Экзистенциализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:20, реферат

Описание работы

Экзистенциализм (от лат. ex(s)istentia – существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, выступивший с идеями экзистенциализма ещё во время 1-й мировой войны, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар).

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 38.19 Кб (Скачать файл)

 Камю утверждал, что существует  логика, имеющая смысл перед лицом  абсурда. Сизиф - это герой абсурда. Он любит жизнь и ненавидит  смерть. Он осужден за свои  страсти, но его величие состоит  в том, что он никогда не  сдается и всегда честен. Он  принимает рок лишь затем, чтобы  бросить ему вызов. Тем самым  он придает существованию смысл, тот смысл, который не способен  опровергнуть абсурд, но отказывается  ему поддаться. Сизиф - это творец, созидающий смысл в обстоятельствах, которые, по видимости, лишают человеческую  жизнь всякого значения.

 Камю хотел, чтобы мы все  научились жить так, как живет  Сизиф. Сизифу известно, что валун  скатится вниз - так и происходит. Но, направляясь вниз, чтобы закатить  его обратно, Сизиф не отчаивается. Он превозмогает судьбу, презирая  ее.

"Взбунтовавшийся человек". Из существования абсурда Камю извлек три вывода: "мой бунт, моя свобода, моя страсть". Он решился, и любовь к жизни побудила его бросить вызов абсурду. В это время его беспокоила проблема убийства. Камю отвечает решительным "нет". Вместо того, чтобы толкать к самоубийству или узаконивать убийство, абсурд ведет к бунту во имя справедливости и человеческой солидарности.

 Но он не хотел и того, чтобы бунтовщик превратился  в революционера, который столь  часто убивает жизнь, делая вид, что ее спасает. Камю напоминает  о том, что взбунтовавшегося нипочем  не минует судьба Сизифа. Наша  задача - учиться жить и умирать  и, оставаясь человеком, отказаться  от того, чтобы сделаться Богом.

1.1.3 Жан-Поль Сартр (1905-1980)

 Он развивал свои взгляды  в беллетристической форме - рассказах, романах и пьесах, работая в  то же время над очерками  и теоретическими работами, охватывавшими  целый спектр предметов - от литературоведения  до психоанализа и философии. Разрабатывая свою версию экзистенциализма, которую он в отличие от  многих считал оптимистичной, Сартр  подчеркивал значение свободы, трудности, которые она привносит в существование  человека, и шансы, позволяющие их  преодолеть.

Главные произведения: "Тошнота" (1938), "Бытие и ничто" (1943), "Экзистенциализм и гуманизм" (1946).

 Главные идеи. "Существование  человека предшествует его сущности"; человека характеризуют его предпочтения  и поступки, а не устойчивая "человеческая  природа".

 Направление, в котором будет  развиваться жизнь личности, всегда  под вопросом и является делом  случая.

 Мы существуем в ситуациях (обычно межличностных и социальных), которые воздействуют на нас; однако то, как мы существуем  в них, предрешается нашим выбором.

 Неограниченная свобода, которая  пронизывает наши жизни, делает  нас ответственными за самих  себя и друг за друга; это  также означает, что от нас  ускользает полное и окончательное  понимание самих себя. Свобода  накладывает на нас неизмеримую  ответственность, и поэтому люди  часто живут "в дурной вере", избегая ответственности за собственную  жизнь посредством отрицания  реальности своей свободы.

"Тошнота".

 Главный герой "Тошноты", историк  Рокантан, пишет биографию, однако осуществление этого замысла сталкивается со все большими трудностями, так как он не уверен в том, описывает ли он или заново создает предмет своего труда. В какой мере эта биография - основанный на фактах, объективный рассказ, а в какой - творение самого Рокантана? Ответ неясен, но Рокантан приходит к выводу, что все написанное им расцвечено его домыслами. Поэтому он бросает начатое. В конце романа он задумывается о том, чтобы попробовать себя в художественной прозе.

 Тошнота, описанная Сартром, - это состояние, в котором сочетаются утрата ориентиров, дурнота и даже отвращение, обусловленные сознанием неопределенности, характерной для фундаментальной жизненной ситуации человека. В основе этой ситуации кроется изначальная свобода.

 Рокантан нашел, что мир повсюду предельно конкретен. Существование казалось столь определенно реальным и все же столь необязательным и необъяснимым (особенно существование самого Рокантана), что к горлу Рокантана подступала тошнота. Со временем Рокантан понял, что тошноту вызывает по большей части его чувство свободы. Рокантан осознал, что тошнота, вызванная борьбой за то, чтобы совладать с существованием, всегда будет где-то поблизости. Даже обузданная, подавленная или на время забытая тошнота нахлынет вновь и потребует от него заново определить свое отношение к альтернативам, вставшим перед ним.

"Бытие и ничто" (1943)

 В этой книге Сартр утверждает, что "человек есть бесполезная  страсть". Фактически ни один  из западных философов не заходил  дальше, чем Сартр, который давал подчеркнуто положительный ответ на вопрос: "Свободен ли я в своих действиях?"

 Исследуя существование человека, Сартр все больше заинтересовывался  тем, что он называл "дорефлективным опытом". Такой опыт, объяснял он, предшествует мысли о том, что мы делаем, или ретроспективному взгляду на уже сделанное. Сартр подметил, что дорефлективный опыт - опыт чего-то. Он имеет содержание. Это "нечто", с которым мы сталкиваемся всегда, Сартр назвал "бытием-в-себе". Сартр заключил, что о бытии-в-себе мы можем сказать лишь то, что оно существует и что оно отлично от "бытия-для-себя".

"Экзистенциализм - это гуманизм"

 В работе Сартр приводит  пример некоего молодого человека, который не знает, пойти ли  ему защищать родину от оккупантов  иди остаться с матерью, для  которой он - единственная опора. Сартр подчеркивает, что никакая  писаная мораль не может дать  здесь ответа. Молодой человек  может обратиться к кому-нибудь  за советом. Например, к священнику. Но ответ он получит в зависимости  oт того, к какому священнику пойдет. Так что практически, выбирая советчика, выбор он все равно делает сам. Сартр не верит в Бога, он повторяет вслед за Ницше, что "Бог умер", и потому человек в его представлении не может опереться на божественную помощь, списать свои деяния на веления всевышнего или вымолить у него прощение. Если Бога нет, то все дозволено. И из этого "все" человек выбирает свой поступок на собственный страх и риск. Он не может опереться на людей, потому что каждый - свободен. Поэтому индивид выбирает в одиночку, без гарантий и без надежды на успех. При этом, однако, полагает Сартр, всякий раз при выборе мы считаем, что выбираем добро, и при том - добро для всего человечества.

 Существование и сущность. "Существование, - провозглашал Сартр, - предшествует сущности". Это форма бытия, которая всегда стремится выйти за свои пределы, но никогда не исполняет свою задачу полностью.

 То, чем будет человек, неопределенно  до тех пор, пока это не решено  сознанием. Мы суть то, чем мы  становимся, куда в большей мере, нежели становимся тем, что мы  суть. В этом смысле наше существование  предшествует образованию нашей  сущности.

 Человеческое существование  всегда протекает в конкретное  время и в конкретном месте, а кроме того, оно еще более  конкретизируется отношениями, в  которые мы вступаем с другими  людьми. Структура человеческой  свободы сохраняется, так как  мы не перестаем стремиться  к тому, чтобы чем-то стать. Пусть  нам не удается достичь того, что мы хотим, но, на взгляд  Сартра, любое человеческое устремление  в основе своей подразумевает  провозглашаемую им свободу.

 Неуспокоенность побуждает нас к тому, чтобы достичь полной самотождественности, при которой мы полностью постигнем себя. Чтобы исполнить эту задачу - человек должен был бы стать Богом ("бытием-в-себе-для-себя"), но в этом предприятии не дано преуспеть никому.

Ответственность и дурная вера. Свобода идет рука об руку с сознанием, а наши будущие замыслы никогда не осуществляются вполне. В то же время свобода возлагает всю ответственность на нас самих. Сартр считал, что не преувеличивает, когда говорит, что мы выбираем свой мир и даже свое рождение. Сартр имел в виду, что до тех пор, пока мы предпочитаем жить, мы фактически избираем свое рождение.

 Мы несем ответственность, говорил  Сартр, за то, что делаем из  мира. Такая ответственность внушает  страх, и поэтому свобода может  быть пугающей. Мы вынуждены выбирать, что будет благом, а что - злом. Это означает, что мы можем  и должны решить, что должно  делать. Ответственность за такое  употребление свободы лежит на  нас и только на нас.

1.2 Религиозный  экзистенциализм

В религиозном экзистенциализме Бог менее всего похож на антропоморфное божество. Он абсолютно запределен человеческому миру, это скорее "шифр" идеального человеческого универсума, "миф Богочеловечества Христа", соотносясь с которым человек решает, что он есть; сверхреальность символа, который "высвечивает путь человека к творчеству" (Бердяев, Шестов). Порой "Бог" становится своего рода философемой философской конструкцией, сопряжение с которой позволит когда-либо человечеству стать "коллективным Богом", частью мирового целого (Бубер). Библейский сюжет о грехопадении, искуплении и спасении человека, его возвращении к Богу в религиозном экзистенциализме трансформируется в мысль о необходимости героического подвига, свершаемого каждым человеком - платы за свободу; В противном случае человек пребывает в иллюзорно-магическом, несвободном отношении к Богу.

1.2.1 Карл Ясперс (1883-1969)

Основные произведения. "Всеобщая психопатология" (1913), "Психология мировоззрений" (1919), "Философия" (1931-1932), "Об истине" (1947), "Истоки истории и ее цель" (1948), "Философская вера" (1948), "Смысл и назначение истории" (1991), "Истоки истории и ее смысл", "Духовная ситуация эпохи".

 Ясперс проповедует необходимость  философии нового типа - экзистенциальной  философии, решает многие философские  проблемы, главной из которых, в  конце концов, оказывается человек  и история как изначальное  измерение человеческого бытия.

 Ясперс выступает против  всякого субстанциализма в понимании человека и истории. Он отказывается признать наличие в человеке некоторой неизменной природы. Он выступал и против понимания мировой истории как хаотического скопления случайных событий, настаивал на единстве всемирно-исторического процесса. Он утверждал, что задача философии истории решается в поисках этого единства, этого смысла, структуры мировой истории, а она может быть связана только с человечеством в целом.

Однако для Ясперса, постоянно подчеркивающего, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, мучительно трудным оказывается поиск основы этого единства. Основой этого единства, полагает Ясперс, может стать лишь "философская вера", черпающая свои истины из библейской религии.

Ясперс ратует за "библейскую религию", обозначая этим то общее, что находит в иудаизме, христианстве и исламе, представляющееся ему в виде проповеди единства человеческого рода, единой духовной связи. Несмотря на то, считает он, что мировые религии не смогли предложить общей для всех веры, таковая все же имеется. Это - философская вера.

Становление философии он рассматривает как единое духовное движение. "Философская вера", есть вера в "коммуникацию". Она невозможна без полной готовности к коммуникации, так как истину можно найти, установив связь между людьми, осуществив "подлинные отношения" или "экзистенциальную коммуникацию". Философская вера находится на границе между верой религиозной и научным знанием.

Предметом философской веры является такая реальность, наличие которой хотя и признается, однако признается и то, что о ней не может быть получено рациональное знание, а только знание в форме "осознанного незнания". Вне сферы ограниченных возможностей научного познания лежат ответы, как полагает Ясперс, на все "экзистенциальные вопросы". Бытие в целом, человек, а также "последние вопросы" - о мире, о душе. Боге, являясь недоступными науке, все же не являются неразрешимыми вообще. Их можно разрешить с помощью веры, ибо лишь вера постигает то, что лежит за пределами знания.

 Историю человечества делит  на три последовательно сменяющиеся  фазы: доистория, не являясь историей  в духовном смысле, остается лишь  потоком различных изменений, а  также этапом, о котором вряд ли возможно достоверное знание. История возникает там, где есть осознание истории, традиции, осмысление происходящих событий; мировая история - начинается с момента осознания современной ситуации как универсальной.

 К. Ясперс считает свое учение  не философией вещей, а философией  личности, вскрывающей смысл человеческого  существования, его подлинное бытие - экзистенцию.

2. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ  ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

 Продолжателями славянофильства  в 60-70-е гг. явились почвенники. Главная  идея их философских исканий - "национальная почва" как основа  социального и духовного развития  России. Основные представители  этого направления - А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов, Ф.М. Достоевский.

 Главным выразителем идей  почвенников был Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Его философия - это философия переживаний, поступков и мыслей созданных им литературных героев. Для Достоевского важен не результат, не окончательный вывод, а процесс. Причем интересуют его прежде всего самые глубокие, потаенные мысли, человеческое существование на уровне подсознания, в сфере "подпольного человека".

Наиболее важной и определяющей темой его философии является проблема человека, его судьба и смысл жизни. Но основное для него - внутренний мир человека, диалектика его идей, которые и составляют внутреннюю сущность его героев. Поэтому человек для Достоевского - это самое дорогое существо, хотя, может быть, и самое страшное и опасное. Два начала: божественное и дьявольское изначально уживаются в человеке и борются между собой.

Информация о работе Экзистенциализм