Этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:29, реферат

Описание работы

Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные,
функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения — как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.
Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение» по отношению к людям...».
Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этич

Содержание работы

Введение
Предмет и значение этики
Этика и нравственность в жизни человека
Основные функции этики
Классификация этических теорий
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

 

 

В рамках настоящего курса из рассмотрения материала этого урока возникает важный вопрос: какое место занимает православная этика в классификации этических учений? Как говорилось ранее – это религиозная этика, следовательно её должно отнести к абсолютным гетерономным этическим учениям. Если смотреть на неё под подобным углом зрения, то можно сделать следующие выводы. Согласно общим преставлениям религиозной этики, нравственность возникает вместе с появлением человека и является его неотъемлемым измерением. Поскольку человек сотворен Богом, постольку нравственность – есть данный Богом человеку закон существования. Особенности православной этики обусловлены особенностями православной веры. Человек, согласно Преданию Церкви, сотворен свободным. Это значит, что он в своей земной жизни стоит перед выбором между следованием нравственному закону и противлением ему. В этом пространстве человек выбирает между любовью к себе и любовью к Богу. Следование заповедям – есть проявление любви к Богу. Христос говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Эта любовь есть величайшее христианское совершенство, смысл христианской жизни. По учению святых отцов именно эта любовь спасает человека от смерти и вводит его в жизнь вечную.

 

Заключение

Основную цель этики определить несложно: она должна регулировать поведение человека, взаимоотношения его с другими индивидами. Должна помочь человеку решить, как следует поступить в сложной с моральной точки зрения ситуации. Еще одна цель – чтобы этические правила, которыми руководствуется человек, подсказывали его совести, что он поступил неверно.           Трудности в определении, что есть зло и добро в некоторых ситуациях, конечно, усложняют выполнение этикой своих целей. Никакими правилами не может быть учтено огромное количество нюансов, которые могут в корне изменить взгляд на ситуацию. К примеру, абсолютно неэтично вмешиваться в отношения супругов, особенно в тот момент, когда они их выясняют. В то же время, если мужчина обижает женщину, долг другого настоящего мужчины – защитить. На каком этапе еще следует руководствоваться первым правилом, а на каком – уже однозначно вступаться за слабую женщину, точно определить нельзя.             Поскольку этика – это философское учение, которое тесно связано с реальной жизнью каждого члена общества, ее цели одинаково важны для каждого человека. Найти золотую середину между тем, как хочется поступить, и тем, как подсказывает совесть, не всегда просто. Для этого нужны аргументы, почему в данной ситуации следует сделать именно так, а не иначе. Какие этические правила принимать для себя и считать значимыми, каждый человек определяет самостоятельно. При этом список этических норм не статичен, с развитием общества он подвергается изменениям. К примеру, еще пятьдесят лет назад никто даже не сомневался в том, что женщине следует уступить место в транспорте (или открыть двери перед ней). После того, как феминистическое движение набрало достаточную популярность, такой поступок может вызвать у девушки реакцию, обратную ожидаемой. Какой вариант (уступить или нет) человек будет считать более этичным, зависит от полученного им воспитания.  Что касается задач этики, они тесно взаимосвязаны с понятием морали. Во-первых, что есть мораль, а также все вопросы, связанные с ее происхождением. И, во-вторых, какую роль она играет в жизни человека, для чего нужна и нужна ли вообще отдельно взятому индивидууму.             В широком смысле под моралью подразумевается регулятор взаимодействия человека и общества, потому она так тесно связана с этикой. Именно она проводит границы между понятиями «хорошо» и «плохо», «справедливо» и «не справедливо», «жестоко» и «милосердно». Но мораль - это все же гораздо более общее, теоретическое понятие. Сама по себе, без этики с ее тонкостями объяснений и характеристик каждого практического поступка, она не может быть руководством к действию. Например, мораль подсказывает нам, что лгать – нехорошо. Однако несомненно то, что ситуаций, в которых ложь не только оправданна, но и является благом, немало. К примеру, человеку с больным сердцем лучше солгать о каком-то

 

происшествии, случившемся с его  близкими, особенно если его последствия обратимы. Допустимо даже солгать на прямой вопрос, поскольку честный ответ может привести к негативному результату.           Формирование морали проводится под действием воспитания. Чаще всего это происходит в раннем детстве, а после не поддается серьезным изменениям. Однако сильные эмоциональные переживания (например, сочувствие) могут скорректировать нравственные ценности даже сформировавшейся личности. Тем не менее, самоанализу и сознательному изменению они практически не поддаются.       Оригинальный взгляд на моральные принципы человека высказывают некоторые мыслители. По их мнению, они возникли исключительно из эгоистических побуждений. Дескать, человек, руководствуясь ими, рассчитывает, что они будут применены и по отношению к нему. Однако отсутствие идеальности нашего общества подсказывает, что эта теория не имеет под собой оснований. Если бы единственной причиной появления морали был бы расчет на «взаимность», человек давно понял бы, что эта система себя не оправдывает, и проявление хорошего отношения к кому-то совсем не означает того же от него. На этом бы стремления к морали и нравственности довольно быстро себя исчерпали. Но мы видим, что этого не происходит.            Таким образом, желание видеть к себе хорошее отношение нельзя назвать единственной причиной, для чего отдельно взятому человеку нужна мораль. Для некоторых людей она является частью религиозных воззрений. Кто-то стремится заработать с ее помощью хорошее отношение окружающих к себе (да и самоуважение). А кто-то ценит моральные принципы просто потому, что иначе жить не научен.        Мы видим, что цели и задачи этики очень интересны в своем сочетании теоретической и практической составляющей. Этика стремится не только разработать линию поведения, доказав, что именно она является наиболее правильной и здоровой для общества, но и помочь каждому конкретному человеку претворить ее в жизнь. И в каждом конкретном обществе ее успехи на данном поприще оцениваются отдельно.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика.— М.: Гардарики,2002.-472с.
  2. Гусейнов А. А. Введение в этику.— М: Изд. Московского ун-та, 1985.— 208 с.
  3. Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика: Учеб. пособ. и практикум.— Минск: НТООО «Тетра Системе», 1997.-320 с.
  4. Кондратов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика.— Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 1999.— 512 с.
  5. Кропоткин П. А. Этика.— М.: Политиздат, 1991.— 492 с.

 


Информация о работе Этика