Эстетические ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭСТЕТИКИ…………………………………………..4
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ…………5
СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ………………………………………19
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ……………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Файлы: 1 файл

Реферат Эстетические ценности.docx

— 56.38 Кб (Скачать файл)

Существуют  два типа изображения: линейно-плоскостное  и объемно-пространственное. Основой  живописного полотна может быть холст, дерево, бумага, картон и другие материалы. Эта основа покрывается  грунтом, на который наносится красочный  слой - масляные краски, акварель, гуашь, пастель. Различают следующие виды живописи: монументально-декоративную и станковую живопись, миниатюру, панораму и т.д. Как особый вид  выделяется иконопись.

Монументально-декоративная живопись применяется в основном для украшения архитектурных  сооружений (роспись стен, панно), ее художественные особенности согласуются  со стилем и замыслом архитектора. Станковая  живопись не связана с каким-либо ансамблем, она имеет самостоятельную  эстетическую ценность. Это картины, входящие в экспозиции музеев, экспонирующиеся  на выставках. Живописная миниатюра  отличается изяществом изображения, небольшим  размером: в основном это портреты, но встречаются и пейзажи, жанровые сцены. Миниатюра выполняется маслом, лаком, темперой. Существует специфический  вид миниатюры - книжная. Это иллюстрации, сделанные в виде рисунка или  многоцветной живописи. Книжная миниатюра - очень древний вид искусства, она используется для украшения  книжной продукции.

Иконопись отражает религиозную тематику и имеет  культовое назначение. К этому  виду живописи относятся стенные  росписи, фрески, миниатюры и, конечно, иконы - самостоятельные композиции, выполненные в основном на деревянных досках темперой или маслом в соответствии со строгими регламентациями - иконографическим каноном. Древнейшие иконы относятся  к VI в. Первоначально иконы изображали портреты святых, позднее появились  сюжетные композиции. Исключительное своеобразие имеет древнерусская  икона (Ф. Грек, А. Рублев и др.).

Графика - вид  изобразительного искусства, где в  качестве основного выразительного средства используется рисунок. К графике  относятся и печатные художественные произведения - линогравюра, ксилография, литография, эстамп, экслибрис. Хотя для  графики наиболее характерны контурная  линия, штрих и пятно, нельзя сказать, что здесь совсем не применяется  цвет. Правда, он не несет такой значительной эстетической нагрузки, как в живописи.

В зависимости  от назначения различают станковую, прикладную, книжную графику, плакат. Печатная графика имеет широкое  распространение благодаря возможности  тиражирования произведения в неограниченном количестве, причем каждый экземпляр произведения по своим художественным достоинствам может быть приравнен к оригиналу.

Живопись  по сравнению с графикой находится  в менее выгодном положении - ведь тиражирование произведений живописи, совершенно необходимое для знакомства с ней большой зрительской  аудитории, неизбежно приводит к  ухудшению художественных качеств  оригинала. В этом легко убедиться, положив перед собой и сравнив  несколько репродукций одной  и той же картины. Однако репродукции  необходимы для просветительских целей, для предварительного знакомства с  живописью, особенно когда оригинал недоступен (находится в другой стране, в закрытом фонде, в частной коллекции  и т.п.).

В отличие  от живописи и графики, дающих плоскостное  изображение предмета, скульптура имеет  объем. Объектом изображения скульптора чаще всего становится человек, реже - природа или животные. Скульптура создается в реальном пространстве по законам гармонии и ритма и  составляет единую композицию с природой или интерьером. Из разновидностей скульптуры надо назвать круглую (статуя) и рельеф (скульптурное изображение, расположенное на плоскости).

По своему назначению скульптура подразделяется на монументальную, монументально-декоративную, станковую и скульптуру малых  форм. Монументальная скульптура, например памятник, обычно согласуется с особенностями  окружающего пространства, архитектуры, природы. Памятник может изображать конкретного человеке или быть воплощением  обобщенного образа. Станковая скульптура может предназначаться для определенного  интерьера, но не связана с ним  жестко композиционно. И наконец, скульптура малых форм отличается от всех других видов чрезвычайным разнообразием  материала (металл, камень, пластмасса, гипс, дерево, кость и др.) и техникой исполнения - монеты, медали, глиптика (резьба на драгоценных и полудрагоценных  камнях), статуэтки. Объемное изображение  здесь часто бывает многоцветным, раскрашенным, тонированным. Миниатюра - самый древний вид скульптуры.

История изобразительного искусства уходит в глубокую древность. Непревзойденные образцы оставили нам античные скульпторы (Пракситель, Лисипп и др.). Благодаря их вдохновенному  труду мы узнаем, какими по представлениям древних были боги и герои. И если, согласно библейскому преданию, Бог  творил человека по образу и подобию  своему, то античные скульпторы по образу и подобию своему творили богов - сколь совершенны были эти боги!

Новый взлет  изобразительного искусства приходится на эпоху Возрождения, когда художники  и скульпторы вновь обратились к  идеалам античности. Все пластические искусства достигли невиданных доселе высот. Назовем лишь имена: Донателло, Тициан, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Дюрер - и перед нами оживут прекрасные полотна, фрески, рисунки, скульптуры.

В XVII-XVIII вв. складывались национальные школы в западноевропейской и отечественной живописи. Ограничимся  и здесь простым перечислением  имен, каждое из которых - не просто талант, а направление, эпоха: Гойя, Рубенс, Рембрандт, Гейнсборо, Рокотов, Левицкий.

Период XIX - начала XX в. поражает разнообразием стилей и школ: академизм, натурализм, реализм, романтизм, импрессионизм, постимпрессионизм, абстрактное искусство, примитивизм  и др.

Современное изобразительное искусство, сочетающее художественную традицию с новаторскими исканиями, продолжает радовать нас  изобилием форм, жанров, стилей.

В системе  искусств художественная литература занимает совершенно особенное место. Хотя литература - не самый древний из видов искусства (изобразительное искусство, хореография  и музыка возникли, как известно, раньше), но по степени влияния на другие области художественного  творчества литература не имеет себе равных. Выразительное средство литературы (слово) открывает поистине неограниченные возможности отражения жизни - событий, явлений, внутреннего мира человека.

Первоначально литература зародилась как устное творчество - оно было народным, коллективным, безымянным. Из уст в уста, от поколения к  поколению передавались сказания, легенды, мифы. Постепенно они обрастали новыми чертами и подробностями, оттачивалась их языковая форма, ярче и выразительнее  становились образы героев. С появлением письменности литературные произведения начали обретать более строгие формы. Замечательное изобретение Гутенберга - печатный станок - открыло новую  эру в жизни литературных текстов. Первой печатной книгой была Библия.

Но возвратимся  назад, в античность, когда складывались и формировались различные виды словесного творчества и жанры литературы. В античные времена зародилась поэзия. Первым греческим, а следовательно, и европейским поэтом принято  считать Гесиода, жившего около 700 г. до н.э. Не менее известны такие  имена, как Гомер, Алкей, Сапфо.

В античности появился особый род литературы - драма, предназначавшаяся для сценического изображения. Первыми античными  драматургами были Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан. Они оставили огромное наследие - драмы, комедии, трагедии, в которых, как правило, воспроизводились мифологические сюжеты, действовали легендарные герои - Федра, Электра, Ясон, Геракл, Медея и др. Античная драматургия оказала огромное влияние на дальнейшее развитие драмы и театра.

В античности продолжает развиваться эпос как  род повествовательной литературы (в отличие от лирики и драмы). В переводе с греческого "эпос" означает рассказ или повествование (прозаическое или поэтическое). Первоначальные формы эпических произведений, существовавшие в устном словесном творчестве, - это героический эпос (на базе мифов, преданий), легенды, сказания, народные сказки. В письменной литературе появляются новые жанровые разновидности: новелла, повесть, роман, рассказ. До нас дошли  различные прозаические произведения, отличающиеся по жанру и тематике.

Надо отметить, что долгое время национальные литературы развивались довольно обособленно. С появлением профессиональных переводчиков людям стала доступна и иноязычная литература. Однако проблема адекватности перевода и сегодня относится  к трудноразрешимым, в первую очередь  это касается поэтических произведений. Оказалось, что переводить стихи  порой просто невозможно по причине  отсутствия языковых эквивалентов. Сохранить  ритмический строй, образность, настроение, фонетическое своеобразие оригинала  под силу лишь немногим переводчикам, хорошо знающим язык и обладающим большим поэтическим мастерством.

Три рода художественной литературы - эпос, лирика, драма, - имеющие  древние истоки, продолжают развитие в современном словесном творчестве. Наиболее отчетливо черты эпической  литературы выражены в романе. Для  романа характерны: сравнительно большой  объем, множество сюжетных линий, изображение  жизни во всех ее проявлениях. В художественную ткань романа помимо сюжета органично  вплетены описания быта, природы, словесные  портреты героев, их переживания, авторские  отступления и т.п. Роман имеет  множество разновидностей: плутовской, рыцарский, бытовой, исторический, приключенческий, научно-фантастический, роман-эпопея, социально-бытовой, психологический. Роман - это наиболее полное и законченное  выражение искусства эпической  прозы.

Лирика - род  художественной литературы, предметом  изображения которой является духовная жизнь человека, мир его идей и  чувств, переживаний, в которых в  опосредствованной форме отражаются события и явления. Для лирики характерны эмоциональная приподнятость, метафоричность языка. В лирических произведениях обычно отсутствуют  развернутый сюжет, подробное описание событий, законченные характеристики персонажей. Лирический герой несет в произведении главную эстетическую нагрузку - его устами говорит сам поэт. Нередко читатель склонен отождествлять поэта с его лирическим героем.

Лирика может  быть пейзажная, любовная, философская, к лирике относятся также эпиграмма, эпитафия, элегия. Сколь многообразна лирика, можно судить на примере  одной только русской поэзии, назвав имена Державина, Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Баратынского, Тютчева, Лермонтова, Некрасова, Бунина, Брюсова, Бальмонта, Маяковского, Блока, Есенина, Мандельштама, Ахматовой, Пастернака, Цветаевой, Бродского.

Драма - род  литературных произведений, предназначенных  для постановки на сцене. Этим обусловлены  художественные, композиционные и другие особенности текста, в структуру  которого входят диалоги, монологи, реплики, авторские ремарки. Смысловым ядром  драмы, как правило, является конфликт, который определяет ход развития действия. Сюжеты драматических произведений весьма разнообразны: заимствованные из мифов, героические, бытовые, психологические  и т.д. К жанровым разновидностям драмы относятся: трагедия, комедия, мелодрама, фарс, водевиль.

Драма считается  самым трудным видом литературного  творчества, пробным камнем мастерства и таланта писателя. По сравнению  с эпосом она имеет меньше возможностей для изображения жизни, развития сюжета, характеристики действующих  лиц. Здесь значительная часть происходящего  опосредуется, передается через речь героев. Драма - это род словесного творчества, в котором наиболее явно прослеживается влияние литературы на другие виды искусства (в данном случае на синтетические - театр и  кино).

Помимо тех  авторов, которые вошли в историю  литературы исключительно как драматурги (Шекспир, Лопе де Вега, Бомарше, А. Островский и др.), пьесы для театра писали и многие другие писатели, известные  нам как прозаики и поэты. Эпическая  и лирическая литература не уступают драме по степени влияния на другие виды художественного творчества: изобразительное  искусство, музыку и хореографию. Здесь  имеются в виду попытки "перевести" произведения с языка одного вида искусства на язык другого. Бывают случаи, когда литературные произведения играют роль побудительного мотива творчества, вдохновляют, будят воображение  и фантазию. Иногда появляются музыкальные  произведения, имеющие своим источником литературное произведение (Г. Свиридов - музыкальные иллюстрации к повести  А. Пушкина "Метель", Э. Григ - музыка к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт", А. Хачатурян - музыка к драме М. Лермонтова "Маскарад" и др.). А скольких живописцев и графиков приворожили  мифологические сюжеты, сколько художников нашли себя как иллюстраторы романов, повестей, поэм, лирических сборников?!

Художественная  литература - это запечатленный и  выраженный посредством слова образ  времени, документ и памятник, носитель художественной традиции. Трудно переоценить  значение хорошей книги для читающего  человека. Литература - универсальная  форма общения, не знающая преград - временных, возрастных, сословных, религиозных. "Книги мне дали больше, чем  люди", - сказала М. Цветаева. Именно с книги начинается приобщение к  культуре, именно посредством книги  человек открывает для себя новые  миры духовности и постигает глубины  мудрости. Новые книги читают, любимые  перечитывают, и тот, кто вкусил однажды  наслаждение, даруемое искусством слова, уже не расстанется с книгой всю  свою жизнь. "В начале было Слово..." Так ли трудно поверить в это даже неверующему?

Никакое искусство  не может соперничать с музыкой  по силе эмоционального воздействия  на слушателя, никакое другое искусство  не может вызвать столь яркие  образы и переживания. И ни один из видов искусства не лишен до такой  степени смысловой конкретности. Музыка не только создает определенный эмоциональный настрой, но и пробуждает фантазию, вдохновение. Она захватывает, заражает, берет в плен слушателей, подчиняя своей стихии.

Информация о работе Эстетические ценности