Формирование новой картины мира и натурфилософия Возрождения. Н. Кузанский. Н. Коперник. Г. Галилей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

Одно из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения - возникновение натурфилософии, свободной от подчинения теологии. Объектом исследования выступают особенности этого периода. Данную тему нельзя назвать актуальной на сегодняшний момент т.к. обществу по разным причинам более интересны другие периоды и взгляды, например по последним данным "всемирной сети" наиболее частыми стали запросы о Восточных цивилизациях. Тема натурфилософии Возрождения недостаточно разработана различными авторами, поэтому найти материал достаточно сложно.
Цель работы - выстроить линию развития натурфилософической мысли эпохи Возрождения, охарактеризовать и выявить особенности.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Эпоха Возрождения.................................................................................................4
2. Натурфилософия......................................................................................................6
3. Особенности натурфилософии...............................................................................7
4. Выдающиеся деятели эпохи...................................................................................9
4.1 Николай Кузанский...............................................................................................9
4.2 Коперник..............................................................................................................11
4.3 Галилей.................................................................................................................13
Заключение.................................................................................................................15
Список литературы....................................................

Файлы: 1 файл

конт философия.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Гелиоцентрическая модель Вселенной легко объясняла кажущиеся  каждодневные перемещения небес  и ежегодное передвижение Солнца, объясняя их каждодневным вращением Земли вокруг своей оси и ее ежегодным обращением вокруг центра, то есть Солнца. Видимость же движения Солнца и звезд теперь можно было истолковать как обман чувств наблюдателя, создаваемый перемещением самой Земли. Тогда великие небесные движения оказывались всего-навсего проекцией движения Земли, совершаемого в противоположном направлении. Традиционное возражение что движение Земли разнесло бы на куски саму Землю и уничтожило бы все находящиеся на ней предметы, Коперник парировал встречным возражением: геоцентрическая теория предполагает движение гораздо более быстрое, причем совершаемое неизмеримо большими небесами, что должно было бы привести к разрушениям еще более грандиозным.

Коперник "выстроил" планеты в новом порядке их удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Земля и Луна, Марс, Юпитер, Сатурн,-- что устраняло прежний геоцентрический порядок расположения и предлагало простой и сообразный ответ на прежде так и не разрешенную загадку: почему Меркурий и Венера появляются всегда вблизи Солнца? Объяснения, которые предоставляла этой и другим подобным задачам гелиоцентрическая система, убедила Коперника в ее преимуществе над птолемеевой системой. Некоторое "оправдание" (правда, все еще весьма приблизительное) получил выявленный оптический эффект, причем вся концепция в целом была достаточно стройной. Несмотря на то, что здравый смысл явно свидетельствовал в пользу обратного, не говоря уже о почти двухтысячелетней научной традиции, Коперник был твердо уверен, что Земля движется.

 

4.5 Галилео  Галилей

 

Основоположником экспериментально-математического  метода исследования природы был  великий итальянский ученый Галилео  Галилей (1564- 1642). Леонардо да Винчи дал  лишь наброски такого метода изучения природы, Галилей же оставил развернутое изложение этого метода и сформулировал важнейшие принципы механического мира.

Для торжества теории Коперника и идей, высказанных  Джордано Бруно, а следовательно, и  для прогресса материалистического  мировоззрения вообще огромное значение имели астрономические открытия, сделанные Галилеем с помощью сконструированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты на Луне (в его представлении - "горы" и "моря"), разглядел бесчисленные, скопления звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники, Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т.д. Благодаря этим открытиям Галилей стяжал всеевропейскую славу "Колумба неба". Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутников Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника, а явления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятна на Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и неба. Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.

Занимаясь вопросами  механики, Галилей открыл ряд ее фундаментальных законов: пропорциональность пути, проходимого падающими телами, квадратам времени их падения; равенство  скоростей падения тел различного веса в безвоздушной среде (вопреки мнению Аристотеля и схоластиков о пропорциональности скорости падения тел их весу); сохранение прямолинейного равномерного движения, сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не прекратит его (что впоследствии получило название закона инерции), и др.

Все эти идеи великий  ученый сформулировал в "Диалоге  о двух главнейших системах мира - птолемеевой  и коперниковой" (1632), научно доказавшем истинность теории Коперника. Эта книга  послужила поводом для обвинения Галилея со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизицией; в 1633 г. состоялся его знаменитый процесс, на котором он был вынужден формально отречься от своих "заблуждений". Его книга была запрещена, однако приостановить дальнейшее торжество идей Коперника, Бруно и Галилея церковь уже не могла. Итальянский мыслитель вышел победителем.

Заслуга Галилея состоит  в том, что он разработал принципы научного исследования природы, о которых  мечтал Леонардо. Если подавляющее большинство мыслителей эпохи Возрождения, подчеркивавших значение опыта в познании природы, имели в виду опыт, как простое наблюдение ее явлений, пассивное восприятие их, то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента, т. е. планомерно поставленного опыта, посредством которого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них.

Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, должен пользоваться двойным методом: резолютивным (аналитическим) и композитивным (синтетическим). Под композитивным методом Галилей подразумевает дедукцию. Но он понимает ее не как простую силлогистику, вполне приемлемую и для схоластики, а как путь математического исчисления фактов, интересующих ученого. Многие мыслители этой эпохи, возрождая античные традиции пифагореизма, мечтали о таком исчислении, но только Галилей поставил его на научную почву. Тем самым он нашел научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связать абстрактное научное мышление с конкретным восприятием явлений и процессов природы.

 

Заключение

 

Эпоха Возрождения отмечена крупными научными сдвигами в области  естествознания. Его развитие связано с запросами практики в этот период (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.) Наряду с другими открытиями и философия перешла на новый уровень. Величайшие идеи были выдвинуты представителями всех уголков Европы, которые создали базу, первую ступень в развитии всей дальнейшей философской науки. Особенностями натурфилософии были: натуралистический пантеизм, органистический взгляд на мир, понимание человека как части природы, стремление дать цельную и универсальную картину мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Тарнас Р. История  западного мышления / Пер. с английского  Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 448 с.

2. Сократ; Платон/Е.Н. Орлов;  Аристотель/Е.Ф. Литвинова; Сенека/Пл.Краснов;  Бруно/Ю.М. Антоновский: Биогр.очерки. - Спб.: ЛИО Редактор, 1994. - 326 с. - (Жизнь замечательных людей).

3. Перевезенцев С.В.  Практикум по истории западноевропейской  философии: Античность. Средневековье.  Эпоха Возрождения./ Пособие для  изучающих историю философии. - М.: Учебная литература, 1997. - 480 с.

4. Спиркин А.Г. Философия:  Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2001. - 736с.

5. Философский словарь/  Под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

6. История искусств: Учеб.пособие  для учащ.худож.школ и училищ/ Авторы-сост. А. Воротников, О. Горшковоз, О. Ёркина. - Мн.: Литература, 1997.- 608с.

7. История мировой  культуры/ Сост. Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. - М.: Филолог.об-во "Слово", Центр  гуманитар.наук при ф-те журналистики  МГУ им.М.В. Ломоносова, ТКО "АСТ", 1996.-610с.


Информация о работе Формирование новой картины мира и натурфилософия Возрождения. Н. Кузанский. Н. Коперник. Г. Галилей