Эстетические ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭСТЕТИКИ…………………………………………..4
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ…………5
СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ………………………………………19
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ……………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Файлы: 1 файл

Реферат Эстетические ценности.docx

— 56.38 Кб (Скачать файл)

Главным выразительным  средством музыки принято считать  звук, который и создает художественный образ. Звук имеет интонационную  природу. Интонация воспроизводит  оттенки звучащей речи, определенный темп и ритм. Выразительность музыкального образа достигается посредством  мелодии, композиции, гармонии, ритма.

Первоначально музыка существовала в формах коллективного  народного творчества, сочинители сами были исполнителями своих музыкальных  произведений. Музыка была неотъемлемой частью ритуальных, культовых, обрядовых  действий. С появлением профессиональных композиторов и нотной записи она  стала фиксироваться, записываться, сохраняться и передаваться от поколения  к поколению. Но созданная композитором музыка, зафиксированная посредством  нотной записи, для слушателей-непрофессионалов как бы не существует, она подобна  спящей царевне из известной сказки: чтобы пробудить ее ото сна, заставить  зазвучать, нужен исполнитель - солист, группа, оркестр. Они вдохнут жизнь  в "немую" музыку, сделают ее музыкой  для всех. Именно от исполнителя  будет зависеть восприятие слушателями  песни, сонаты, симфонии, баллады и  т.д.

Подобно тому, как одно и то же слово, одну и  ту же фразу можно произнести по-разному  и в зависимости от интонации  она будет звучать как вопрос, как одобрение или как угроза, по-разному можно исполнить одну и ту же музыкальную пьесу. Способ прочтения, понимания и исполнения называется музыкальной интерпретацией. Существует множество интерпретаций, совершенно не похожих друг на друга. Это зависит от таланта и индивидуальной манеры исполнителя. Известные произведения звучат по-новому, неизвестные делаются популярными благодаря мастерству и таланту пианиста, скрипача, органиста. И чем сложнее музыкальное произведение, тем больше способов его прочтения и исполнения. Иногда делается переложение музыкальных произведений, написанных композитором для одного музыкального инструмента (например, клавесина, органа, скрипки), на язык другого инструмента (например, фортепиано) - и это тоже способ музыкальной интерпретации, но уже другой, связанный в большей степени не с исполнительским, а с композиторским мастерством. Образный язык музыки не нуждается в переводе подобно литературному языку. Музыка легко преодолевает национальные границы и преграды времени - она понятна всем, кто способен слушать, чувствовать, сопереживать.

В музыке мы можем  наблюдать то, что называется сотворчеством, за исключением тех случаев, когда  композитор сам исполняет свои произведения. Для того чтобы зазвучала музыка, необходимы два творца: композитор и музыкант-исполнитель. И если первый из них, создав произведение, считает  свою задачу выполненной, то второй всякий раз, берясь за инструмент, начинает заново переосмысливать и переживать музыкальное  произведение. И творческий процесс  всякий раз возобновляется и происходит на наших глазах. В процессе сотворчества участвуют и слушатели - на их реакцию, отношение, выражение эмоций ориентируется  исполнитель. Аудитория может "принять" или "не принять" музыканта. И контакт  с публикой необходим для его  творческого настроя и вдохновения. В одинаковой мере это важно для  музыки вокальной, вокально-инструментальной и инструментальной.

Наряду с  так называемой чистой музыкой существуют различные синтетические формы, соединяющие звук и слово, звук и  цвет, звук и движение. Нередко музыка сочетается с литературным произведением, и рождаются интересные и разнообразные, предназначенные для вокального и вокально-инструментального исполнения произведения. Естественно - по духу, строю, ритму, настроению - музыка сочетается с поэзией. Так возникают песни, романсы, оратории и другие синтетические  музыкально-литературные формы. Синтез музыки и цвета рождает цветомузыку. Одним из первых экспериментаторов  в этой области был русский  композитор А.Н. Скрябин.

Искусство танца  относится к древнейшим синтетическим  искусствам. Его основным выразительным  средством является движение, жест. Движения могут быть как подражательными, имитирующими, так и условными, обобщенными, - но в любом случае они выражают эмоциональное состояние, при их помощи создается художественный образ.

Первоначально танец не имел самостоятельного значения, а был частью обрядовых действий, элементом религиозных ритуалов или празднеств. Он исполнялся коллективно  и не был специально предназначен для восприятия со стороны, публикой. Со временем наряду с народным танцевальным искусством выделилось искусство профессионального  танца. Первые профессиональные танцоры  появились в античности, но лишь к XVIII в. сформировался такой вид  музыкального театра, в котором выразительные  средства хореографии дополнялись  музыкой, изобразительным искусством, режиссурой, - балет.

Балет представляет собой синтез множества искусств; в основе его лежит литературное произведение - либретто. Ведущая роль наряду с танцем принадлежит музыке, используется пантомима, приемы актерской  игры драматического театра. Можно  с гордостью сказать, что русская  балетная школа, сформировавшаяся как  самостоятельная в XVIII в., и по сей  день остается весьма авторитетной и  успешно конкурирует с другими  известными национальными школами. Многие зарубежные исполнители учились  и стажировались именно в России.

Наряду с  классической балетной школой существует ряд новаторских направлений, смело  сочетающих язык классического танца  с пантомимой, использующих неожиданные  сюжеты и современную музыку. Буквально  на наших глазах родилось и сделало  большие успехи искусство телевизионного балета (кинобалет). И это очень  важно, поскольку любое театральное  искусство мимолетно, жизнь спектакля  исчисляется реальными часами действия в сценическом пространстве. Киносъемка позволяет запечатлеть и сохранить, а значит и спасти от забвения, работы талантливых мастеров балетного  искусства.

Балетный  спектакль строится по законам театрального действия. Сюжетная линия балета чаще всего легенда - сказочная, фантастическая, лирическая, героическая история, рассказанная языком танца. В спектакле всегда много самостоятельных танцев - сольных, дуэтных, массовых, которые позволяют  солистам и танцовщикам кордебалета  продемонстрировать свое мастерство. Именно эти фрагменты известных  балетов, как правило, включаются в  концертные программы как самостоятельные  номера.

Элементы  хореографии используются и в  других разновидностях музыкального театра - опере, оперетте - и несут весьма значительную эстетическую нагрузку. Драматический театр также часто  обращается к искусству танца (особенно при постановке комедий, водевилей) для придания спектаклю большей динамичности, выразительности.

Язык танца  доступен и понятен всем людям, пусть  даже они принадлежат к различным  национальным культурам, живут на разных континентах. Танец, как и музыку, можно назвать универсальным  средством межнационального и межкультурного общения.

Театр относится  к синтетическим формам художественного  творчества. Эстетический образ создается  здесь путем соединения выразительных  средств различных видов искусства, и трудно сказать, какое из них  главное. Специфику театра обусловливают  игра актеров, сценическое действие, режиссерское искусство. Но театр невозможен без пьесы, т.е. литературной, драматургической основы. Оформление спектакля требует  обращения к изобразительному искусству, а эмоциональное воздействие  спектакля еще более усиливается  благодаря музыке. Часто элементом  драматического спектакля становится хореография. Все это, вместе взятое, и создает театр - искусство коллективное, причем не только в сфере творчества, но и в аспекте восприятия. Коллективное творчество создателей спектакля дополняется  коллективным сотворчеством публики.

Театр - это  жизнь, происходящая в сценическом  пространстве на глазах у зрителей и построенная по законам данного  вида искусства. Здесь сплетаются реальное и условное. Сцена, декорации, костюмы, грим и другие средства выразительности  являются символами - времени и места  действия, эпохи, национальной культуры, национальных традиций. Но все, происходящее в этих "искусственных" условиях, реально до такой степени, что  зрители, сидящие в зале, порой  плачут, сопереживая героям, радуются вместе с ними, готовы прийти к ним  на помощь.

В основе театрального действия лежит игра актера - искусство  перевоплощения. На сцене актер как  бы перестает быть самим собой  и входит в образ персонажа. Внешность, голос, манера двигаться и говорить, речь и чувства не принадлежат  теперь только актеру. Он сам принадлежит  театру и становится "материалом", из которого режиссер "лепит" художественный образ. Иногда актера сравнивают с инструментом, который, находясь в умелых руках  музыканта, может сыграть любую  мелодию.

Театральная условность не должна мешать восприятию спектакля, она должна подчеркивать главное, эстетически значимое - драматический  конфликт, характерные особенности  времени и места действия и  т.д. Это возможно, если не нарушена та мера условности, которую способен воспринять зритель. В противном  случае спектакль превращается в  схему, воспроизводящую сюжетную канву  пьесы и обедненную в художественном отношении.

В истории  театрального искусства существовало множество различных направлений  и школ. Назовем наиболее известные  из тех, которые созданы режиссерами  отечественного театра.

Система Станиславского, в основе которой лежит теория о перевоплощении актера, вживании его в образ - физическом, эмоциональном, психологическом. Актер как бы отождествляет  себя с героем пьесы, проживает на сцене отрезок чужой жизни. Совершенно противоположна ей система Вахтангова, которая рассматривает театральное  действие как игру, в которой увлеченно  и даже азартно участвуют актеры. Они исполняют свои роли, ни на минуту не забывая, что это - игра. Дистанция  между образом и исполнителем постоянно сохраняется. Человек-актер  не перестает быть собой, играя человека-персонажа. И если у Станиславского театр - жизнь, то у Вахтангова театр - игра. Нельзя не сказать и о новаторских  исканиях и режиссерских опытах Мейерхольда, получивших название биомеханики. Традиционным методам театральной игры здесь  противопоставлены новые непривычные  и неожиданные приемы.

Три названных  направления продолжают жить в современном  театральном искусстве, сосуществуя  и соперничая с другими новейшими  системами. Эта конкуренция весьма положительно сказывается на развитии сценического искусства, которое находится  в постоянном поиске новых форм.

Помимо драматического существуют и другие виды театра - музыкальный (опера, оперетта, балет), кукольный, пантомимы, теней, зверей и т.д. Все разновидности  театрального искусства сохраняют  популярность и поддерживают интерес  публики к этому древнему и  всегда современному виду художественного  творчества.

Кинематограф  прочно вошел в нашу жизнь, в нашу культуру. С трудом верится, что было время, когда кино не существовало. А между тем появилось оно  всего столетие с небольшим назад. Это исключительно интересный вид  искусства, его возникновение напрямую связано с развитием техники, и в частности появлением в 20-30-е  годы XIX в. фотографии.

Один из изобретателей  фотографии, Л.Ж. Дагерр, известен более  других - слово "дагеротип" образовано от этой фамилии. Тогдашний способ фотографирования несколько отличался от современного: снимали на металлическую пластинку, покрытую йодистым серебром, чувствительным к свету. Получалось достаточно четкое и качественное по тем временам изображение.

Особенно  популярными наряду с пейзажами  были дагеротипные портреты. Новая  интересная область художественного  творчества, занимавшая как бы промежуточное  место между живописью и графикой, использующая оптику, монтаж, различные (появившиеся позже) способы печати, привлекла внимание ищущих новые формы художников. Но недолго статическое изображение удовлетворяло их - возникло желание "оживить" кадры. Когда братьям Люмьер это удалось, возник новый синтетический вид искусства - кино.

В литературе, посвященной истории кинематографа, встречаются разные даты рождения кино: указываются 1883 и 1895 гг. Это связано  с тем, что в одном случае отсчет ведется от времени получения  движущегося изображения в лабораторных условиях, в другом - от времени организации  публичных сеансов. Новое искусство  развивалось стремительно и бурно. Первые киноленты были короткими  и изображали события, с нашей  точки зрения, будничные и незначительные: выход рабочих с фабрики, прибытие поезда на железнодорожный вокзал и  т.п. Но на тогдашних зрителей они  производили весьма сильное впечатление. Первые фильмы были немыми, кадры сопровождались титрами.

Кино распространялось так быстро, что высказывались  опасения, что оно заменит театр  и литературу. По счастью, этого не случилось - кино лишь дополнило собой  ряд синтетических искусств. "Великий  немой" - так называлось оно до тех пор, пока не обрело еще одно выразительное средство - звук. Озвучивание  фильма было встречено настороженно, c недоверием. Предсказывали даже закат  кинематографии. Но звук нисколько  не "испортил" кино. Освоение техники  цветного кино еще более расширило  его возможности.

Кинопродукция весьма разнообразна: художественные, научно-популярные, хроникально-документальные фильмы, мультипликация. Кинематограф быстро освоил традиционные жанры искусства  и дополнил их новыми, отражавшими  его собственную специфику.

Художественный  фильм создается путем синтеза  актерской игры, режиссерского мастерства, средств изобразительного искусства, музыки. Отличительным приемом киноискусства  является монтаж кадров, который позволяет  создавать интересные в композиционном отношении формы.

В каждом из рассмотренных  выше видов искусства используются присущие ему выразительные средства для создания художественного образа. Именно образность самовыражения и  воспроизведения действительности определяет специфику искусства  как формы эстетической деятельности. Образ является синтезом объективного и субъективного начал, сочетает в себе черты реального и условного, общего и типического. В нем реализуется  художественный замысел, и он является конечной целью, итогом творческого  процесса.

Информация о работе Эстетические ценности