Гносеология, или теория познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:05, реферат

Описание работы

Гносеология как учение о познании относится к философским дисциплинам. Она занимается исследованиями, теориями познания и критикой. Гносеология рассматривает познание с позиций отношения исследователя к исследуемому объекту. Как учение о познании, она включает в себя субъект, наделенный волей и сознанием, и объект природы, противостоящий ему, независимый от воли и сознания субъекта, объединенный с ним лишь познавательным отношением.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 2
Основная часть ………………………………………………………………. 4
Созерцание ……………………………………………………………. 4
Представление ……………………………………………………….... 5
Мышление ……………………………………………………………... 10
Заключение …………………………………………………………………… 16
Список используемой литературы ………………………………………….. 17

Файлы: 1 файл

гносеология реферат.docx

— 50.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Оглавление

 

 

 

                                                                                                                                        Стр.

 

  1. Введение ………………………………………………………………………   2
  2. Основная часть ……………………………………………………………….    4
    1. Созерцание …………………………………………………………….    4
    2. Представление ………………………………………………………....    5
    3. Мышление ……………………………………………………………...   10
  3. Заключение ……………………………………………………………………   16
  4. Список используемой литературы …………………………………………..   17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

    Гносеология как учение о познании относится к философским дисциплинам. Она занимается исследованиями, теориями познания и критикой. Гносеология рассматривает познание с позиций отношения исследователя к исследуемому объекту. Как учение о познании, она включает в себя субъект, наделенный волей и сознанием, и объект природы, противостоящий ему, независимый от воли и сознания субъекта, объединенный с ним лишь познавательным отношением.

 

Данное направление, т.е. гносеология, изучает такие проблемы как:

    • Интерпретация объекта и субъекта познания;
    • Структуру процесса познания;
    • Проблему истины;
    • Проблематику методов и форм познания;

 

   Также гносеология изучает проблематику сути познания, определяя его возможности, а также то, как соотносятся знания и реальность. Направление выявляет условия, при которых познание является достоверным и истинным. Теория познания выступает основой гносеологии. Задачи этой науки заключены в анализе всеобщих оснований, которые дают возможность расценивать результат познания в качестве знания, которое выражает истинное, реально положение вещей. Гносеология сложилась в качестве сферы философского знания еще до формирования современной науки. Гносеология опирается на эмпирические данные, которые подтверждают ее теорию с позиции их обоснованности, определяя и анализируя в них достоверные и проблематичные знания.

 

 

    В составе философии гносеология зародилась в античности. Условием ее зарождения явился переход, изменивший взгляд на познание. Его не стали рассматривать как естественный процесс, который заложен в природе человека, а перешли к желанию контролировать познавательную деятельность.

 

   Выделяют определенные этапы развития гносеологии:

 

    1. Познание анализируется как деятельность разума. В это время изучали технику мышления, а логика являлась основной гносеологической дисциплиной.
    2. Методология становится основной гносеологической дисциплиной, заменяя логику. Гносеология  изучает практический и чувственный опыт, связь чувств и разума, технологии экспериментального и опытного исследования.
    3. На этом этапе происходит учет многообразия оснований и способов познания, основываются новые гносеологический школы: теория неявного знания, герменевтика, феноменология, семиотика, сциентизм.

 

   Познание протекает в двух формах: рациональное и чувственное. Чувственное познание обусловлено получением информации благодаря органам чувств и нервной системы. Знания в реальности сохраняются и обрабатываются в  виде наглядных образов. Рациональное познание основано на абстрактно-логическом мышлении. Осмысление реальности осуществляется посредством обобщенных символических знаковых средств. Познавательная человеческая деятельность в основном опирается на способность к рациональному познанию. В то время как чувственное познание относительно схоже с познанием высших животных. Такие операции как объединение, различение, сопоставление данных, одинаковы для рационального и чувственного познания. Главными формами чувственного познания являются восприятие, ощущение и представление. Главными формами рационального познания являются суждения, понятия, умозаключения.

 

    Актуальность данной работы заключается в том, что каждый человек, так или иначе, существуя, познает мир. Этот процесс – один из основных потребностей человека. А как мы знаем, его и изучает гносеология. Поэтому я уверена, данная тема будет актуальна и через сотни лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основная часть

 

 

   Дух человека состоит из следующих формообразований: души, сознания, самосознания, разума, интеллекта и воли. Каждая из этих форм играет в нём свою незаменимую роль. Функция познания окружающего мира принадлежит интеллекту человека.

 

Интеллект – это творческая мастерская нашего духа. Его задача:

а) производить знания об окружающем мире,

б)  хранить (помнить) их,

в) преобразовывать их в  различные планы и проекты  по переустройству мира.

 

Интеллект и деятельность познания представляют собой одно и  то же. Все интеллектуальные способности  человека – созерцание, представление, воображение, память, мышление – не имеют никакого самостоятельного значения вне деятельности познания и выступают  лишь в качестве её рабочих моментов.

Сам процесс познания включает в себя три последовательных ступени  деятельности интеллекта:

1) созерцание,

2) представление,

3) мышление.

 

 

2.1.  Созерцание

 

Начальный пункт процесса познания – акт ощущения предмета. В этом акте мы имеем непосредственное единство субъекта и объекта, человека и воспринимаемого им предмета. По полноте и свежести ощущений данная ступень является самой богатой, но по степени их мыслительного оформления она является самой бедной. В ощущении содержится весь разум – вся совокупность материала духа. Все наши представления, мысли и понятия … развиваются  в нашем ощущающем интеллекте.

 

Воспринимаемые нами ощущения различны. Во-первых, потому, что они  приходят к нам от различных предметов. Во-вторых, потому, что они поступают  в нас через различные органы чувств: осязания, обоняния, слуха, зрения и вкуса. В силу этого каждое ощущение представляет собой некое особенное  возбуждение, отличающееся от других своим  качеством и интенсивностью.

 

Отсюда вторая ступень  созерцания – проявление внимания. Поскольку ощущения различны, интеллекту приходится проявлять к ним своё внимание. Если бы все ощущения были одинаковы, то такая форма деятельности не потребовалась бы. Но коль скоро  ощущения различны, человек вынужден воспринимать каждое из них в его  особенности и, следовательно, проявлять  к ним своё внимание. Те ощущения, на которые человек обращает своё внимание, становятся его внутренними  чувствами. Чувства отличаются от ощущений тем, что они появляются благодаря  внутреннему отношению нашего интеллекта к воспринимаемым нами ощущениям (в  форме проявления внимания), тогда как собственно ощущения возникают у человека через его внешнее отношение к предмету.

 

   Здесь уместно было бы вспомнить те эпизоды из своего детства, когда каждый из нас впервые начал обращать внимание на свои ощущения и тем самым стал обнаруживать их в себе в качестве чувств. Это самые первые ощущения запахов цветов, звуков полёта шмеля, разноцветья красок природы и т.д. Конечно, все это мы воспринимали и ранее, но способность находить данный материал в себе в качестве своих собственных чувств  появляется у ребёнка лишь к 4-5 годам.

 

   Третья ступень – формирование созерцания как такового. Акт проявления внимания не только полагает ощущения в качестве различных внутренних чувств, но и обнаруживает их связанность друг с другом. Единство этих двух моментов проявления внимания – а) различения ощущений и б) связывания их воедино даёт интеллекту созерцание в собственном смысле этого слова. Иначе говоря, созерцаемый образ возникает из ощущений только тех предметов, на которые мы обращаем своё внимание.

 

   Превратив ощущения в чувства и соединив их в целостный образ, интеллект перестаёт нуждаться в самом воспринимаемом предмете. Он перестаёт обращать на него внимание и тем самым подвергает его отрицанию. Через акт такого отрицания образ созерцаемого предмета отделяется от самого предмета и превращается в представлении.

 

 

2.2. Представление

 

   Представление – это внутренне усвоенное созерцание. В акте созерцания нам необходимо очное присутствие предмета, тогда как представление уже не требует этого. В словах: «Я это видел» очень удачно выражена суть перехода от созерцания к представлению. То, что я видел ранее, продолжает сохраняться во мне в форме идеального образа, хотя сам предмет я уже не созерцаю. Следовательно, я не только созерцал данный предмет в прошлом, но и в настоящее время продолжаю удерживать его образ в своём представлении.

 

    Первая ступень представления – акт припоминания. Попавший в сферу представления образ предмета оказывается оторванным от всех тех внешних связей, в которых существует сам реальный предмет. В силу этого данный образ принимает одиночный и случайный характер. Он подобен песчинке, случайно залетевшей в замкнутое пространство человеческой головы.

 

   Чем более свеж эпизод созерцания предмета, тем более чётким и ярким является его образ, но постепенно он тускнеет и стирается. Той толики внимания, которая была уделена непосредственному созерцанию предмета, хватает лишь на то, чтобы перенести его образ в своё представление. Но попав в него и не получив от него никаких пометок, образ со временем забывается. Бесконечная череда образов предметов, на которые мы случайно обращаем своё внимание, сохраняется в запасниках нашего интеллекта в бессознательной форме, и мы не знаем, какое множество их дремлет внутри нас. Они время от времени всплывают в нашем представлении, но их невозможно сознательно вызвать.

 

   Чтобы мы могли вспомнить такой бессознательно сохранённый образ, требуется повторное созерцание самого предмета. Припоминание означает совпадение образа повторно созерцаемого предмета с уже имеющимся в нашем представлении. Первый эпизод созерцания закрепляется за счёт второго, второй – за счёт первого. Благодаря повторному созерцанию образ предмета фиксируется в нашем представлении и становится образом в собственном смысле этого слова.

 

   Вторая ступень представления – воображение. Оказавшиеся в сфере представления человека образы предметов освобождаются от всех своих реальных связей. Благодаря этому наш интеллект получает возможность проявлять своё воображение, т.е. проявлять способность создавать из имеющихся у него образов нечто отличное от них. Сама способность к воображению основана на схожести (тождестве) и различии предметов. Когда их образы чем-то отличаются друг от друга, возникает материал для воображения

 

Способность воображения  включает в себя:

 

а) воспроизводящую силу, вызывающую образы предметов на поверхность нашего сознания;

б) ассоциирующую силу, соотносящую образы между собой и создающую общие представления предметов;

в) творческую силу, производящую символы и знаки, с помощью которых идеальные образы выносятся из нашей головы во внешний мир.

 

   Воспроизводящая сила воображения – это способность интеллекта находить хранящиеся в нём образы предметов без их непосредственного созерцания. Этим воспроизводящая сила воображения отличается от простого припоминания, которое ещё требует повторного созерцания предмета.

 

   Деятельность интеллекта по воспроизведению хранящихся в представлении образов формальна. Она ещё не связана с выявлением содержательных связей между ними.

 

   Ассоциирующая сила воображения. «Сила воображения не только вызывает имеющиеся образы, но и относит их друг к другу. На этой ступени она выступает как деятельность ассоциирования образов». Английские сенсуалисты (Дж. Локк, Дж. Беркли) придавали большое значение так называемым законам ассоциации идей. Но таковых законов, по мнению Гегеля, не существует. Своеобразие ассоциаций зависит главным образом от состояния того человека, которому они принадлежат. Они возникают по принципу: «у кого чего болит, тот о том и говорит». Обычный разговор о том, о сём развивается как раз в русле спонтанно возникающих ассоциаций. Начинают говорить о погоде, затем переходят на одежду, от одежды – к ценам, от цен – к политике и т.д.

 

   Положительным результатом ассоциирующей деятельности воображения являются общие представления. Они появляются благодаря наличию каких-либо общих черт у ряда предметов. Например: роза красная, вишня красная, отсюда – общее представление красного цвета. Либо общее может выступать как род, к которому сводятся схожие образы предметов. Например: берёза – дерево, дуб – дерево, сосна – дерево, отсюда – общее представление дерева как такового.

 

   Общие представления могут близко походить на свои предметы, а могут сильно отличаться от них. Чем выше уровень общности таких представлений, тем меньше они соответствуют своим реальным прототипам. Тем самым ассоциирующая сила воображения переходит в фантазию, создающую собственный мир искусственных образов.

Информация о работе Гносеология, или теория познания