Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Экзамен по философии.doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

Номиналисты утверждали, что реально существуют только единичные вещи, общие понятия являются именами этих вещей и самостоятельно не существуют. Реалисты утверждали, что общие понятия существуют объективно и до вещей.

Средневековая философия подчинена религии. Библия – первоисточник истин, ее истолкование – основная задача философов. Бог во всем и суть своих творений. Тленное лишь символ нетленного. Происходящее – реализация Божьего промысла. Ожидается конец света и Страшный суд.

Этапы:

- апологетика (II-III вв.) – доказывание того, что вера основа всему, что она шире и могущественнее разума («верую – ибо абсурдно»), формирование основ христианской идеологии;

- патристика (IV-VIII вв.) – время развития вероучения «отцами церкви». Разум понимается как орудие для осмысления Бога, углубления Веры и более точного толкования Священного писания («верую – чтобы понимать»). Виднейший представитель - Аврелий Августин (354-430 гг.), разделивший мир на Град Земной (царство отверженных) и Град Небесный (церковь богоизбранных). Считал невозможным исчерпывающее понимание Бога, допускал разные уровни понимания Библии (по Божьей благодати и в меру развитости духа);

- схоластика (IX-XIV вв.) – преподавание системного «вероучения». Здесь религия и философия два разных источника знаний, основанных соответственно на вере и разуме («верую ибо истинно»). Главная проблема схоластики ‑ универсалии: мыслители, признававшие реальное существование идей (Божьих мыслей), называются «реалисты», а признававшие идеи лишь именами, созданными для удобства (инструментами, дарованными Богом человеческому уму) – «номиналисты». Идеологию схоластов детально разработал и тщательно систематизировал Фома Аквинский (1225-1274 гг.), опиравшийся на философию Аристотеля. Для него универсалии существуют в виде: 1) божественных мыслей, 2) форм вещей, 3) человеческих понятий. Система Фомы («томизм») ‑ энциклопедия католической теологии. Фома изучал мир как воплощение Божьего замысла, отражающее Всевышнего. Считал интересы общественные (церковные и государственные) выше интересов частных, поскольку целое важнее своих частей. Истину разума (как неполную) ставил ниже истины откровения. У него монарх властвует над телами, церковь над душами.

На всех этапах особой популярностью пользуются доказательства бытия Божия. Важнейшие из них таковы:

- Совершеннейший обладает всеми качествами, в том числе существованием (онтологическое доказательство);

- у всего мирского-преходящего должен быть перводвижитель, первопричина, основа всех законов, совершенств и целей (5 доказательств Фомы).

 

Вопрос 6. Во время Возрождения (Ренессанса) (XIV-XVI вв.) возрождается наука, становясь преимущественно экспериментальной. Философия все меньше зависит от церкви и борется с религиозным догматизмом. Для эпохи характерны: гуманизм, свободолюбие, интерес к реальной жизни, светский характер «обмирщение» культуры, антисхоластика (против абстракций за конкретику), подражание античности, стремление к удовольствиям.

Натурфилософия Возрождения – пристальное изучение реальной природы и пантеизм (растворение Бога в природе).

Гуманизм – основная особенность мировоззрения Ренессанса, признание высокой ценности каждого человека и пристальное внимание к изучению его качеств. Воспевается «универсальная личность». Проповедуется свободное и гармоничное совершенствование и самосовершенствование человека.

Неоплатонизм Ренессанса – направление, признававшее Платона выше Аристотеля, уделявшее большое внимание изучению и использованию «позабытых» трудов Платона и платоников. Неоплатоники боролись со скучной, «бездушной» схоластикой, заменяя ее возвышенной (поэтической) мистикой – «прозрениями» идей-идеалов и всеобъемлющего единства Вселенной. Их лозунг: «От Аристотеля и Фомы Аквинского к Платону и Августину».

Социально-политическая философия Возрождения отказалась от поиска идеального государства и обратилась к изучению реальной политики и общественной жизни. Наибольших успехов в этом деле добился Н. Макиавелли (1469-1527 гг.), создавший политическую науку, описывающую подлинные (зачастую весьма циничные и неблаговидные) мотивы государственной политики.

 

Первую существенную критику религиозной картины мира дали в своих учениях представители эпохи Возрождения, такие как Коперник, Бруно, Галилей, Кампанелла, Монтень. Сами считали, что просто возрождают интерес к античной философии и к античной науке. Однако они создавали по сути новое мировоззрение. Мыслители возрождение ставили в центр мироздания самого человека вместо Бога, причем постепенно освобождаясь от авторитета средневековой философии, они создают антропоцентристское мировоззрение и приветствовали при этом принципы гуманизма и индивидуализма

   Вопрос 7. В философии нового времени (XVI-XVII вв.) царит наукоцентризм: наука освобождается от богословия и умозрительного философствования, основывается на повторяющихся экспериментах и логических доказательствах. Распространяется деизм, признающий Бога лишь первотолчком, запустившим механизм Вселенной. Ищутся естественные законы для преобразования мира. Все выдающиеся философы этого времени ‑ ученые естествоиспытатели. Царит «гносеологический и социальный оптимизм»: уверенность в том, что истина доступна, и наука даст человеку безграничную власть над миром и всеобщее благоденствие.

Философия много внимания уделяет разработке метода познания. Появляется два основных (противостоящих друг другу) метода познания:

1) Эмпиризм (Бекон, Локк): познание через наблюдения, опыты, эксперименты и индукцию (выводы от частного к общему); очищение сознания от предубеждений («идолов рода, пещеры, рынка, театра»), обязательна экспериментальная проверка и практическая полезность знаний.

2) Рационализм (Декарт, Паскаль, Спиноза, Лейбниц) – критерий истины в ясности и четкости осознания, признаются врожденные идеи и дедукция в качестве стержневого вида доказательства (от общего к частному), предпочитается формальная логика и математический стиль изложения систем (теоремы на основе нескольких аксиом).

Кроме того, философия почерпнула из науки механистический метод (в стиле Ньютона) ‑ отождествление мира с большим слаженным механизмом. В конце концов, механика становится образцом для всякой науки, а эксперимент – столбовой дорогой к истине.

 

XVIII век – эпоха Просвещения. Законодатели мод – французские мыслители (энциклопедисты, просветители). Их мировоззрению присущ материализм и пристальный интерес к социально-политической проблематике.

Материализм (от латинского «materialis» — вещественный) ‑ философское направление, признающее материю (вещество из которого состоит все) первичной, формирующей из себя отдельные вещи (явления) по собственным законам без посюстороннего вмешательства. Сознание и мышление – лишь свойства материи, высшие формы отражения. С этого момента термин «материализм» стал употребляться в философском смысле для противопоставления материализма идеализму (учению о первичности идей и прочих духовных, нематерильных сущностей).

Материализм XVIII в. (Ламетри, Д`Аламбер, Дидро, Гельвеций, Гольбах) у нас с подачи Энгельса называют «метафизическим» и «механистическим», поскольку он якобы не видел решающей роли диалектических противоречий в развитии материи (и особенно общества), представлял мир как большую конструкцию, функционирующую по законам механики. Зато, как и последующие материалисты, французы считали: природу (совокупность всех вещей) причиной самой себя, движение – способом существования материи, все происходящее закономерным (цепью причин и следствий), человека ‑ обязанным познавать и преобразовывать действительность.

Все просветители (в том числе не материалисты) мечтали переустроить общество на разумных принципах. Поэтому развивали идеи свободы, равенства, братства и общественного договора (особенно отличился Руссо), призывали к уничтожению сословных привилегий и свободному развитию человеческого естества. Кроме того, французским просветителям присуща острая критика-высмеивание религии, церкви и прочих мистификаций (в этом деле блистал Вольтер). Они же много сделали для возвеличивания науки и борьбы с невежеством.

Монтескье с его фундаментальным трудом «О духе законов» признан одним из родоначальников концепций:

- верховенства естественных прав, якобы данных от рождения и не подлежащих ограничению, среди них свобода, равенство, счастье, собственность и т.п.

- разделения властей (как минимум на законодательную, исполнительную (административную) и судебную).

Согласно модной в то время по всей Европе теории общественного договора – общество формируется по договоренности (действительной или условной) между гражданами (гражданами и властителями). У Гоббса государство (желательно абсолютная монархия) призвано договором пресекать «войну всех против всех». У Локка государство обязывается по договору защищать свободу, собственность и другие права, причем тирания наказуема насильственным свержением. Руссо настаивал на необходимости перезаключить общественный договор, ибо действующий противоестествен, основан на обмане и служит основой для притеснения большинства меньшинством.

 

Вопрос 8. Классическим в немецкой философии считается период между 1770-1831 гг. Выдающимися классиками ‑ Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, а в нашей стране еще и Фейербах, творивший в середине XIX века. Это высшая форма классического рационализма: где в центре всех построений разум, возводимый Гегелем в абсолют, тождественный Богу и организующий мир по образу и подобию своему.

Систему И. Канта (1724-1804 гг.) называют агностицизмом (самоназвание «критический или трансцендентальный идеализм»), ибо она признает непознаваемость реальности. Кант исследовал способности разума. Выявил, что все базовые понятия (пространство, время и т.д.) – априорные (существующие до всякого опыта) идеи, предназначенные для упорядочения ощущений. При этом «феномены» (содержание ощущений) нам известны, а «ноумены» (реальные вещи, производящие эти ощущения) – не доступны. Не наш собственный (чистый) разум, путающийся в антиномиях (взаимоисключающих суждениях), а некая трансцендентальность (непостижимое) согласовывает наше поведение с недоступным нам миром, вкладывая в нас формы познания и заповеди-императивы, позволяющие правильно судить и действовать. Эта трансцендентальность представляет «практическому разуму» в качестве Всемогущего Господа, доступного только вере. Согласно Канту категорический императив предписывает нам поступать согласно долгу против хотения так, чтобы это могло быть правилом для всех.

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831 гг.) признается объективным или абсолютным идеалистом: у него объективная реальность = идеи, точнее процесс постепенной самореализации «Идеи всех идей» - Абсолютного Духа. Этого философа особо ценят за его «диалектику» – универсальную логику становления и развития природы, истории и человеческого разума. Его система («Энциклопедия философских наук» и ряд детализированных разделов: логика и философия истории, религии, эстетики, права и т.п.) ‑ единое целое, излагающее бесконечный процесс превращения самой абстрактной идеи «бытия» во всеобъемлющую идею «Абсолютного духа». Каждый цикл этого кругообразного процесса: тезис-антитезис-синтез. Причем синтез не просто объединяет тезис и антитезис, снимая противоречие между ними, но и привносит нечто совершенно новое, развивающее. В целом Абсолютный Дух проходит три этапа: развитие в себе (логика), развитие для себя (природа), развитие в себе и для себя (дух).

Л. Фейербах (1804-1872 гг.) – создатель антропологического материализма, нацеливающего на изучение человека во всем многообразии качеств. Идеи Фейербах признавал абстракциями, которые созданы людьми при осмыслении природы и подлежат естественнонаучной конкретизации. Для данного философа Священное писание и Философия Гегеля – умозрительное выхолащивание естественных человеческих свойств, поэтому следует отказаться от философии в пользу «человековедения», а от религии ради «человеколюбия». Выпячивая «природную» сущность человека, Фейербах недооценивал социальную, ущемлял роль разума за счет гиперболизации чувств.

 

Вопрос 9. Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, созданное Марксом (1818-1883 гг.) и Энгельсом (1820-1895 гг.) и претендующее быть теорией создания бесклассового общества в результате уничтожения последнего эксплуататорского класса – буржуазии с помощью диктатуры пролетариата.

Согласно Энгельсу и Ленину источниками марксизма считаются: 1) немецкая классическая философия (Гегель и Фейербах), 2) английская классическая политэкономия (Смит и Рикардо) и 3) французский утопический социализм (Сен-Симон и Фурье, а также примкнувший к ним англичанин Оуэн). Соответственно сам марксизм делят на три составные части: 1) философскую, называющуюся «диалектический материализм», 2) экономическую, основанную на «теории прибавочной стоимости» и 3) социально-историческую (исторический материализм, научный коммунизм), «научно» обосновывающую неизбежность коммунизма. Иногда к источникам и составным частям добавляют «естествознание XIX века», за развитием которого Маркс и Энгельс следили, черпая примеры и принципы для собственных построений.

В ранних произведения («Святое семейство» 1844 г., «Немецкая идеология» 1845-1846 гг.) основоположники высмеивали умозрительную философию, доказывая, что нужна действенная наука, адекватно отражающая действительность и, тем самым, способствующая сознательному (то есть более быстрому) изменению общества в соответствии с его собственными законами.

«Нищета философии» (1847 г.) Маркса и совместный «Манифест коммунистической партии» (1848 г.) – первые изложения «теории» революционного преобразования капитализма в коммунизм силами сплоченного в мировых масштабах пролетариата.

Наиболее полное изложение социально-экономической доктрины марксизма содержится в писавшемся в 1844-1878 гг. «Капитале» Маркса, а философской ‑ в «Анти-Дюринге» (1876-1878 гг.) и «Диалектике природы» (1873-1883 гг.) Энгельса. Лучшей практической проверкой марксистских идей считается Первый Интернационал, сплачивавший мировой пролетариат под непосредственным идейным руководством Маркса в 1864-1872 гг.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"