени»).

Основные концепции пространства и времени:

1) Субстанциальная концепция  рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности. Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений (Демокрит и Ньютон), а время - как бесконечный поток состояний и событий. Эта концепция имеет своих сторонников - как среди физиков, так и философов - и сегодня: например, французский философ Ж. Дидье определяет пространство как гомогенную и бесконечную среду, в которой расположены объекты, а время -как смену событий, разворачивающихся в этой среде.

2) Реляционная концепция  понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты {Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля, космологии, теории относительности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Природа как  объект философского осмысления. Понятие биосферы и ноосферы. Коэволюционный императив современной цивилизации.

Обычно говорят, что развитие общества происходит в природной (географической) среде, под которой понимается та часть природы (земная кора, атмосфера, вода, почвенный покров, растительный и животный мир), которая на данном историческом этапе так или иначе вовлечена в процесс активной общественной жизни и которая является необходимой для развития каждого общества и, конечно, влияет на его развитие.

Природная среда, бесспорно, является одним из постоянных и необходимых условий развития общества и она, конечно же, влияет на развитие общества, — она ускоряет или замедляет ход развития общества. Но ее влияние не является определяющим, т. к. изменения в обществе происходят несравненно быстрее, чем изменения и развитие природной среды.

Биосфера «жизнь» земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организацией. В. И. Вернадский рассматривал возникновение жизни на Земле и связанное с ним образование биосферы не как появление отдельных зародышей в отдельных изолированных точках, а как мощный единый процесс образования «монолита» жизни, охватывающий всю область планеты, где имелись соответствующие условия. С появлением общества, развитием науки и техники биосфера постепенно переходит в ноосферу.

Ноосфера  «разум» и «область» — область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью. Согласно В. И. Вернадскому, с появлением и развитием человеческого общества биосфера закономерно переходит в ноосферу, поскольку, овладевая законами природы и развивая технику, человечество все более преобразует природу соответственно своим потребностям. Ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению за счет выхода человека в космос. Понимание ноосферы глубоко диалектично — она есть не только природное, не только социальное явление, а представляет собой синтез природного и социального, историю природы и историю общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Проблема сознания и ее осмысление в истории философии.

Сознание - сущностная характеристика человека, связанная с его способностью к осмыслению (т. е. постижению, переживанию и проектированию) внешней действительности и своего внутреннего опыта. Сознание выступает как один из наиболее сложных объектов философского и научного анализа. Являясь наиболее очевидным фактом нашего бытия, оно одновременно неуловимо для внешнего наблюдения, где принципиальная ненаблюдаемость сознания, его ненаходимость в предметной действительности задает естественные трудности для теоретической реконструкции. При этом попытки объективировать опыт сознания и исследовать его через внешние факторы (язык, поведение и деятельность, мозг), как правило, приводили к нивелированию его сущностного уникально-личностного контекста.

Основных парадигм философии сознания: субстанциальной, функциональной, экзистенциально-феноменологической и социокультурной.

Исторически первой моделью философии  сознания была субстанциальная концепция рассматривавшая идеальные начала в качестве первосущности (субстанции) мира. Разум здесь выступает гарантом единства и упорядоченности бытия, той субстанциальной основой, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию.

Функциональная модель интерпретирует сознание как функцию материальных систем, в своих исходных характеристиках не содержащих ничего идеального и мыслящего. Согласно этой модели, сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга.

Экзистенциально-феноменологическая концепция делает акцент на описании опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность. Последнее предполагает способность сознания быть всегда «сознанием о ...», его нацеленность вовне при одновременном внесении личностных смыслов в действительность.

Социокультурная парадигма интерпретации сознания, рассматривающая последнее как производное от общественного бытия и общественного сознания (марксизм), социальных коммуникаций и взаимодействий (символический интеракционизм), языка и дискурса (структурализм).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Происхождение,  структура, функции сознания.

Сознание  есть функция мозга, но явления сознания вместе с тем идеальны. Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. В них не существует ни грана вещества, характерного для окружающей действительности и для мозга. Они лишены веса, пространственных характеристик и других физических свойств.

Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Вместе с тем нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», то есть считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание.

Функции сознания:

1)  познавательная;

2)  оценочная;

3)  целеполагающая;

4)  регулятивная;

5)  коммуникативная;

6)  прогнозирующая.

Сознание обязательно включает эмоционально-волевые характеристики, выражающие его ценностные структуры и его устремленность в будущее. Ценностные структуры, формирующиеся под влиянием социальной среды, определяют наши оценки явлений действительности и соответственно выбор желаемого будущего (рис. 17).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Психофизиологическая  проблема: сознание и мозг.

Сознание  есть функция мозга, но явления сознания вместе с тем идеальны. Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. В них не существует ни грана вещества, характерного для окружающей действительности и для мозга. Они лишены веса, пространственных характеристик и других физических свойств.

Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Вместе с тем нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», то есть считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание. Явления сознания - наши чувственные образы, мысли, идеи — представляют собой информацию об объектах материального мира. Восприятие дерева есть субъективный образ внешнего предмета, и, значит, определенная информация о нем. Таким образом, связь между явлением сознания (субъективным образом) и мозговым процессом есть связь между информацией и ее носителем. Это особый тип связи, существенно отличающийся от обычной физической зависимости между явлениями. Он может быть назван кодовой связью, поскольку информация всегда воплощена в своем материальном носителе, а материальный носитель данной информации всегда является ее определенным кодом. Эта способность иметь информацию как бы в чистом виде (и возможность оперировать ею) есть то, что мы называем идеальным. Но идеальное существует только как свойство материального. Субъективный образ существует в качестве информации и только будучи воплощенным в своем мозговом нейродинамическом носителе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Социокультурная  природа сознания: сознание и  язык.

Природу и функционирование сознания невозможно понять без учета соответствующих социокультурных факторов его формирования и развития. Идея о социокультурной размерности сознания рельефно отделяет классические и неклассические версии философии сознания. Классическая философия исходила из возможности своеобразной «гносеологической робинзонады», т.е. возможности индивидуального сознания даже в ситуации изоляции от общества. Сознание человека интерпретировалось либо как проявление «чистого разума», выступающего в качестве универсальной характеристики бытия как такового, либо как первоначальная tabula rasa (чистая доска), заполняемая природой в процессе индивидуального опыта.

Еще один фактор, определяющий социокультурную  размерность сознания, - это язык. Язык - это «система дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям» (Ф. С-оссюр).  Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык служит средством образования и выражения мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Трактовка  человека в исторических типах  философии. 

Человек - наиболее уникальное и одновременно универсальное существо, что предопределяет «вечность» его проблемы в динамике культуры и философии и сложность его однозначного определения. Проблематичность последнего состоит, с одной стороны, в неизбежной пристрастности взгляда на самого себя. В этом плане философия человека - это всегда вариант философского самопознания.

В узком смысле человек может  пониматься как биосоциальная или  биопсихосоциальная целостность, генетически и функционально обусловленная развитием природы и общества. Данная модель позволяет объяснить человека не только в философском, но и в научном аспектах, однако своеобразие собственно философской постановки проблемы здесь несколько нивелируется.

Стратегии интерпретации человека в философии: натурализаторская, экзистенциапьно-персоналистская, рационалистическая и социологизаторская.

Согласно натурализаторской концепции человек - это элемент природы, подчиненный единым с нею законам функционирования и не имеющий ничего сверх того, что невозможно было бы в других природных образованиях. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более, чем животным.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"