Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 02:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпора философия.docx

— 62.16 Кб (Скачать файл)

шк Атамистов.»атом»осн левкипп, представ Демокрит Эпикур.вечный матер-й мир сост из неделимых атомов и пустоты в кот-х эти атомы движ-ся.Пифагорейцы-пифагорчисло первонач всему.Демокрит(ок 460-370 до н.э)развив атомическое учение в логически послед-ю всеобъемлющую систему.полностью раз-ет мнение Левкиппа на счет атомов.к харак-ам атома добавляет еще величину.нично нее воз-ет из несущест-его.Атомы тоже бесконечны по величине и кол-ву.несясь вихрем они порождают все сложное как огонь воздухьземлю.Новым в античном мышлении яв-ся Демокритово понимание бесконечности,неуничтожимости и несотворенности вселенной.Демокрит учит что душа-это огненное соединение постигаемых разумом частиц,имеющих шаровид-ю форму и огненную силу и явл-ся так же телом.Фил-я демокрита пред-ет завершение и систематизацию фил-ии физиса(природы)

 

14. Пифагор и его шк. Число в представл-и Пиф

Пиф написал 3 книги «о воспитании,о делах общины,о природе»он исслед-ет отношения чисел ,числа подняли на уровень реальной сущности всех вещей.Религию и мораль Пиф считал осн-ми атриб-ми упорядочения об-ва.его учение о бессмертии души строится на принципах полной подчиненности ч-ка богам.выйти из цепи перерож-ий м.б при помощи занятии наукой(матем).

Единица-начало всему,единице подлежит еще неопр-я двоица,из 1и неопр-ой двоицы исходят числа=точки=линии=плоские фигуры=объемн-е фигуры=чувственно-воспри-е тела,в которых 4 основы,огонь вода земля воздух.перемещаясь и превращаясь целиком  они порождают мир-одушевленный,разумный,шаровидный,в серед кот.-земля,и земля тоже шаровидна и населена со всех сторон.

 

15. Клас-ий период в развитии дргреч фил.

пер.сер5-кон4вв д н.э.

Главн предметом фил стан-ся ч-к.-нач-ся с филс учения софистов.Софизм(учения субъективного)-это фил-е направл-е основывающееся на признании 2смыслен-ти понятий,умышленном построении умозакл-ий кажущиеся правдой.(пратогор,ранний сократ,гиппой) Сократ(470)осн вопрос,что такое ч-к.»познай самого себя»платон ученик сократа, записывал диалог с сократом.по мнеию сократа фил-я понималась им как понимание того,что зло и добро.Осн метод-метод дискуссии.»я знаю,что ничего не знаю»Платон(объективный идеализм)»гос-во»»законы»»в защиту сократа»нравственно этич стор ч-ка.а важн преметы его изуч гос-во об-во и ч-к.бытие для Платона-неизменный мир идей.кот яв-ся прообразом вещей чувств-го мира.познание поПлатону-припоминание душой ч-ка,точго что было известно до его рождения.душа ч-ка сост из2х частей-высшей(разумной)низшей(чувствен-й)

Гос-во по мн платона д.б сословным.

Аристотель(384-322) из шк Платона»Академия» основал свою»Ликей»круг инетересов охват-т политику историю,этику логику диалоги эк-ку.»Метафизика,»по своим воззрениям был дуалистом,признал2начала. телесное и душевное.

По арист сущ-ет 4 причины  или начала бытия1.материя-то из чего вещь дел-ся 2.движение – как дела-ся3.форма-сущность благодаря кот вещь делс-ся4.цель ради чего дел-ся.Арист делил мир на 2 начала:1.пассив материя.2.творящий разум.Выделял 3 уровня души1.растительная душа (ведает ф-ии питания,роста разм-я)для всх одуш-х вещ-в.2.жив-я душа-ощущение и желания.т.е стремление достичь приятного и избежать неприятного.3.разумная душа-кот обладает т-ко ч-к обладает спос-ю к рассужд и мышлению.

 

 

 

 

 

 

 

16. Сократ и его методы познания.

Сократ(470)осн вопрос,что такое ч-к.»познай самого себя»платон ученик сократа, записывал диалог с сократом.по мнеию сократа фил-я понималась им как понимание того,что зло и добро.Осн метод-метод дискуссии.»я знаю,что ничего не знаю».Дискус-я сост из 2х частей:1.негативной(метод основывался на приведении к абсурду(иронией).он говорил что все верно,а потом вопросами приводил к истине)2.позитивной-он принимает истину,а не ребенка.метож наводящих вопросов.

 

17. Фил Платона. Учение Платона об идеальном гос-ве. Платон(объективный идеализм)»гос-во»»законы»»в защиту сократа»осн тема-нравственно этич стор ч-ка.а важн преметы его изуч гос-во об-во и ч-к.бытие для Платона-неизменный мир идей.кот яв-ся прообразом вещей чувств-го мира.познание поПлатону-припоминание душой ч-ка,точго что было известно до его рождения.душа ч-ка сост из2х частей-высшей(разумной)низшей(чувствен-й)

Гос-во:поддерживал идею соврем-го справед-го гос-ва.В этом гос-ве всеобщее господствует над индивидуальными.д.б сословным.  Идеал-е гос-во воз-ет как об-во 3х соцх групп.ими яв-ся философы-правители,воины-стратеги,производители-ремесенники-обесп-ть удовл жиз потр-ей.Подчеркивает значение набожности и почитания богов.Воспитание стражей и правителей.-телесное воспитание,гимнастика,так же обуч чтению.письму и скусству.изуч арифмет.геом астрономии музыки=это стражи,а правитлям еще философия.

 

18. Фил-я сист Аристотеля.

Аристотель(384-322) из шк Платона»Академия»основал свою»Ликей»круг инетересов охват-т политику историю,этику логику диалоги эк-ку.»Метафизика,»по своим воззрениям был дуалистом,признал2начала. телесное и душевное.По арист сущ-ет 4 причины  или начала бытия1.материя-то из чего вещь дел-ся 2.движение – как дела-ся3.форма-сущность благодаря кот вещь делс-ся4.цель ради чего дел-ся.Арист делил мир на 2 начала:1.пассив материя.2.творящий разум.Выделял 3 уровня души1.растительная душа (ведает ф-ии питания,роста размнож-я)для всех одуш-х вещ-в.2.жив-я душа-ощущение и желания.т.е стремление достичь приятного и избежать неприятного.3.разумная душа-кот обладает т-ко ч-к обладает спос-ю к рассужд и мышлению. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину — как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносит на государство. Сущность гос-ва он видит в полит-ом сообществе людей,кот соед-сь для достижения опред-го блага.Осн-ми задачами гос-ва он считает предотвращ чрезмерного накопления имущества граждан,чрезмер роста полит-й власти личности и удержание рабов в подчинении.Рабовладение он считает естеств сост-ем орг-зации общества. Идеальным он считает такое гос-во,кот-е обеспеч-т максим возможную меру счастл жизни для наиб-го числа рабовладельцев.

Твор-во Аристотеля явл-ся вершиной не только античной философии, но др-его мышления, наиб обширной и в логическом смысле наиболее разраб-ой системой познания.Ряд совр-ых спец-х наук (этика,эстетика,логика)имеет свое начало в его произвед-хАрист смог не только упорядочить,но и систематически обобщить достиж-я познания своего времени.

19. Основные школы эпохи эллинизма.

(3-1в до н.э)академия платона,Ликей аристотеля .сад эпикура, стоицизм.Зенон китийский!!на первом месте этическая проблематика,изуч природы д.лишь помогать изгонять страхи. содействовать исцел-ю души,ее покою.Фил восприн-ся как искусство счастливой жизни,намеч-ся расхожд-е фил-ии и науки.Фил-е направ-е - стоицизм.Их жизн-й идеал–невозмутимость и спокойствие,спос-ть не реаг-ть на внутренние и внешние раздражающие факторы. Ч-к д.принимать все события, как есть, нельзя сопротивляться. огонь считался стоиками основным элементом мироздания.Марк Аврелий – Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители.Вселенная – единое, живое сущ-во,обладающее единой субстанцией и единой душой.Имеется 4 добродетели в жизни: мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Все человеческие существа равны. 
Согласно Хрисиппу, сущ-ет мировая душа. Это чистейший эфир,самый подвижный и легкий, женственно-нежный, как бы тончайший вид материи.Большое внимание уделяли грамматике и выразительности своей речи.Эпикуреизм связан с творчеством Эпикура (341-270 гг. до н.э.). В теории познания он отстаивал сенсуализм, безгранично доверяя показаниям органов чувств и не доверяя разуму.Главным принципом,целью жизни ч-ка объяв-ся наслаждение, удовольствие. Средством в борьбе со страданиями,способом достижения спокойствия души и счастья Эпикур считает следование сущности разумных челов-х моральных требований «Пока мы есть, смерти еще нет, а когда смерть есть, то нас уже нет».. Призывает уходить от общества, все что с ним связано – ложный путь. У Эпикура атомы мельчайшие,очень резко критикует  концепцию абсолютной предопределенности, так как поведение ч-ка получается  предопределено сост-ем атомов. Эпикур утверждает, что предопред-ый мир Демокрита хуже любого ада (точнее,Аида) — оно унылое и безрадостное. Эпикур развивает этику-науку о поведении ч-ка.Этика Эпикура разительно отличается от Эпикуреизма. Эпикуреизм читает,что цель-получ ч-ком удовольстви Эпикур же делит наслаждения на чувственные и интеллектуальные.И первые —  
осуждает,т.к. за них всегда следует расплата( переел, перепил)ЭтикаЭпикура близка к этике стоиков.Лукреций Кар – не отрицает существов Богов,сост-х их тончайших атомов.  
Скептицизм – учение обоснованное Пирроном - сомнения в познавательной ценности чувств-ти. Возникло на основе выработанных предшествующими мыслителями идей  
о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях м\у чувственными  впечатлениями и мышл-ем.Философов больше интересовал вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий. счастье,оно сост в невозмутимости и в отсутствии страданий. На вопрос из чего состоят вещи мы ответить не можем «всякая вещь есть это не в большей мере, чем то». Надо воздерживаться от каких либо суждений. Скептицизм – это не полный  агностицизм.Достоверны для нас наши чувст-ые восприятия. «Это кажется МНЕ горьким или сладким».

20. Западноевроп Срвековье.Оснчерты и периодизация.

Срвек-я фил связана  с богословием.

Осн принципы:1.теоцентризм2.креационизм (сотворение мира богом из ничего)3.проведенционализм- понимание ист-ии как осуществ-я заранее предусмотренного богом плана спасения ч-ка5.символизм- своеобразное стремление ч-ка находить скрытые знач-я того или иного предмета6.откровения-непосред-е волеизъявл-я бога,принимаемые субъектом как абсолют критерий чел-го познания. ЗЕФил2периода:1.потристика2.схоластика

1.потристика-от греч патер-отец.сов-ть учений отцов христ-ой церкви2-7веков.Потрист дел-ся на а)греко-визант-православн(Ориген,Григорий Нисский,Дионисий Ареопогит) Б)латинскую-католич(Аврелий августин,Боэций,Аливросий)

Виз-ая фил-я отводит решающее место непосред-му созерцанию Бога в интуитивном акте, в то время как катол-я мысль разви-ся внутри пересекающихся линий мистицизма и рацион-ма.

Августин блаж-ый. Августина можно назвать христианским платонизмом.Рассматривая историю античной фил-ии (главным образом, в труде "О граде Божием"),он признаёт платонизм величайшим её достиж-ем.О Платоне и неоплатониках(Плотине, Порфирии)он говорит как о"видевших"теол-ю истину, но "не знавших пути к ней". 2схоластика. Систем-ая европ-я срвековая фил-я,сконцентрир-ая вокруг универ-ов и представляющаясобой синтез христ-го  (католического)богословия и логики Аристотеля.

Лат schola - школа)возникает как рациона-ия христ-го вероучения. Цель схоластики – упор-ть догматику и сделать ее легкой для восприятия «простецами»(неграмотными людьми).Среди основных проблем ранней схоластики были след-ие:•отношения веры и знания;•проблема универсалий;•согласование аристотелевской логики и других форм познания;•согласование мистики и религиозного опыта.Слитые воедино аристотелизм, неоплатонизм и августианство стали основой уч-я великого систематика срвеков Фомы Аквинского(1225-1274), пред принявшего влиятельную попытку упорядочения связи аристотелизма и христ-ой фил-фия.

Фома дал собственный ответ на вопр о соотнош-ии веры и разума.вера и разум не могут противор-ть др др, поскольку и то, и др исходит от Бога.Тео логия (богословие) и филос не могут прийти к раз -л-м выводам. Они отличаются подходами: филос идет к Богу от сотворенных вещей, теология от Бога к тварному миру.

21. Фил в эпоху Возрождения.(14-16в)пред-ет собой возврат к фил античности,возр-ся утрачен-е ку-ры антич.ОСН ЧЕРТЫ ВОзр:1.сдвиг в сторону антропоцентризма2.понимание ч-ка как творч-ой личности3.главным аспектом фил-ии стан-ся эстетич-ий аспект.4.гуманизм.Николай Кузанский «простец»-диалог из4хчастей:ум,мудрост,мудрость   с весами.Концепцию бога рассмат-ет как пантоистическую,пантеизм-подрывает личностно транцендентную трактовку бога и настаивает на его безличностности и всепресутствии(бог в природе в вещах)Ник Куз рассматривает как максим-но бесконечное и предельно единое.Исходная идея Куз-го-ч-к,как микрокосмос .ч-к в своем существе воспроизводит окр-ий его мин природы.Мир природы имеет 3хсложный состав:1.малый мир(ч-к)2.большой мир(природа)3.максим-й мир(Бог)Никколо макиавелли.осн труд(Государь)-он д.сочетать в своих действиях кач-ва льва и лисицы(хитрость)

Макиав.видел суть гос-ва в общем благе.С т.з Макиавел.народ представлен не т-ко как зажиточные горожане,но и более широкие чел-е массы.он счит что народ мудрее и постоянее главы гос-ва.

 

22. Реформаторские идеи Мартина Лютера.

Реформация — разнородное обществ-е движ-е во многих странах Зап и Цент-ой Европы(цель — преобразование господствовавшей катол-ой церкви)-религ-е движ-е за обновление веры обратившееся против папства и получившее народный размах. Мартин Лютер (1483 — 1546) (окончил Эрфуртский универ; магистр свободных искусств;в 1517 открыто выступил против католицизма).Противопоставил себя движению низов(стал вождем и идеологом умеренного бюргерского течения).Работы («К христианскому дворянству немецкой нации» (задача освобождения немцев от засилия папского Рима) «О светской власти» (светская власть обязана охранять существующие порядки - шаг назад);«О рабской воле» (теория абсолютного предопределения)).Идеал-е гос-воСветское правление должно осуществляться с помощью светской власти (отвергается тезис католицизма о примате духовной власти над светской;светской власти отводится экономика,политика, просвещ, ку-ра;должностные лица обязаны преследовать интересы подданных,руководствуясь при этом этическими принципами и нормами естеств-го права).Необход-ть полной автономии религиозной организации от общества(вера, внутрен мир ч-ка нах-ся вне юрисдикции светской власти — сф искл-но дух-ой власти;при наруш принципа разделения властей — справедливо право сопротивления со стороны подданных-оружие т-ко слово и страдание за веру,единственный судья -Бог). Лютеранство (каждый христианин достигает спасения души искл-но посредством даруемой ему Богом веры в искупительную жертву Иисуса

 

 

 

23. Эмпирическая фил-я Френсиса Бэкона

Эмперист.они в кач-ве осн источника познания считают чувственный опыт.общая задача всех наук-увелич ласть науки природой.знание-сила. Осн метод Бэк-мет-д индукции.от частного к общему.опытно-индукц-й метод бэкана состоял в постепенном образ-ии  понятий истолков-я фактов и явлен природы.рассмат-ет3пути науки:1.путь муравья-крайний эмпиризм2.путь паука-догматизм 3.путь пчелы-самый оптим-й путь.По Бэку объектив-му познанию мешают ,так назыв идолы(призраки)ложные.1.долы рода-ошибки вытекающие из того что ч-к судит о природе по аналогии жизни людей.2.идолы пещеры-закл-ся в ошибках индив-го хар-ра зависящ от воспит вкусов привычек.3.идолы площади(рынка)это привычка пользов-ся в суждении о мире ходячими представлениями или мнениями без критич отн-я

4.идолы татра-связаня со  слепой верой в авторитеты. Заслуга Б. в развитии фил. закл. в том, что он 1) восстан. матер. традиции и произвел

переоценку фил. учений прошлого, возвысил ранний греч. матер-м. и вскрыл заблуждения идеализма 2) выработ. собств. матер. понимание природы, положив в основу взгляд на материю как сов-ть частиц, а на природу - как на сов-ть тел,

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"