Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Экзамен по философии.doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

После Маркса и Энгельса марксизм развивался в следующих направлениях:

- отказ от догматизма (Бернштейн, Каутский);

- адаптация теории к практике (Плеханов, Ленин, Сталин);

- развитие идей гуманизма – всестороннего развития человека (Грамши, Лукач, Маркузе, Сартр, Фромм);

- придание более современной научной формы (Альтюссер, Коэн).

Марксистская диалектика (диамат) считается материалистским развитием («переворачиванием») гегелевской диалектики. Диамат сводится к обнаружению борющихся противоположностей и определению среди них победителя. (Например, борьба классов ‑ пролетариата и буржуазии, в которой побеждает первый). Энгельс сформулировал три закона диалектики: 1) взаимопереход качества и количества, 2) единство и борьба противоположностей, 3) отрицание отрицания.

Марксистский материализм состоит в признании первичности материи (в том числе социального бытия), ее саморазвития и отражения этой материи сознанием («бытие определяет сознание»). В социальном же бытии первичным считается материальный (экономический) базис («материальные потребности людей первичны»): производительные силы предопределяют производственные, а потом и все остальные общественные отношения. А уже общественное бытие в целом формирует все виды личного и общественного сознания. Сущность человека ‑ «совокупность общественных отношений».

 

Вопрос 10. Многие отмечают приверженность русской мысли социальной проблематике. При этом российское мировоззрение обусловлено пересечением восточных и западных тенденций ‑ идей соборности (общинности) и сильной власти (единовластия) с идеями свободы и гуманизма.

Основные идеи:

- забота о простом народе – высшая цель политики, при одновременной острой критике аристократических и предпринимательских сословий;

- единство любви, красоты и премудрости;

- подвижничество (долг превыше желаний) – идеал личного поведения;

- сила в правде;

- вера в мессианство русского народа.

Началом современной русской философии считаются письма Чаадаева. А первой серьезной дискуссией – спор западников со славянофилами (в 40-60 годы XIX в.) о направлении дальнейшего развития русского общества и государства.

Тех, что считали высшей ценностью русскую самобытность, назывались славянофилами. Они:

- противились западному влиянию и называли его тлетворным;

- ругали Петра I и Александра I за заимствования у Европы;

- западную мысль считали бессодержательно-схоластической, а российскую (прямую наследницу восточного любомудрия) ‑ конкретной и всеохватывающей интуицией, открывающей истинные пути благой жизни;

- в качестве собственного идеала живописали некую «Русь Изначальную» ‑ патриархальную державу из туманной глуби веков;

- с мистической многозначительностью объявляли о некой особой миссии (мессианстве) русского народа и великих судьбах России;

- иногда пропагандировали теории панславянского единства.

Тех же, кто акцентировал внимание на отсталости России в сравнении с великими мировыми державами, и толкал ее на общеевропейский путь развития, называли западниками. Они:

- побуждали соотечественников к быстрому и полному заимствованию самых передовых достижений других государств (в основном западных);

- подчеркивали единство (общность) законов исторического развития всех народов;

- различались между собой большим разнообразием взглядов (англоманы - галломаны, мистики - вольнодумцы, материалисты - идеалисты, государственники - либералы, гуманисты - естественники (позитивисты) и т.п.)

Но при этом и славянофилы, и западники видели преимущество России в сохранении общины – источника незамутненной нравственности и залога будущего мирового лидерства России.

Самые последовательные западники – В.Г. Белинский и социалистический кружок Герцена-Огарева (входили Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов и др.). Славянофилы же сплачивались вокруг семейства Аксаковых (их лидеры – А.С. Хомяков и братья Киреевские). Споры группировок привели к полному разрыву личных отношений, но надо иметь в виду слова Герцена о том, что «западники и славянофилы, подобно Янусу, смотрели в разные стороны, но сердце у них билось одно».

Продолжение тех же споров можно обнаружить во все последующие периоды российской истории.

 

Вопрос 11Подлинно оригинальная национальная философия в России появляется уже в 19 веке. Для России 19 век – это век классический: русская философская классика создает цельное, глубоко выстраданное философское знание, осмысляющее историческое предназначения России, которое предлагает историофилософскую оценку духовного развития русского православного мира.

У истоков самобытного национального философского творчества в России стоит П.Я.Чаадаев(1794 - 1856). В своих «Философских письмах» он рассматривает «оторванность» России от всемирного развития человеческой культуры и духа, духовный застой и косность, национальное самодовольство, что несовместимо, по его мнению, с осознанием исторической миссии русского народа. Судьба Чаадаева сложилась довольно сложно: его идеи были плохо восприняты обществом, особенно же негативно встречены правящей верхушкой. Автор «Философских писем» был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под строгим медицинским и политическим наблюдением. Впоследствии, отвечая на критику, в «Апологии сумасшедшего» Чаадаев смягчил высказанные ранее идеи и акцентировал внимание на том, что России еще предстоит решить  большую часть проблем социального порядка.

Особенностью развития русской философии 19 века, идейно связанной с трудами Чаадаева, становится противостояние западников и славянофилов. Западники (кружки Станкевича Н., а так же Герцена - Огарева) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития, как утверждали западники, - есть путь общечеловеческой цивилизации. Духовным идеалом здесь провозглашалась католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (так считал сам П.Я.Чаадаев).

Обсуждение проблем религии и вопросов о методах реформ раскололо западничество на два направления:

-либеральное (П.Анненков, Т.Грановский, К.Кавелин), которое отстаивало догмат о бессмертии души и ратовало за просвещение  народа и пропаганду передовых идей;

-революционно-демократическое (А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский), которое трактовало сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигало идеи революционной борьбы.

Славянофильство оформляется в 30-е –60-е г. 19  века. Среди представителей славянофилов обычно выделяют три ветви:

·     «старшие» славянофилы (А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков, Ю.Самарин);

·        «младшие» славянофилы (И.Аксаков, А.Кошелев, П.Киреевский, Д.Валуев);

·        «поздние» славянофилы (Н. Данилевский, Н.Страхов)

Славянофилы отстаивали самобытный путь развития России (без оглядки на Запад, который, по их мнению, заражен индивидуализмом, рационализмом). Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, критиковали реформы Петра за стремление к европеизации России. Своеобразие России виделось им в соборности русской жизни, проявлявшейся в общинном земледелии, а так же в особом «живознании» (познание Бога не через разум, а через «цельность духа»). В основе российской жизни славянофилы утверждают знаменитую триаду -  Православие (соборность, цельность духа), Самодержавие (царь несет на себе ответственность за народ и бремя грехов власти), Народность (православная община, объединенная солидарностью и нравственностью).

В ряду русских славянофилов заметное место занимает творчество такого замечательного философа  и врача как К.Н. Леонтьев (1831 – 1891). Про его мнению, бытие есть неравенство, а равенство есть путь в небытие. Стремление к равенству, к единообразию враждебно жизни и равносильно безбожию. Леонтьев считает, что в прогресс надо верить, но не как в непременное улучшение, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих, Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической и неравнодушной. Анализируя культурно-исторический процесс, философ выделяет 3 стадии циклического развития общества:

-первичная «простота»,

-«цветение» или «цветущая сложность»,

-вторичное «упрощение» или «смещение».

По мнению Леонтьева, красочность и цветение российской жизни противостоит западному «всесмещению», что доказывает неправильность развития западного мира и, наоборот, зрелость традиций византизма – сочетания крепкой монархической  власти, строгой церковности, крестьянской общины и жесткого сословно-иерархического деления общества.

С идеями русского славянофильства во многом связаны замечательные мыслители русской религиозной философии конца 19 – начала 20 веков (В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский и др.). Ведущими идеями русской религиозной философии становятся соборность, всеединство и абсолютная ценность человеческой личности.

В.Соловьев(1853 – 1900) создает «новую философскую систему», которая, по его мнению, выражает новое знание – знание всеединства. Всеединство у Соловьева поднимется в 3-х аспектах:

-гносеологическом – как единство 3-х видов знания: эмпирического (наука), рационального (философия), мистического (религиозное созерцание), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;

-в социально- практическом аспекте всеединство понимается как единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

-и в аксиологическом аспекте – как единство трех абсолютных ценностей (добра, истины и красоты), при условии примата добра.

Искомое всеединство в философии Соловьева трансформировалось в образ Софии («вечной женственности»).

Конечным и идеальным пунктом устремлений человеческой культуры становится богочеловечество;  смысл человеческой истории видится в выходе эмпирического человечества (греховного по своей природе) к Богу. Этот путь освящен любовью и заключен в спасении в человеке человеческого «через жертву эгоизма».

Анализирует В.Соловьев и противостояние Востока и Запада в истории развития цивилизации.   Центральная идея творчества философа – поиск той интегративной силы, которая смогла бы соединить Запад и Восток, открыть позитивные возможности развитию человечества. Такой силой, по мнению Соловьева, может стать только славянство, которое способно инициировать процессы воссоединения человечества.

В.Соловьев выдвинул религиозно-универсалистскую концепцию преображения русской жизни, совершенствования и углубления христианского существования нации. В основе этой концепции – критика национального самолюбования, этноцентризма, самоограниченности; осуждение казенного патриотизма; утверждение идеи о том, что лицо нации определяется высшими достижениями ее духовности и вкладом в мировую цивилизацию; а так же выдвигается идеал развития общественной свободы, служения ценностям  добра и справедливости.

Н.А.Бердяев (1874 – 1948) развивает в своем философском творчестве идеи свободы, творчества, личности, эсхатологии истории. Главная тема бердяевской философии – конфликт человека (личности, свободы) и объективации (мира, необходимости). Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, стандартизировать его. Личность же всегда стремится к свободе, творчеству, индивидуализации. Человеческий дух свободен в своем божественном начале, и свобода духа для философа – подлинный источник всякой творческой активности.  Творчество для Бердяева – прорыв к потустороннему миру и красоте, в творчестве побеждается тьма. Вершиной творчества является теургия (богочеловеческое творчество), путь к которой пролегает через символическое искусство[54]. Творчество рассматривается как откровение человека и совместное с богом продолжающееся творение (вводится  принцип антроподицеи – оправдание человека в творчестве и через творчество).

Философ пишет и о кризисе современного общества, о том, что  все погрязло в субъективности, и выход Бердяев видит только в стремлении к «вселенскости», обретению индивидуальности и спасению личности. Человечество  соборно отпало от бога (изначальное зло – грехопадение, именно тогда была утрачена свобода и начался произвол), соборно должно и вернуться к богу.  Достижение мистического смысла истории возможно лишь в конце времен, в результате выхода в «метаисторический эон», евангельское царство, мир абсолютной свободы.

Оригинальным духовно-теоретическим феноменом русской философии выступает русский космизм,сложившийся в России в конце 19 - начале  20 века. В философии космизма можно выделить два различных направления:

·        религиозно-философское (Н.Федоров, С. Булгаков, П.Флоренский);

·        методологически-философское (В. Вернадский, А. Чижевский, Н. Умов, К. Циолковский)[55].

Первое направление видело в человеке божий замысел; второе -  рассматривало человека как космическую планетарную силу. Для методологически-философского направления главной становится идея А.Чижевского о земнокосмической связи явлений, что придает особую значимость единству человека с природой, подчеркивает пагубность и для человека, и для природы (экологии) деформации данных связей.

В качестве сквозных для космизма философских идей можно  рассматривать идею всеединства, идею незавершенности развития мира и человека, понимание человечества как органичной части космоса, идею активности, внутренне присущей человеку, идею вечной жизни (в богочеловечестве).

Русский космизм акцентирует единство человечества и космоса, возможность их преображения утверждением христианской любви и божественной премудрости, возможность создания гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения. Смерть трактуется космистами как высшее выражение стихии и разрушения, зла во Вселенной. Одной из причин существования зла является несоразмерность нравственного, гуманистического и научно-технического прогресса

Распространение деятельности человека на весь космос, овладение им пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все будущие поколения (Федоров). В идеях космизма человек выступает как устроитель и организатор Вселенной; здесь обосновывается идея антропоприродной гармонии и глобальной коэволюции Вселенной и человека.

 

Вопрос 12. Иррационали́зм (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположностьрационализму, роль разума в постижении мира[1][2]. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"