Формирование новой картины мира и натурфилософия Возрождения. Н. Кузанский. Н. Коперник. Г. Галилей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

Одно из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения - возникновение натурфилософии, свободной от подчинения теологии. Объектом исследования выступают особенности этого периода. Данную тему нельзя назвать актуальной на сегодняшний момент т.к. обществу по разным причинам более интересны другие периоды и взгляды, например по последним данным "всемирной сети" наиболее частыми стали запросы о Восточных цивилизациях. Тема натурфилософии Возрождения недостаточно разработана различными авторами, поэтому найти материал достаточно сложно.
Цель работы - выстроить линию развития натурфилософической мысли эпохи Возрождения, охарактеризовать и выявить особенности.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Эпоха Возрождения.................................................................................................4
2. Натурфилософия......................................................................................................6
3. Особенности натурфилософии...............................................................................7
4. Выдающиеся деятели эпохи...................................................................................9
4.1 Николай Кузанский...............................................................................................9
4.2 Коперник..............................................................................................................11
4.3 Галилей.................................................................................................................13
Заключение.................................................................................................................15
Список литературы....................................................

Файлы: 1 файл

конт философия.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

Факультет непрерывного профессионального образования

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по философии

Формирование  новой картины мира и натурфилософия Возрождения.

 Н. Кузанский. Н. Коперник. Г. Галилей.

 

 

 

 

 

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Проверил: Платонова С. И.

         Выполнил: студент гр. 48

                                                       Шарипова Г.Х.

                                                                                       Специальность:

                                                                                       Экономика и управление

                                                                                       на предприятии АПК

                                                         Шифр: 1005077

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2011

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1. Эпоха Возрождения.................................................................................................4

2. Натурфилософия......................................................................................................6

3. Особенности натурфилософии...............................................................................7

4. Выдающиеся деятели  эпохи...................................................................................9

4.1 Николай Кузанский...............................................................................................9

4.2 Коперник..............................................................................................................11

4.3 Галилей.................................................................................................................13

Заключение.................................................................................................................15

Список литературы....................................................................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

Возрождение - эпоха в  культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной  Европы. Границы этого периода  в разных странах различны и не совпадают по времени, но отличаются сходными особенностями. Полного развития культура Возрождения достигла в творчестве выдающихся художников и мыслителей. Разительный переворот в изобразительном искусстве произошел благодаря этим титанам духа, многосторонне образованным, ученым людям. Человек Возрождения был достаточно противоречив: интерес к медицине сочетался с освоением магии, человек строил машины и вызывал духов. Но вера человека в свои силы была открыта и пережита тогда во всей полноте. Веком гениев называют 17-е столетие историки философии и естественных наук. При этом они имеют ввиду множество блестящих мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувших естественные науки, особенно философию. Одно из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения - возникновение натурфилософии, свободной от подчинения теологии. Объектом исследования выступают особенности этого периода.  Данную тему нельзя назвать актуальной на сегодняшний момент т.к. обществу по разным причинам более интересны другие периоды и взгляды, например по последним данным "всемирной сети" наиболее частыми стали запросы о Восточных цивилизациях. Тема натурфилософии Возрождения недостаточно разработана различными авторами, поэтому найти материал достаточно сложно.

Цель работы - выстроить  линию развития натурфилософической  мысли эпохи Возрождения, охарактеризовать и выявить особенности.

 

 

 

 1. Эпоха Возрождения

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ (философия) - совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени. Собственно Возрождением называют этап в развитии культуры Западной и Центральной Европы (14--16 вв.), хотя, как показали исследования, аналогичные процессы, специфически выраженные и протекавшие в разное время, имели место и в культурах стран Востока. Наиболее общая отличительная черта философии Возрождения -- утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания, рассматриваемых, в отличие от средневековой философии (Схоластика), как самодовлеющие сущности, а не через призму потустороннего божественного абсолюта (надмировой божественной личности). Отсюда присущий ей (и культуре Возрождения в целом) светский и гуманистический (Гуманизм) характер и большой удельный вес в ней космологических и натурфилософских концепций. Противоречивое влияние на формирование философии оказали как антично-средневековое философское наследие, так и развитие науки, связанное прежде всего с открытием Коперника, великими географическими открытиями, проникновением в естествознание количественно-математических методов. Для мировоззренческих представлений Возрождения характерен взгляд на природу, мироздание как на подчиняющееся законам, разумное, одушевленное целое. Основу этих представлений составлял пантеизм, приобретший различные оттенки и опиравшийся на различные философские воззрения. Наибольшее распространение из них получил неоплатонизм (Платоновская академия во Флоренции -- М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола). Видный представитель неоплатонизма, соединенного с идеями немецкой мистики, Николай Кузанский, развивший учение о совпадении в едином начале бога как абсолютного максимума с абсолютным минимумом, пришел к выводу о бесконечности Вселенной. Натуралистический характер (отождествление единого с природой) указанные воззрения приобрели у Бруно. Натуралистические тенденции пантеизма проявились и в учениях Телезио, Дж. Кардано, Патрици. Гуманизм философии Возрождения выразился в представлениях о человеке как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью, единством духовного и телесного. Защита достоинства человека, освобождение его разума и воли от сковывающих их пут -- таков пафос гуманистической этики Возрождения. В нем заключался и индивидуалистический оттенок: призыв к наибольшей полноте жизненных ощущений, ограниченной лишь соображениями пользы и чувством самосохранения (К. Раймонди, Лоренцо Валла). подчинение моральных принципов достижению цели ("Государь" Макиавелли). Однако это был индивидуализм, делающий первые шаги и далекий от узости и ограниченности, которые он приобретает в буржуазную эпоху. Об этом свидетельствуют и свойственное многим гуманистам представление о разумности человеческой деятельности, и идеи врожденной склонности человека к добру (Кардано), и упования на идеальное, разумное общественное устройство (в формировавшихся в этот период социально-утопических представлениях -- Мор, Мюнцер, Кампанелла), и элементы трагизма, присущие жизнеутверждающей в целом культуре Возрождения противоречивая, наполненная большими социальными изменениями переходная эпоха отразилась и в социально-политических концепциях. Для них характерны: утверждение независимости государственно-политических и др. форм общественной жизни от санкции церкви, поиски способов выражения в них народной воли и суверенитета (Макиавелли, Ж. Боден, Э. Ла Боэси. А. Моджевский). В многомерности и многоплановости идей Возрождения -- истоки многих философских представлений, получивших развитие в последующие эпохи.

 

 

 

 

 

 2. Натурфилософия

 

НАТУРФИЛОСОФИЯ -- философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и натурфилософией как и место самой натурфилософии в системе других философских дисциплин, менялись в истории философии. В древности натурфилософия фактически сливалась с естествознанием и в древнегреческой философии обычно именовалась физикой. Древней натурфилософии свойственно стихийно- и наивно-диалектическое истолкование природы как связного и живого целого идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы) (Гилозоизм). Органическую часть натурфилософии составляли также космология и космогония. Элементы натурфилософии присущи даже средневековой схоластике, они состояли главным образом в приспособлении к геоцентри-ческой картине мира некоторых принципов аристотелевской натурфилософии и космологии, а также метафизики света, содержавшейся в неоплатонизме. В эпоху Возрождения натурфилософия в борьбе против схоластической картины природы в основном сохранила понятия и принципы античной натурфилософии, но опиралась на более высокий уровень естественнонаучных знаний и развила ряд глубоких материали-стических и диалектических идей (например идею бесконечности природы и бесчисленности составляющих ее миров, идею совпадения противоположностей в бесконечно большом и бесконечно малом -- Николай Кузанский, Бруно). В 17 в. ряд отраслей естествознания, прежде всего математика и механика, выделяются из натурфилософии, но последняя все же мыслится в тесном единстве с ними. Не случайно гл. труд Ньютона, формулирующий принципы механики и астрономии, называется "Математические начала натуральной философии".

 

 

 3. Особенности натурфилософии

 

В отличие от схоластической физики, основывавшейся на метафизических и природоведческих категориях и представлениях Аристотеля, концепции ренессансных натурфилософов были ориентированы на идеи других античных философов, частично или полностью забытых в эпоху средневековья, - платонические, пифагорейские, стоические, атомистические, некоторые идеи досократовских философов ("рассуждавших о природе"). В идейный контекст античной физики некоторые ренессансные натурфилософы нередко вписывали и достижения современного им естествознания. Важнейшая особенность ренессансной натурфилософии состояла в некреационистском понимании природы, исключавшем христианско-монотеистические представления о творении природы внеприродным богом и о возможности его вмешательства в природные процессы. В своих истолкованиях природы натурфилософы Ренессанса тоже прибегали к идее бога, но это было древнейшее представление о безличном биоморфном начале, действовавшем из глубин природы, по отношению к которой оно выступало и как некий вселенский принцип единства. Такое понимание бога в европейской философии впоследствии стало обозначаться как пантеистическое. Существенной чертой ренессансной натурфилософии было утверждение взаимодействия и даже тождества микро- и макрокосма, человеческого (и вообще животного) и природного организмов. Этот принцип также восходил к глубокой древности. Он выражал биоморфные аналогии, осмысливание природы как живой, органической целостности, в глубинах которой находится безличный деятельный бог. Гилозоистическое истолкование природы как всегда живой и даже ощущающей - одна из основ ренессансной натурфилософии. Мировоззренческая ценность натурфилософских учений Ренессанса определялась главным образом восстановлением того диалектического понимания природы как целостной и самосущей, которое господствовало в античности и теперь противостояло креационистским догматам схоластической философии. Хотя некоторые из этих учений включали в себя элементы опытных знаний, накопившихся за столетия средневековья, а также положения научной мысли, появившиеся в эпоху Возрождения, значительно большую долю их содержания составляли устойчивые фантастические представления, существовавшие к тому времени века и даже тысячелетия. Весьма значительную роль в натурфилософских учениях Ренессанса играли и астрологические представления, которые опять-таки со времен глубокой древности были тесно переплетены с астрономическими знаниями. В астрологии имелось свое ("рациональное зерно", заключавшееся в идее космического взаимодействия светил, их тесной связи с земной жизнью, и эти представления вполне соответствовали тому интуитивно целостному восприятию природы, которое сближало ренессансную натурфилософию с античной. Прочная связь соединяла натурфилософию и магические суеверия. Уже на доклассовой стадии истории в человеке жила уверенность в существовании таких связей и сторон природного мира, которые могут быть весьма полезными людям. Однако поверхностность понимания подлинных, реальных связей природы порождала совершенно иллюзорные попытки воздействия на природу в интересах этой практики. Мечта гуманистов об установлении царства человека на земле далеко опережала возможности ее реализации. Отсюда широкая распространенность магических суеверий в их натурфилософских представлениях. Но они стремились их переосмыслить, увязывая магию с познанием реальных причин в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Выдающиеся  деятели эпохи

4.1 Николай  Кузанский

 

К раннему Возрождению  принято относить Николая Кузанского (1401-1464). Эта личность очень показательна, так как в ней просматриваются  основные линии более позднего развития ренессансной парадигмы. Кузанский описывает мир, в котором наличествует непрерывная и всенаправленная связь между имманентным и трансцендентным, между субъектным и объектным, между отдельным и всеобщим. Любые горизонтальные взаимосвязи обеспечиваются наличием непрерывности между принципом и его следствиями, что существенно противоречит парадигме луча и основному духу схоластики. Кузанский оказал огромное влияние на Джордано Бруно и все Возрождение. Он одним из первых занимался проблемой "бесконечно малых", ставшей основой современной математики у Декарта, Ньютона и Лейбница. Природа у Кузанского тяготеет к ее натурфилософскому пониманию. В новом контексте ставит Николай Кузанский проблему бесконечности, давая ей вполне холистское решение. Бесконечность у него (в отличие от схоластов) не есть атрибут внеположного миру Бога, строго противопоставленного конечному тварному миру. Кузанский настаивает на тождестве противоположностей и утверждает холистскую идею о сверхразумном совпадении того и другого в некотором парадоксальном моменте. Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность “иному” , не единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел - беспредельному. Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что “единому ничто не противоположно” . А отсюда он делает характерный вывод: “единое есть все” - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно. Эта формула неприемлема для христианского теизма, принципиально отличающего творение (“все” ) от творца (единого) ; но, что не менее важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со “всем” . Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть, Кузанский поэтому называет его “максимумом” ; единое же - это “минимум” . Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанский обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того - с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом, доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.

Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики. У Платона, одного из крупнейших диалектиков античности, мы не находим учения о совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой философии характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи, единого и беспредельного. Напротив, у Кузанского место единого теперь занимает

понятие актуальной бесконечности, которое и есть, собственно, совмещение противоположностей - единого и беспредельного.

 

 

4.2 Коперник

 

Научная Революция стала  одновременно и завершением эпохи  Возрождения, и решающим вкладом  в становление современного мировоззрения. Коперник, родившийся в Польше и  получивший образование в Италии, жил в пору самого расцвета Ренессанса. Стержневая идея его мировидения, хотя ей и суждено было стать незыблемым принципом современного сознания, при его жизни совершенно не укладывалась в головах большинства европейцев. Более, чем какой-либо из прочих факторов, именно Коперниково прозрение послужило и импульсом, и символом полного и окончательного разрыва с античными и средневековыми взглядами на Вселенную и перехода к взглядам современной эпохи.

Коперник искал нового решения старой как мир загадки  планет, силясь объяснить внешне хаотические планетные движения с помощью математической формулы -- простой, ясной и изящной.

В эпоху Возрождения  Европа остро нуждалась в более  совершенном календаре, и Церковь, которой календарь был насущно  необходим в целях регуляции  богослужений и руководства жизнью приходов, взялась провести его реформу. Такая реформа полностью зависела от астрономических уточнений. Когда Копернику поручили оказать папству помощь и дать совет по данному вопросу, тот ответил, что запутанное положение дел в астрономической науке преграждает путь каким бы то ни было действенным реформам.

В процессе этого труда  он узнал, что некоторые греческие  философы, в частности, пифагорейского и платоновского кругов, выдвигали  предположение о движении Земли, хотя никто из них так и не проверил эту гипотезу какими-либо астрономическими и математическими методами. Таким образом, аристотелевское представление о геоцентрической системе мира, оказалось отнюдь не единственным представлением столь чтимых греческих авторите-тов. Осмелев от сознания своей сопричастности античной традиции, вдохновившись возвышенными представлениями неоплатоников о Солнце и обретя опору в критике, которой подвергали университетские схоластики Аристотелеву физику, Коперник выдвинул свою гипотезу: "В центре вселенной находится Солнце, а Земля является одной из планет",-- и произвел математические вычисления, призванные подтвердить эту гипотезу.

Информация о работе Формирование новой картины мира и натурфилософия Возрождения. Н. Кузанский. Н. Коперник. Г. Галилей