Эстетические ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭСТЕТИКИ…………………………………………..4
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ…………5
СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ………………………………………19
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ……………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Файлы: 1 файл

Реферат Эстетические ценности.docx

— 56.38 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра философии

 

 

Реферат

 

Эстетические ценности

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы СДМ – 10                                                                Андреев А. Л.

 

Проверил:

ст. преподаватель                                                                                 Дотоль И. В.

 

 

Братск 2011

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭСТЕТИКИ…………………………………………..4
  2. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ…………5
  3. СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ………………………………………19
  4. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ……………………………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Значение эстетического  и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности и всего массового сознания, создания для этого благоприятных условий. Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой цены. Более того, мне кажется можно утверждать, что без существенного задействования эстетического фактора в осуществляемых преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи. Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами.

При написании реферата использовалась следующая литература:

 

  1. «Эстетические ценности предметно-пространственной среды»; А.В. Иконников, Москва: Стройиздат 1995.
  2. «Эстетика»; Е. А. Чичина, Ростов-на-Дону: «Феникс» 2000.
  3. «Эстетика»; Ю. Борев, Москва: Издательство политической литературы, 1995

  4.  «Творчество, жизнь,  искусство»; Г. Гачев, Москва 1980.

5. «Человек. Пути формирования  новой личности»; Б. Н. Бессонов  Москва                       1990.

 

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭСТЕТИКИ

Отрасль философского знания, занимающаяся исследованием  эстетического сознания и деятельности художественного творчества, закономерностей  развития художественной культуры, называется эстетикой (термин, впервые употребленный  А. Баумгартеном в XVIII в.). Первая попытка  обоснования эстетических категорий  была предпринята античными мыслителями - пифагорейцами Сократом и Платоном. Разработка этих категорий была продолжена Аристотелем, который помимо этого  исследовал влияние искусства на человека, его воспринимающего. Он считал искусство средством избавления от аффектов: сопереживание произведению искусства приводит к "катарсису" (очищению, термин пифагорейцев). Аристотелевская  идея сопереживания в дальнейшем получила развитие в разработках  теории эстетического восприятия художественных явлений.

Средневековая эстетика, связанная с именами  Августина и Фомы Аквинского, с  одной стороны, много унаследовала от античности, а с другой - синтезировала  эстетические проблемы с религиозными (христианскими). Искусство не рассматривалось  как самоценная область духовной деятельности. Оно считалось средством  выражения высшего духовного  начала - Бога. Именно Бог объявлялся источником красоты и гармонии. В  наибольшей степени исследовались  поэтому искусства, которые способствовали усилению влияния и авторитета религии  и церкви - архитектура, живопись, скульптура, декоративно-монументальное и декоративно-прикладное.

Эпоха Возрождения, с характерным для нее антропоцентризмом, существенно изменила созданные  средневековьем эстетические представления. В центре внимания оказывается человек - мыслящий, чувствующий, созидающий художник, деятельность которого творит мир красоты. Эстетика и искусство Ренессанса пронизаны духом гуманизма. Ренессансную культуру представляют имена Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боккаччо, Шекспира, Сервантеса и др.

Идеи Просвещения  активно проникали в эстетическую теорию XVIII-XIX вв. Мысль о необходимости  демократизации общества коснулась  и искусства: переосмысливалось  его общественное предназначение, подчеркивалась воспитательная, просветительская функция. Искусство после небывалого взлета в эпоху Возрождения вновь  низводится до роли средства - теперь решения  социальных задач.

Немецкая  классическая философия сделала  значимый шаг в постижении сущности прекрасного: Кант рассматривает эту  категорию в тесной связи с  категорией целесообразности, Гегель анализирует в контексте человеческой деятельности и трактует как универсальное, предельно широкое понятие. Творческий процесс рассматривается Кантом как "свободная игра" духа. Для немецкой классической философии характерно стремление систематизировать формы творческой деятельности: Кант выделяет три основных вида искусства - изобразительное, словесное, музыкальное. Подобную систематизацию искусств строит и Гегель, дополняя ее более полным и детальным описанием каждого из видов в их историческом развитии (символическая, классическая и романтическая формы, которым соответствуют искусство древнего Востока, античное и западноевропейское, современное Гегелю).

В эстетических концепциях XIX-XX вв. преобладает смещение акцентов в сторону интереса к  творческой личности. Искусство рассматривается  в качестве средства самораскрытия  внутреннего мира художника, а также  универсального средства общения и  осмысления действительности. Проблематика современной эстетической науки  широка: в ней представлены эстетическое сознание (как синтез эстетического  чувства, эстетического вкуса и  эстетической оценки), эстетическая деятельность, самой специфической формой которой  является искусство, теоретическое  осмысление процессов художественного  творчества и восприятия произведений искусства, общие закономерности развития художественной культуры. Эстетические воззрения являются частью собственно философских исследований, искусствоведческих изысканий, явно прослеживаются в произведениях  художественной литературы (что особенно характерно для экзистенциальной эстетики).

 

 

  1. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

 

 

"Красота  спасет мир". Вдумаемся в эти  слова великого русского писателя. Что это - очевидная истина  или парадокс? Красота, созданная  человеком, сохраненная временем, красота рукотворная, воплотившая  в себе стремление человека  к совершенству, и прекрасное  в природе, гармония мироздания.

Хочется надеяться, что пророчество Достоевского сбудется. Но красота спасет мир лишь в том  случае, если человек воспримет и  оценит эту красоту. Умение видеть, слышать, ощущать прекрасное, наслаждаться им, способность преображаться под  его воздействием не являются врожденными  человеческими свойствами. Заложенные природой потенциальные способности  к восприятию прекрасного требуют  развития, совершенствования, причем постоянного, целеустремленного, основанного на внутренней потребности.

Формы и виды художественного творчества образуют систему искусств, которая складывалась постепенно в течение длительного  временя. Художественная практика, отражавшая уровень духовности общества, рождала  на каждом этапе его развития новые  формы творческой деятельности и  совершенствовала уже существующие. Можно проследить две противоположные  тенденции в развитии системы  искусств: дифференциация сфер художественного  творчества, выделение и обособление  новых самостоятельных видов  искусств, с одной стороны, и интеграция, соединение выразительных средств  разных видов художественного творчества, появление синтетических искусств - с другой.

Разнообразие  форм художественного творчества поставило  исследователей перед необходимостью классифицировать их. Так, по способу  существования художественных произведений выделяются три группы искусств:

1. Пространственные (пластические) статические виды:

а) прикладные: архитектура, декоративное искусство;

б) изобразительные: живопись, графика, скульптура.

2. Временные  (динамические): литература, музыка.

3. Пространственно-временные  (синтетические): хореография, театр,  кино, цирк, эстрада.

Архитектура занимается организацией пространственной среды, в которой протекает жизнедеятельность  человека. Это здания и постройки  различного функционального назначения - жилые, производственные, спортивные, медицинские комплексы, культурно-просветительные, культовые, транспортные и другие сооружения.

Утилитарные функции в архитектуре органически  сочетаются с эстетическими, и критериями оценки архитектурных произведений служат не только прочность и польза, но также художественные достоинства. Кроме того, архитектура, пожалуй, - единственный вид искусства, произведения которого оцениваются и снаружи, и изнутри и которое тесно  связано с другими видами искусства - живописью, скульптурой, декоративным искусством.

В декоративном искусстве выделяются монументально-декоративное, декоративно-прикладное и оформительское направления. Все они (подобно архитектуре) характеризуются единством утилитарной  и эстетической функций, все они  участвуют в формировании жизненной  среды человека, сочетая в своих  произведениях красоту и полезность.

Монументально-декоративное искусство наиболее тесно связано  с архитектурой, и назначением  его является художественное оформление различных сооружений (мозаики, витражи, рельефы), украшение интерьеров (светильники, часы, посуда и др.), а также организация  спортивных праздников, фестивалей парадов, народных национальных празднеств, художественное оформление улиц, домов, витрин, парков. Декоративно-прикладное искусство  отличается разнообразием материала  и техникой исполнения. Особенно высоко ценятся предметы ручной работы. Оформительское искусство использует разнообразные  средства пластических и синтетических  искусств, а кроме того, музыку, хореографию, режиссуру. Само оно также является искусством синтетическим и имеет  очень глубокие истоки, которые обнаруживаются в религиозных ритуалах древнейших времен.

Интересная  и самобытная область производства предметов декоративно-прикладного  искусства - народные промыслы. Первоначально  они возникли как домашние кустарные  мастерские, как ремесла сельских жителей. Постепенно народно-художественные промыслы обрели свое лицо, свой неповторимый стиль, и наиболее интересные из них  в эстетическом отношении сделались  широко известными. Разнообразны отрасли  народных промыслов: вышивка, изготовление кружева, керамика, ковроткачество, резьба по дереву, по кости, чеканка, лаковая  миниатюра, игрушки, лубок и др.

Россия богата народными промыслами. Далеко за ее пределами известны изделия русских  мастеров - лаковая миниатюра Палеха, Федоскино, Мстеры, хохломская и жостовская роспись, вологодское и елецкое  кружево, керамика Гжеля и финифть  Ростова, дымковская и городецкая игрушка. Устойчивые традиции, приемы, передаваемые от поколения к поколению, постоянно  обогащаются новаторскими идеями талантливых  художников.

Участие в  любой творческой деятельности весьма благотворно отражается на состоянии  культурного уровня всех слоев общества. Для многих художников самодеятельное искусство стало началом пути в профессиональное творчество.

В группу изобразительных  искусств традиционно включаются живопись, графика, скульптура. При явном своеобразии  каждого из названных видов у  них есть и общие черты: все  они используют наглядные, зрительно  воспринимаемые образы, причем живопись и графика дают плоскостное изображение, а скульптура - объемное.

В живописи художественный образ создается при помощи рисунка  и цвета. В качестве предмета изображения  может быть выбрана картина жизни (бытовая, историческая, героическая), картина природы, человек, животные, предметы неживой натуры и многое другое. В зависимости от изображаемого можно выделять следующие жанры живописи: исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, портрет, натюрморт.

Информация о работе Эстетические ценности