Герменевтика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:48, реферат

Описание работы

Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна[1]):
• искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности[2];
• направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 33.67 Кб (Скачать файл)

Герменевтика

Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна[1]):

  • искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности[2];
  • направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Теоретик и (или) практик  в области библейской (богословской), философской или филологической (дисциплина филологической критики) герменевтики называется гермене́втом.

Т.е. герменевтика может рассматриваться  как богословская, философская и  филологическая дисциплина.

Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.

Экзегетика (греч. exegetike, от exegeomai — истолковываю; Относится к содержательно-смысловому аспекту толкования Писания), учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников. Понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий и вскрытием намёков, смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения. Применительно к Библии Г. (Hermeneutica Sacra) означает выяснение троякого смысла текста: чувственно буквального (чудеса словом, прикосновением, кто-то куда-то ушел, где жил), отвлеченно-нравоучительного (притчи) и идеально-мистического (чудеса, учение об ангелах и демонов, рае и аде). Помимо литературы (Восстановлении первоначального смысла литературных памятников, дошедших в искажённом и частичном виде, непонятных без комментариев.). Г. применяется также в музыке, в юриспруденции (толкование законов). Герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование (+ системный (подход: система уравнений – различные пути, способы решения проблемы, + комплексный (подход через призму многих наук)).

Ересь -и ; (греч. háiresis - особое вероучение) – отклонение от догматов.

Понятие Герменевтика теперь мало употребительно и перекрывается более широким понятием Интерпретация, имеющим в виду также и новую литературу.

Объектом (предметом) понимания исследования в герменевтике как правило является текст (причем понятый широкой как любая последовательность чего-либо, не только выраженное в языке: это могут быть явления природы (шаровая молния), какие-то объекты (7 чудес света…) и т.п.). Человек должен заставить текст заговорить. В этой ситуации, именно интерпретатор ставит вопросы. Но инициатива принадлежит ему не в полной мере: он вынужден приспосабливаться к ситуации, подбирать вопросы, прислушиваясь при этом не к себе, а к тексту. В конечном итоге, в этом процессе реализуется взаимодействие текста и интерпретатора. 

Основные вопросы герменевтики:

• как возможно понимание (какими способами я могу понять, интерпретировать, растолковать текст)?

• как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики (девиз): существовать - значит быть понятым (т.е. понимание самого бытия, т.е. сущность бытия состоит в понимании этого бытия; бытие – то, что можно как-то понять; т.е. не существовать – значит не быть понятым; то, что не может быть понятым – не существует). Или, другими словами, как устроено само понимание, сам механизм понимания??? Понимание бытия, понимание истоков.

Похоже на онтологию?

Онтология - Раздел философии, изучающий бытие, его основы, принципы, структуру и закономерности.

 

К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

• "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между  автором текста, самим текстом  и читателем;

• "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания (Спираль?). Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь (автора) является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу, соотнесение целого и частного и есть понимание. Гадамер, как и всякий герменевтик, привержен идее герменевтического круга. «...Процесс понимания постоянно переходит от целого к части и обратно к целому. Задача состоит в том, чтобы концентрическими кругами расширять единство понятого смысла». «Тот, кто хочет понять текст, постоянно осуществляет набрасывание смысла. Как только в тексте начинает проясняться какой-то смысл, он делает предварительный набросок смысла всего текста в целом. Но и этот первый смысл проясняется в свою очередь лишь потому, что мы с самого начала читаем текст, ожидая найти в нем тот или иной определенный смысл». Т.е. мы поняли какой-то кусок текста и делаем предварительный набросок всего текста, а потом, читая дальше корректируем наш общей набросок всего текста, расширяем горизонты понимания. Т.е. идём от частного к общему и потом опять от общего к частному и т.д.

Гадамер - приверженец циклического нарастания понимания. Представляя процесс понимания как круг - процесс без какой-либо очевидной субординации: предпонимание, ожидание смысла текста, понимание, интерпретация, язык... И набор этих моментов остается всегда одним и тем же, меняясь, они остаются самими собой.

Субординация - система строгого служебного подчинения младших старшим.

Приступая к интерпретации, герменевтик ставит перед собой задачу раздвинуть горизонты понимания. «Горизонт - поле зрения, охватывающее и обнимающее все то, что может быть увидено из какого-либо пункта». Горизонты смещаются в ходе изменения герменевтической ситуации. Понимание при этом выступает как слияние горизонтов. – Э. Гуссерль.

Интерпретатор, находясь в  актуальном горизонте, постоянно «пробрасывает» себя вперед. Тем самым он расширяет  свой горизонт и создает условие  для понимания. Понимание наступает  тогда, когда происходит расширение и встреча горизонтов. Если нет  слияния горизонтов, то нет и понимания. Гадамер пишет, что до тех пор, пока мой горизонт не достиг предмета моего интереса, текста, прошлого, другого человека, я не понимаю. Понимание не есть перенесение себя в чуждую субъективность: это невозможно. Понимание есть расширение своего горизонта и обозрение другого нечто в правильных пропорциях. Тем самым ранее непонимаемое попало внутрь моего горизонта. Далекое стало близким…Т.е. когда я прочёл какое-либо предложение, у меня есть несколько вариантов его интерпретации – горизонтов, и встреча, слияния этих горизонтов выдают мне, что называется, средний оптимальный результат толкования.

Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики).

Гносеология - раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность; теория познания.

Ганс  Гадамер: Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия.

В течение жизни  человек, во-первых, накапливает опыт (причем большую его часть составляет опыт, наработанный другими поколениями, — "опыт мира"), во-вторых, вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира" от прошлых поколений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляется, главным образом, через книги — тексты, "язык". Следовательно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии.

Понимание осуществляется двумя путями (их совокупность): (по Фридриху Шлейермахеру):

(Первым претендентом на систематическую разработку герменевтики как философского метода считается Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834) – протестантский теолог и философ)

  • дивинации — искусственного "вчувствования", "вживания", «сопереживания» в душу автора произведения. Например, Философ и историк Вильгельм Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «вчувствования».

Дильтей полагал, что природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем. Объяснение предполагает подведение частных случаев под общее правило (закон). И объяснение становится одной из логических операций, широко востребованных в естествознании.

Если в основе объяснения лежит опыт, продуктивно-конструкторская  деятельность рассудка, то понимание  сходно с интуицией и характеризуется  непосредственным постижением некоторой  духовной целостности. Собственный  мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого путем «сочувствования», «сопереживания». Герменевтика же выступает как метод понимания культуры.

Понимание в такой ситуации приводит к таким категориям, как значение, ценность, цель, развитие, идеал. 

Собственные переживания  даны личности изначально, благодаря  настоящему и воспоминаниям. Духовный мир Другого дан благодаря вчувствованию в этот мир и знанию его автобиографии.

  • сравнения — сопоставления фактов, других данных. Сопоставления высказываний, содержащих общий смысл (т.е. понимание за счет мышления). Т.е. это такой логический метод, рациональный немного. Когда мы берём несколько вариантов перевода и сравниваем их и выбираем оптимальный. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят. При этом у интерпретатора два адресата (объекта) понимания: текст и его автор. И имеют место оба типа понимания. Но в итоге получаются разные диалоги (диалог с автором и диалог с текстом). И разница состоит в степени представленности психологического аспекта (сознательное и бессознательное). В диалоге с автором его больше. Интерпретатор стремится понять не только сознательную, но и бессознательную сторону творчества анализируемого автора. Более того, Шлейермахер ставит задачу понять автора и его произведение лучше, чем сам автор понимал себя и свой труд.

С помощью первого выявляется "дух языка", с помощью второго — "дух автора".

Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании и его будет неинтересно читать (всё будет слишком прямолинейно).

Шлейермахер Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности произведения. 

В историческом отношении герменевтика может быть рассмотрена применительно  к:

  • - философствованию Сократа (его диалоги нередко называют герменевтическим разговором);
  • - средневековой теологической герменевтике (Августин). Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались "расшифровкой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.

В средневековой проекции герменевтика стремилась выделять разнообразные  смыслы в священных текстах: литературный (как разъяснение исторического послания); аллегорический (как разъяснение содержания веры, заключенной в тексте); тропологический (моральный); анадодический (указывающий на будущее); эсхатологический(разъясняющий идею конца света). В средневековой герменевтике все существующее рассматривается как образ, как символ Божественного. Отсюда вытекает, что герменевтический смысл усматривался не только в текстах, но и в явлениях действительности, в отдельных вещах. Тем самым в средние века закладывается понимание герменевтики как универсального учения;

  • - в Новое время наблюдается крен герменевтики в филологию, историю и юриспруденцию. Цель герменевтических толкований заключалась в освобождении текстов от неясностей, возникающих в том числе в процессе переводов текстов с одного языка на другой (Й. Даннауер, середина 17 века). Значительных успехов в разработке юридической герменевтики добился  в первой половине 19 века Ф.К. Савиньи. Он рассматривал четыре типа интерпретации: грамматическую (смысл слов и предложений); систематическую (понимание данного закона исходя из горизонта всех законов как единого целого); историческую (что уже было и что имеет место в настоящем в сфере права); телеологическую (смысл и цель рассматриваемого закона).

 

К числу современных  философов- герменевтов можно отнести Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913). 

Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах - условиях человеческого существования. Их два - положенность и понимание:

  • положенность — человеческое бытие определено не мышлением, а фактом своего пребывания в мире (человек вначале "положен", то есть он есть, а уже затем мыслит);
  • понимание — человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание — это истолкование и интерпретация (человек истолковывает свое бытие в мире определенным образом, и данное истолкование есть понимание человеком смысла своей жизни, своего места в мире).

Информация о работе Герменевтика