Экзистенциализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:20, реферат

Описание работы

Экзистенциализм (от лат. ex(s)istentia – существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, выступивший с идеями экзистенциализма ещё во время 1-й мировой войны, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар).

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 38.19 Кб (Скачать файл)

Подлинная и высшая сущность человека и его ценность заключена в его свободе. "Отпущенный на свободу", он тотчас бросается бунтовать против существующего порядка. Именно тут раскрывается противоречивость его природы и самой свободы.

Неограниченная свобода приводит человека к пороку и гибели. Это путь недостойный человека, это путь человекобожества, который мнит, что ему "все дозволено". Важнейшее положение о человеке у Достоевского заключается именно в том, что тот, кто отрицает Бога, становится на путь человекобожества. По Достоевскому, истинный путь свободы - это путь, ведущий к Богочеловеку, путь следования Богу. Человек должен пройти испытание бременем свободы, чтобы сделаться человеком. Важно подчеркнуть, что для Достоевского главная забота - это прежде всего спасение самого человека и забота о нем.

 Подлинная свобода - это высочайшая  ответственность человека за  свои поступки. Поэтому люди, получив  свободу, спешат поскорее от нее  избавиться. Поэтому-то люди и  радуются, когда с их сердец  снимают свободу и ведут их "как стадо". Эта жесткая  взаимосвязь свободы и ответственности, существующая для каждой подлинной  личности, не сулит человеку счастья. Напротив, свобода и счастье для  человека оказываются практически  несовместимыми. В этой связи  Достоевский говорит о "таком  страшном бремени, как свобода  выбора".

Человек ни в коем случае не может быть средством для других людей, даже для их самых благих планов и замыслов.Человек для Достоевского, как и для Канта - высшая ценность. Там, где зло переходит в беспредел, оно должно быть адекватным образом наказано, иначе добро само переходит в свою противоположность.

 Достоевский относит идею "беспрерывного  покаяния и самосовершенствования", идею всеобщей ответственности, взаимопомощи и всеобщих "братских  связей"2. Это "чисто русская  идея" "братских связей" и  подлинного, христианского единения  лежит, по Достоевскому, в основе  развития России.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) все свои размышления подчиняет морали и так же мучается в поисках человеческой правды и смысла жизни. Неотвратимость смерти превращала для Толстого жизнь в бессмыслицу, и он с глубоким страданием переживал эту трагедию смерти. Толстой осуществлял рациональную критику религии и полагал, что религиозные догмы противоречат законам логики и разума. Главный же вред церкви он усматривал в том, что она, проповедуя добро, сама участвует в том общественном порядке, который основан на насилии.

 Для Толстого Бог отождествлялся  с любовью, разумом, добром и совестью. Принципы всеобщей любви, смирения  и непротивления злу насилием  и составляют, считал он, движущие  начала развития общества.

"То, что цель жизни есть  самосовершенствование, - пишет он, - что совершенствование бессмертной  души есть единственная цель  жизни человека, справедливо уже  потому, что всякая другая цель, ввиду смерти, бессмыслица".

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) Его натуралистический подход, согласно которому развитие растительного, животного и человеческого мира определяет один и тот же закон. Развитие всякого организма подвержено триединому процессу, движению от "первичной простоты" к 2) "цветущей сложности" и далее к 3) "вторичному смесительному упрощению". Через эти стадии любой организм, в том числе и общество, идет к гибели.

 Резкой критике Леонтьев  подвергал западноевропейскую культуру. Эта культура находится на  стадии "вторичного упрощения", т.е. увядания и разложения, признаками  чего является стремление к  мещанской пошлости, равенству и  свободе. Леонтьев выступал против  идеала равенства, против индивидуальной  свободы, считал, что государство  имеет право на насилие, когда  это необходимо.

 Леонтьев выступает за яркий  тип личности, он против усредненности  посредственности. Для развития великих и сильных характеров необходимы великие общественные несправедливости. Его мораль - мораль силы и насилия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Экзистенциальная философия  повернула внимание современной  культуры к проблеме смерти. 

Однако в классической мысли и в современной философии тема смерти занимает разное место; смерть оценивается существенно по-разному. Современная экзистенциальная философия определяет жизнь не иначе как "бытие к смерти".

 Экзистенциальная философия  оправданно исходила из того, что близость, угроза смерти чаще  всего заставляет людей задуматься  о смысле и содержании прожитой  жизни, "повернуться" от быта, от  повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции - сущности, которая едина с существованием.

 Глобальная историческая ситуация  в наши дни стала пограничной: возможны и гибель человечества, и его выживание. Человечество  впервые в истории реально  оказалось перед угрозой смерти. Как и в жизни индивидов, так  и в сегодняшней жизни человеческого  рода требуются высокий жизненный  порыв, критическая рефлексия, усилия  разума, борьба с иррациональными  устремлениями, "ангажированность" - активность и инициатива всех  нас и каждого из нас. Важнейший  шаг - осознание того, что сложилась  качественно новая ситуация, что  она действительно пограничная. Даже страх перед глобальной  катастрофой, которым сегодня охвачены  многие люди, должен послужить  делу выживания человечества.

 Экзистенциалисты обращаются  не к силе человека, а к слабости, которая заключается в его  смерти, где человек черпает свои  силы. В духе экзистенциализма  писали Э. Хемингуэй, А. Де Сент-Экзюпери, В. Быков. И. др.

 

 


Информация о работе Экзистенциализм