Гносеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 17:39, контрольная работа

Описание работы

Развитие цивилизации подошло к такому рубежу, когда важнейшими средствами решения ее проблем становятся компетентность и добрая воля, базирующиеся на знании и общечеловеческих ценностях. Научное и гуманистическое мировоззрение, ориентированное на истину, добро и справедливость, может способствовать росту духовности человека, а также все большей интегрированности культуры человечества и конвергируемости интересов народа. [3, 3].

Содержание работы

Введение
3
1. Теория познания как философская дисциплина
5
2. Формы рационального и иррационального познания
14
3.Определение понятий: ощущение, восприятие, представление, умозаключение, знание, агностицизм, эпистемология, субъект, объект, эпистемологический фундаментализм, скептицизм, гносеологический оптимизм, практика, иррационализм
25
4. Эссе: Можно ли утверждать вслед за
О. Шпенглером, что «вера лежит в основе познания мира» и, что
«знание лишь более поздняя форма веры»
27
5. Тест
31
Заключение
32
Список использованной литературы
33

Файлы: 1 файл

философия тема 24.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Подчеркнем, что развитие науки на практике не опирается на ир-рационалистическое понимание познавательной деятельности человека и в принципе не может идти на его основе.[5,72]

 

Структура и процесс познания

 

Процесс познания – не просто некая последовательность познавательных актов, совершаемых субъектом (индивидом) при столкновениях с какими-то случайно попавшими в его поле зрения объектами.

Конечно, любой индивид в течение своей жизни осуществляет множество познавательных актов, в результате чего у него накапливаются сведения о разных вещах. Но если бы человеческое познание шло только таким образом, человечество продвинулось бы в познании природы немногим дальше своих четвероногих предков. На самом деле, однако, люди сознательно и целенаправленно планируют свои познавательные усилия. Их познавательная деятельность организуется и протекает в исторически сложившихся социальных формах, из которых особую важность имеет наука. В результате человеческое познание выступает не просто как индивидуальное дело отдельных личностей, а как социально обусловленная система познавательной деятельности, обладающая сложной структурой.

Важнейшее место в структуре познавательного процесса, разумеется, принадлежит субъекту познания – человеку. Но субъект – не «гносеологический Робинзон». Он всегда выступает как член общества, т. е. не просто как природное, но как социальное существо. Следует учесть, что речь может идти не только об индивидуальном, но и о коллективном субъекте познания. Коллективный субъект – это, например, научно-исследовательская лаборатория, работники которой совместно решают какую-то задачу. В более общем смысле коллективным субъектом является общество в целом, поскольку оно в конечном счете накапливает и хранит знания, добытые разными людьми. Для общества как субъекта познания объектом познания выступает значительно более обширная область действительности, чем для отдельных индивидуальных или коллективных субъектов; познавательный процесс приобретает в ходе истории все более и более научно-теоретический характер.

Объект познания, как уже отмечалось выше, может быть и материальным и идеальным. Но в любом случае он составляет лишь ограниченную часть реальности и должен быть как-то выделен из нее, чтобы можно было направить на него познавательные усилия.

Объекты познания не даны человеку в готовом виде, как полагают наивные реалисты. Человек – особенно в сложных познавательных ситуациях – активно участвует в их формировании. Ведь объект познания должен быть выделен из действительности, а это предполагает, что человеку нужно различить в ней отдельные части и стороны, провести мысленные границы между ними и тем самым расчленить действительность на отдельные фрагменты (этот процесс называют конструктивизацией действительности). Всякий объект познания есть такой фрагмент, обособленный от окружающей среды и ограниченный более или менее условными границами. Можно сказать, что объект всегда в какой-то мере зависит от субъекта хотя бы потому, что он, субъект, определяет его и делает объектом познания.

Сформированный на основе конструктивизации действительности объект обычно изучается не сразу во всех его связях и отношениях – в нем также выделяются лишь некоторые его свойства и аспекты, которые и становятся предметами исследования. Один и тот же объект может исследоваться с разных сторон, и каждая из них выступает в качестве особого предмета исследования.

Например, человек как объект познания изучается многими науками , и каждая выделяет в нем свой предмет исследования: анатомия – строение организма, его органы и ткани, физиология – функции органов тела и процессы жизнедеятельности, психология – психическую деятельность, социология – поведение как члена общества, формы общественной жизни и т. д.

Процесс познания никогда не начинается «с нуля». Ведь люди с момента своего рождения включены в социальную среду, в культуру, которая формирует их сознание. Вся их познавательная деятельность протекает в формах, заданных культурой. Усваивая культуру, человек тем самым приобретает знания, добытые другими людьми, и использует их как основу для своей самостоятельной познавательной деятельности. Из культуры он получает язык и другие знаковые системы, с помощью которых выражается и сохраняется информация. Он пользуется выработанными обществом средствами познания – приборами и инструментами, приемами и методами. Следовательно, человеческое познание – это социально-исторический процесс, в котором люди действуют сообща, передавая друг другу накопленный ими опыт и накапливая его в социальной памяти. А потому и не бывает так, чтобы познание чего-либо начиналось при полном отсутствии предварительных представлений о том, что и как следует познавать.

У субъекта всегда есть предпосылочное знание, на которое он опирается. К наиболее общим формам этого знания относятся здравый смысл, мировоззренческие установки, культурные нормы, ценностные ориентации и др. Предпосылочное знание в значительной части является знанием неявным, неосознаваемым и словесно неоформленным (невербализованным)1.

Для того чтобы субъект мог взаимодействовать с объектом, нужны определенные материальные условия.

Например, чтобы изучать жизнь глубоководных животных, надо иметь специальный аппарат (батискаф), в котором можно опуститься на морское дно, и вооружиться целой системой наблюдательных и иных приборов

Совокупность материальных условий, в которых осуществляется познание, составляет базис познания. В самом общем случае базисом познания является макроскопический, земной мир. К нему принадлежит и сам человек, что существенно сказывается на всех человеческих знаниях.

К размышлению. Если бы люди были существами, живушими на атоме золота внутри золотой монеты, то они бы, наверное, долгое время думали, что весь мир вылит из золота; а если бы они были лейкоцитами, плавающими в крови, то весь мир казался бы им кровавым. Живя в микромире, человек, вероятно, мог бы с большей легкостью изучать элементарные частицы, но зато познание космических явлений явилось бы для него гораздо более трудной задачей, чем для нас.

Знания человека как земного существа геоцентричны. Мы лишь в результате долгого развития науки постепенно преодолеваем влияние геоцентризма на всю картину природы, которая рисуется нами с нашей земной точки зрения. Коперник освободил нас от естественно-научного, астрономического геоцентризма. Но мы и поныне в повседневной жизни исходим из того, что Солнце и звезды вращаются вокруг Земли. В современную эпоху базис человеческого познания расширился – в связи с выходом человека в космос, созданием аппаратуры, позволяющей познавать микромир, и т. д. Однако базис познания, как бы он ни увеличивался, всегда остается ограниченным, и его воздействие на наши знания никогда не может быть сброшено со счетов.

Основой познания является Познавательная деятельность рождается в ходе практической деятельности людей, она возникает как средство достижения целей, которые человек ставит перед собою в трудовом процессе. Превращение познания в самостоятельную сферу человеческой деятельности есть не что иное, как «оборачивание» средства в цель. Сначала познание непосредственно вплетено в практическое действие; лишь затем оно выделяется в особую познавательную деятельность. Но и после этого познание постоянно опирается на практику. Потребности практики являются движущей силой познания, стимулом, побуждающим людей к нему. Развитие практики определяет пути и возможности развития человеческих знаний. В практической деятельности создаются условия и средства познания. Практика выступает, наконец, как способ проверки и обоснования знаний, как критерий истины.

Материальные объекты становятся доступными для человеческого познания, когда базис познания обеспечивает возможность практического взаимодействия с ними. Но принципиально недоступных для познания материальных объектов не существует, так как все они принадлежат к тому же самому материальному миру, что и человек с его постоянно расширяющимся базисом познания.

Предположение, что существует какой-то материальный объект, который принципиально не может вступить в контакт с базисом человеческого познания, по сути дела означает, что такой объект никак не проявляет своего присутствия в мире. Но то, что не имеет никаких объективных проявлений, нельзя считать существующим (обладающим объективным бытием). Ибо если нечто не проявляет никаких объективных признаков своего бытия, то оно никак не воздействует на мир и на наблюдателя, а потому является для последнего принципиально не обнаружимым. А то, существование чего никак невозможно обнаружить, следует считать несуществующим (или существующим только в воображении). Иначе можно было бы утверждать объективное существование чего угодно (например, тогда можно было бы заявить, что рядом с вами сейчас сидит девятиглавый дракон, но вы об этом не знаете просто потому, что его присутствие принципиально нельзя установить).

Итак, можно сформулировать принцип: существование, ни в чем не проявляющееся, равносильно несуществованию. Поэтому такой объект, который никак не проявляет своего существования, мы вправе считать несуществующим.

Приведенный принцип можно выразить также в такой формулировке: то, что недоступно познанию, не может быть признано существующим, т. е. ничего принципиально непознаваемого в мире нет. Иными словами, у нас нет никаких оснований думать, что в окружающем нас материальном мире существуют принципиально непознаваемые проблемы.[5,370]

 

 
3.Определение основных понятий

 

1.ощущение – отражение  в сознании человека отдельных  сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие на органы чувств;

2.восприятие – целостный  образ предмета, непосредственно  данный в живом созерцании и совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений;

3.представление – обобщенный  чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент;

4.знание -способности, умения, навыки, которые базируются на  осведомленности о том, как что-либо сделать, осуществить те или иные замыслы;

5. умозаключение – это логическое рассуждение, по средствам которого из одних суждений выводятся другие суждения;

6. суждение – это мысль, в которой о каком-либо предмете  что-то утверждается или отрицается;

7.иррационали́зм (лат. irrationalis— неразумный, нелогичный)—философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности;

8. гносеологический оптимизм – направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя;

9. эпистемологический фундаментализм- интенция классической философии на поиск «последних» оснований научного знания, гарантирующих возможность достижения Абсолютной (то есть окончательной) и Объективной (содержание которой никак не зависит от субъекта познания) Истины (полного совпадения содержания научных суждений с действительностью, с тем, что «на самом деле»). Эпистемологический фундаментализм был общим «символом веры» как рационализма, так и эмпиризма — двух главных направлений эпистемологии;

10.скептици́зм (от др.-греч. Σκεπτικός — рассматривающий, исследующий)—философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины;

11. эпистемология - это теория, рассматривающая вопрос о том, как можно получить знания об объекте и составить о нем истинное представление. Иначе говоря, эпистемология - это теория, которая стремится выяснить вопросы, связанные с происхождением, методами, развитием и другими проблемами познания.

Слово "эпистемология" представляет собой сочетание греческих слов "episteme" - знание, и "logos" - слово, учение;

12. агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный)—терминология, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.

 

 

 

 

4.Эссе.   Можно ли утверждать вслед за О. Шпенглером, что «вера лежит в основе познания мира» и,

что «знание лишь более поздняя форма веры»

 

О. Шпенглер, автор всемирно известной работы “Закат Европы”, считал действительность проекцией души в область протяженного Находящийся в процессе становления, во власти судьбы мир есть всего лишь символ и знак того, кто его воспринимает. Шпенглер исходил из тезиса, что существует столько же миров, сколько людей и культур, и каждый такой мир “оказывается постоянно новым, однократным, никогда не повторяющимся переживанием”.

Религия для Шпенглера являлась осуществлением языка форм культуры. Он выделял три формы культуры и соответственно выражения душевной стихии: аполлоновскую, фаустовскую и магическую, которые являются Причиной возникновения религии. Источник религиозного миросозерцания — это вражда между душой и миром; страх перед миром, находящимся в процессе становления, вызывает в человеческой душе стремление к созиданию определенных форм, в которых находят воплощение религиозные потребности индивида. Причины религии, с точки зрения Шпенглера, коренятся в Интуитивном Переживании душой процесса жизни, судьбы (неотвратимости смерти), времени и временности бытия. Происходит раздвоение действительности в сознании личности на, так сказать, светский мир человеческой души и ее религиозный мир. Душа сознает свое одиночество среди чуждого ей мира, .представляющегося царством темных сил, воплощением зла, поэтому в противоборстве с действительностью создает мир культуры, сущностью которого является религия.

Информация о работе Гносеология