Этика И.Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:56, реферат

Описание работы

В основу этики И. Канта положен категорический императив, внутренний нравственный закон личности. "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением... - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне", - писал Кант.
Прекрасное, величественное, бездонное, вечное, загадочное… Всё это о нём – о звёздном небе. Под звёздным небом гуляют влюблённые и пишут стихи поэты, звёздное небо вдохновляет сочинять музыку и приглашает задумываться над «вечными» философскими вопросами. Древние греки слагали о нём легенды. Современный человек – при всей своей сумасшедшей, наполненной заботами и делами жизни – не согласился бы, чтобы в его мире не было красоты, романтики и величия бескрайнего неба. Человек и Вселенная – главные вопросы человеческого познания. Из этих двух слов исходит всё, что исследует наука, и к ним же всё возвращается. То, что внутри меня и то, что вовне, – вечное противопоставление и вечное притяжение. Поэтому небо увлекает и мечтателя, и прагматика, и физика, и лирика.

Файлы: 1 файл

В основу этики И.docx

— 21.28 Кб (Скачать файл)

Абрамова М. ДКУ-1

Тема 1

В основу этики И. Канта положен категорический императив, внутренний нравственный закон личности. "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением... - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне", - писал Кант.

Прекрасное, величественное, бездонное, вечное, загадочное… Всё это о нём – о звёздном небе. Под звёздным небом гуляют влюблённые и пишут стихи поэты, звёздное небо вдохновляет сочинять музыку и приглашает задумываться над «вечными» философскими вопросами. Древние греки слагали о нём легенды. Современный человек – при всей своей сумасшедшей, наполненной заботами и делами жизни – не согласился бы, чтобы в его мире не было красоты, романтики и величия бескрайнего неба. Человек и Вселенная – главные вопросы человеческого познания. Из этих двух слов исходит всё, что исследует наука, и к ним же всё возвращается. То, что внутри меня и то, что вовне, – вечное противопоставление и вечное притяжение. Поэтому небо увлекает и мечтателя, и прагматика, и физика, и лирика.

Так же как мы пытаемся постичь тайны бескрайнего и великого звёздного неба, мы желаем познать и свой внутренний мир, не менее загадочный и огромный. Он во многом остаётся для нас тайной, но внутренний «моральный закон» мы все же ощущаем на себе.

Под «моральным законом во мне» имеется в виду совесть, данную Богом.

Мой взгляд на понимание совести во многом схож со взглядом известного русского философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900)о том, что совесть формируется в душе человека из чувств стыда, жалости и благоговения. Стыд выражает наше отношение к природному началу в себе, освобождает человека от эгоизма, власти плотских чувств. Жалость – это сострадание к другим людям. Благоговение – признание Бога, почитание его вселенской мудрости, власти, силы. Стыд, жалость, благоговение в единстве составляют совесть, основу нашей нравственности .

Среди современных русских ученых есть пришедшие к мысли о бессмертии души человека. Нет предела познанию, многое еще нам неведомо. Главное — сохранить нашу душу чистой, а совесть чуткой.

Моральное чувство, понимается как восприимчивость к удовольствию или неудовольствию, соотносится с законом долга; оно присуще каждому, без него человек был бы "нравственно мертвым", ничем не отличающимся от животного. Моральное чувство - врожденное качество. К этой же категории относят и совесть - "практический разум, напоминающий человеку в каждом случае применения закона о его долге оправдать или осудить".

«Нельзя совершенно отрицать наличие совести у кого-то, можно говорить лишь о том, что человек "имеет склонность не обращать внимания на суждения ее” - писал Кант.

Категория долга занимает чрезвычайно важное место в этической системе Канта. Долг по отношению к другим - делать добро, долг по отношению к себе - сохранять свою жизнь и прожить ее достойно. "Максима благоволения (практическое человеколюбие) - долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства: люби ближнего своего как самого себя" Человек должен "благотворить, т.е. по мере возможности помогать людям и содействовать их счастью, не надеясь получить за это какое-либо вознаграждение". Его долг "перед самим собой состоит.... в запрещении лишать себя преимущества морального существа, состоящего в том, чтобы поступать согласно принципам... Пороки, противостоящие этому долгу: ложь, скупость, ложное смирение (раболепие)"

Долг перед самим собой предполагает такие обязанности, как самосохранение, развитие своих естественных сил (духовных, душевных и телесных), "увеличение своего морального совершенства". Началом всякой человеческой мудрости Кант называет моральное самопознание, которое формирует "беспристрастность в суждениях о самом себе при сравнении с законом и искренность в признании себе своего морального достоинства или недостойности".

Можно с точностью сказать, что «моральный закон во мне» не менее удивительный и благоговейный, чем звёздное небо. Ведь «моральный закон во мне» начинается с невидимого Я, с личности. Он представляет человека в мире, который поистине бесконечен, но незрим и воспринимается только рассудком.  
 
 
Осмысление нравственного закона, напротив, бесконечно возвышает  ценность человека как мыслящего существа. Моральный закон, таящийся в личности, открывает жизнь, независимую от животной природы личности и даже от всего чувственно воспринимаемого мира.  
 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Этика И.Канта