Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Экзамент по философии.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Общая характеристика  и основные этапы развития  античной философии.

Античная фил. – фил. древней  Греции и древнего Рима. Выделяют следующие  этапы античной фил.:

1) 7-6 вв. до н.э. – это становление,  зарождения ант. фил. Это в  основном натур. фил.

2) 5-4 в. до н.э. – это классический  период

3) 3 в. до н.э., 5 в. н.э. – это  эллинистический и грекоримский период. Представители школы Эппикуренсов, Кинеков, Стоики, Скетики. На 1-ый план выдвигалась гнасиологическая, этическая и религиозная в форме раннего крестьянство.

Характерные черты ант. фил.:

1) космоцитризм – всё объеснялось  через призму космоса

2) контологизм – анализ проблем  бытия

3) поиск первоначального всего  многообразия явлений

4) диалектический подход к миру

5) открытие духовно-нравственных проблем человека

6) развитие канциптиально-актуального  аппарата мышления и речи

7) формирование развитого морального  сознания и этики

8) противопоставление филос. размышлений  и практической деятельности

9) тесная связь в развитием  наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Проблематика досократовской  философии. 

Досократовской  фил. наз. период становления античной фил. Представители этого периода – Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Гераклий, Пифогор, Демакрат и др.

Важнейший вопрос которая подымала Милетская школа была вопрос первоначального всего многообразия явлений. Фалес за первоначально брал воду. Анансимандр – апперон – это бескачеств. беспредельное начало выделяющая себя противоположности. Анасимен – первоначально считал воздух. Пифогор – основа мира считал число. Гераклит – за первооснову брал огонь. Выдвигал  понятие Логоса, как закономерности бытия. Развивал проблемы диалектики. Сравнивал мир с бегущим потокам реки, воды, которых нельзя войти дважды. Источник развития – борьба противоположности.

Эллеатская школа (Парменид, Зенон, Ксигофан) анализировала проблемы бытия, как устойчивого, неизменного, мыслимого  без противоречий. Демократ за первооснову мира брал атомы. Атом невидимы, неделимы, движутся в пустате, сталкиваются и образуют тела.

Досократовская фил. – это натур. филос. наивное умодрительное истолкование природы, как единого живого целого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Классический  этап в развитии античной философии  (Сократ, Платон, Аристотель).

Представители класс. периода Платон, Сократ, Аристотель. Сократа (470-390 до н.э. афинская фил.) начинается антропологический поворот в фил. Поворот к проблеме человека. Сократ подчеркнул собственное человеческое в чел. его душу, главное способность который – разум. Разум дают всеобщая обязательное знания. Сократ основоположник этики. Учение Сократа это этический рационализм, который исходит из тезиса знания – это добрадетиль.  Главный метод Сократа – диалектика – это умение найти истину в диалоге столкновения противоположной мнении. Лучший формы гос. Сократ  считал  аристократию как власть лучших.

Платон  (427-347 до н.э.) афинский фил. ученик Сократа. Основал академию во Финак,  написал свыше 30-и диалогов. Платон основатель метафизики. Мир с точки зрения Платона «Мир сверхчувственных  сущностей идей». Мир идей определяет мир веществ.  Платон создал систему объективного идеализма. Мир идей объединяет единое благо Бог. Душа чел. бессмертна состоит из 3-х уровней:

1) разумная высшая душа ее добродетель – мудрость, преобладает у воинов и стражей

2) вожделеющая нищая ее добродетель  – самообладание. Преобладает  у крестьян  и  ремесленников.  Сочетание добродетелей составляет  справедливость, как основной эстетический  принцип для Платона. Свою этику Платон ориентировал на благо об-ва, а не отдельного чел. Чел. должен служить гос-ву, а не оборот.

Лучшие формы правления Платон считал сочетания демократ и монархии. Платонизм выступил идейным источником крестьянство.

Аристотель (384-322 до н.э.) ученик Платона и учитель Александра Македонского, основатель Ликия в Афинах и школы Перипатетиков (прогуливающихся). Своими исследов. Аристотель затронул все доступные времени для его знания. Аристотель критиковал торию Платона. По Аристотелю реаотно сущ. отдельные вещи, а идеи сущ. через них. Единичные бытие по Аристотелю – это сочетание материй и формы (идеи). Форма активная, превращает материю из возможности в действительность. 4 причины мира по Аристотелю это:

1) форма

2) материя

3) начало движения

4) цель движения

Аристотель создал систему категорию  филос., разработал логику, дал классиф. наук. По Аристотелю чел.- это разумное, политическое животное. Способное сформировать только в справедливом гос-ве. 3-и  правильных формы гос-ва это монархия, аристократия, полития;  3-и неправильных: терония, аллегархия, охлократия. Аристотель высказал идею естественных прав человека: на жизнь, свободу и собственность.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Общая характеристика  средневековой философии.

Эпоха Средневековья охватывает огромный период истории Западной Европы, начиная с падения Римской империи (V в.) и кончая буржуазной революцией в Англии (XVII в.). Своеобразие и особенности философии европейского средневековья непосредственно вытекали из той роли, которую играло религиозное мировоззрение в духовной жизни общества, и той роли, которую играла церковь среди социально-политических институтов средневекового общества.

К важнейшим чертам средневековой  философии относятся:

- тесная связь со Священным  писанием;

-  монотеизм (Бог един и уникален);

- креационизм (учение о сотворении  мира и человека Богом из  ничего; без посредников, через  «слово»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Философия  эпохи Возрождения: специфика  и круг проблем.

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Эпоха Возрождения приходится на последние столетия средневекового феодализма и охватывает XIV—XVI вв. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения. Эпоха Возрождения началась в Италии.

На первом этапе развития Возрождения  естественной была попытка при анализе  создавшейся ситуации прибегнуть к тем принципам мышления, которые существовали в иных социальных структурах, нежели феодальная структура средневековья, к тому типу мыслительной деятельности, который существовал в эпоху античности. Отсюда вытекает одна из характерных особенностей эпохи Возрождения, по которой эта эпоха получает свое название, — возрождение античной культуры, в которой видят образец для собственной деятельности.

Это обращение к античности было совсем не случайно, поскольку имелась прямая аналогия социальных процессов классического периода античности и раннего Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Основные проблемы  философии Нового времени. 

Основу науки Нового времени  составляло убеждение в том, что  все природные процессы полностью подчиняются механическим законам. Если античные ученые и философы, рассматривая природные явления, проводили аналогию между природой и живым организмом, то, с точки зрения ученых и философов ХУН-ХУШ вв., природа представляет из себя огромную машину, составные части которой являются машинами меньшего масштаба. Однако механицизм научного мышления весьма тесно связан с тем типом производительных сил общества и социальных отношений, которые энергично утверждались в передовых странах Западной Европы.

Технический базис способствует решению  двух проблем. С одной стороны, он позволяет «избавить» от ограниченности природных сил и природных задатков отдельно взятого человека и от ограниченности его естественно выросших связей с природой. С другой, — открывая простор для материальных, технических средств, становится условием неограниченной эксплуатации труда «живого» работника, подавления и искоренения в живом работнике богатой игры его человеческих способностей и интересов. Механическая техника в ее высшем воплощении — машине — дает решение этой двуединой задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Философия  эпохи Просвещения: основные проблемы  и тенденции.

Для философии эпохи Просвещения  характерен материализм, сенсуализм, антиклерикальная направленность, рационализм, критицизм и исторический оптимизм. Во французском материализме XVIII в. имеются два направления: одно из них ведет свое происхождение от материалистической физики Декарта, другое - от материалистического сенсуализма Локка. Они вплотную подошли к философскому понятию материи как объективной реальности и признавали неразрывность материи и движения. Наличие у них многочисленных высказываний о том, что как нет недвижущейся материи, так нет и не может быть нематериального движения, что движение есть способ существования материи; движение так же вечно, как вечна материя. Материя в силу собственной энергии находится в постоянном движении. Движение материи абсолютно, покой относителен.

В учении о познании мира источником всех знаний они считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Характеризуя познание как отражение в мозгу человека предметов внешнего мира, французские материалисты разрабатывали также вопрос об истине и ее критерии. Характерна непоколебимая уверенность в познаваемости мира, глубокое убеждение в том, что не существует ничего, чего люди не могли бы знать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Философия  И.Канта.

Благодаря задачам, которые он решил, а также способу их разрешения, Кант становится основателем немецкой классической философии. Он пытался решить философские проблемы - вопросы о бытии, вопросы философии природы, философии религии, этики, логики. В работах «докритического» периода важное место занимают произведения, посвященные вопросам естествознания, в которых был поставлен вопрос о развитии природы. Из трактатов Канта важнейшим является космологический трактат «Всеобщая естественная история и теория неба». Эта работа исходит из предпосылки единства материи и движения, материи и ее законов. В ней Кант выдвигает гипотезу о возникновении Солнечной системы (и аналогий о возникновении всей Вселенной), позже ставшую известной как теория Канта — Лапласа. Трактат важен с мировоззренческой точки зрения: Кант в нем практически исключает идею сотворения и предпринимает попытку объяснить строение Солнечной системы, а также пытается решить и более специальные вопросы, касающиеся истории Земли.

Он решил задачи, которые возникали  у ученых в таких науках, как:

- физика, в которой обосновал  учение об относительности движения  и покоя;

-  биология, в которой предложил  идею генеалогической классификации  животных.

В этот период он пытался:

-  выявить источники различных  видов знаний — научного и  философского;

-  выявить, на чем основывается  достоверность знания в математике  и естествознании;

- исследовать формы и категории  научного мышления и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Философская  система и метод Гегеля.

Деятельность абсолютной идеи заключается  в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: пребывание абсолютной идеи в ее собственном бытии, в стихии чистого мышления (Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга категорий); развитие идеи в форме «инобытия», т. е. в форма природы — Философия природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории (в духе) — Философия духа. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"