Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:59, реферат

Описание работы

Марксизм в целом и диалектический материализм как его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда борьба пролетариата за своё социальное освобождение властно требовала познания законов развития общества, что было невозможно без материалистической диалектики, материалистам, объяснения истории. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув всестороннему анализу общественную действительность, критически переработав и усвоив всё положительное, что было создано до них в области философии, истории, экономической жизни, создали качественно новое мировоззрение. Они разрабатывали диалектический материализм в острой идейной борьбе против различных форм буржуазного мировоззрения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
Биография Ф.Энгельса………………………………………………………..3
Биография К. Маркса…………………………………………………………4
Открытие материалистической основы диалектики………………………..5
Отношение Маркса к Гегелевской диалектике……………………………..7
Развитие диалектики Марксом………………………………………………8
Философское творчество Энгельса- «Диалектика природы»…………….11

ВЫВОДЫ………………………………………………………...…………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………14

Файлы: 1 файл

filosifia.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Владимирский Государственный  Университет

Факультет Гуманитарных и Социальных наук

Кафедра философии и  религиоведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по философии

 

 

“Диалектический материализм  К. Маркса и Ф. Энгельса”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка Ю-106

Тихомирова К.А.

Принял:

Доц. Рындин В.А.

 

 

Владимир, 2007г.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2

 

  1. Биография Ф.Энгельса………………………………………………………..3
  2. Биография К. Маркса…………………………………………………………4
  3. Открытие материалистической основы диалектики………………………..5
  4. Отношение Маркса к Гегелевской диалектике……………………………..7
  5. Развитие диалектики Марксом………………………………………………8
  6. Философское творчество Энгельса- «Диалектика природы»…………….11

 

ВЫВОДЫ………………………………………………………...…………………13

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Марксизм  в целом и диалектический материализм как его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда борьба пролетариата за своё социальное освобождение властно требовала познания законов развития общества, что было невозможно без материалистической диалектики, материалистам, объяснения истории. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув всестороннему анализу общественную действительность, критически переработав и усвоив всё положительное, что было создано до них в области философии, истории, экономической жизни, создали качественно новое мировоззрение. Они разрабатывали диалектический материализм в острой идейной борьбе против различных форм буржуазного мировоззрения.

В марксистской теории принцип материализма увязан с революционным движением, сокрушением капитализма и построением нового — социалистического и коммунистического общества. Маркс в основном разрабатывал проблемы экономики, социально-философские вопросы и вопросы истории философии. Основоположник диалектического и исторического материализма, марксистской политической экономии, научного коммунизма, теоретик и идеолог пролетарского революционного движения. Главное произведение — “Капитал” в котором был разработан метод материалистической диалектики применительно к анализу политэкономической жизни общества, развито материалистическое понимание истории, исследованы законы движения капиталистического способа производства, обоснована неизбежность коммунистического общества. Важнейшим документом пролетарского движения является «Манифест Коммунистической партии», написанный Марксом совместно с Энгельсом, в котором обоснована историческая миссия пролетариата как «могильщика буржуазии», раскрыты цели и задачи революционного пролетарского движения.

 

 

1.Биография Ф. Энгельса.

 

Энгельс Фридрих (1820—1895) - немецкий философ-материалист, теоретик марксизма, друг и соратник К. Маркса, деятель мирового пролетарского движения. Обобщал достижения естествознания, анализировал диалектические процессы в природе. В молодости находился под влиянием идей Гегеля, Гейне и нем. социалиста М. Хесса. Разрабатывал идею об объективной и субъективной диалектике. Придерживался теории классов и классовой борьбы, резко критиковал капитализм, особенно стадию первоначального накопления. Основные труды: «Положение рабочего класса в Англии» от 1844г, «Манифест коммунистической партии» (совместно с Марксом) от 1848г, «Диалектика природы» от 1872-1882г, опубликованная лишь в 1925г, «Революция в науке господина Евгения Дюринга» или «Анти-Дюринг» от 1878г, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» от 1884г., «Развитие социализма от утопии к науке»1. В них, а также в обширной переписке Энгельс отстаивал, развивал и популяризировал принципы диалектического и исторического материализма, марксистской политической экономии, теории научного социализма. Энгельсом разработана трудовая гипотеза происхождения человека, диалектическая концепция природы, теория классовой борьбы, диалектико-материалистическая теория познания. Энгельс оказал огромное влияние на развитие пролетарского, социалистического движения, на работу II Интернационала. Он сформулировал основной вопрос философии, решение которого стало критерием разделения философии на материалистическую и идеалистическую партии, развивал диалектический метод, исследовал проблему предмета диалектического и исторического материализма, разрабатывал категории и законы материалистической диалектики. После смерти Маркса подготовил и опубликовал 2-й и 3-й тома «Капитала», переиздал многие произведения Маркса, защищал теорию Маркса от нападок ревизионистов. Работы Энгельса оказали большое влияние на последующее развитие марксизма.

 

2.Биография К.Маркса.

 

Карл Генрих Маркс (1818—1883) — немецкий философ, автор теории диалектического и исторического материализма, наиболее полный и последовательный выразитель материализма. Карл Маркс вырос в семье практикующего юриста и представителя древней линии наследственных раввинов. Отец его перешел в протестантство, и сын воспитывался в духе протестантизма, но рационализм и гуманизм в его мировоззрении стали результатом его собственных усилий. Созданное им политическое учение представляет собой редкую в истории попытку анализа текущей эмпирической действительности с одновременной и неизменной озабоченностью радикально ее изменить. Марксизм вместе с тем — радикальный плод просветительской традиции с ее секуляризмом и прогрессизмом. По форме марксистская философия истории многим обязана гегелевской методологии, а по своему содержанию — секуляризованной христианской эсхатологии, где миссия Христа замещена освободительной и спасительном миссией пролетариата. На это одними из первых обратили внимание русские религиозные философы (С. Булгаков, Н. Бердяев), затем западноевропейские историки философии (Б. Рассел и др.) Широкое распространение марксизма по всему миру и грандиозные вариации практического претворения его социально-политических предписаний сделали личность Маркса одним из самых заметных за прошедшие полтора столетия мировой истории мыслителей, а его самого иногда называют в западноевропейских общественных опросах человеком тысячелетия.

3. Открытие материалистической основы диалектики.

 

Философское учение Маркса основывается на критическом переосмыслении антропологического материализма Л. Фейербаха и идеалистической диалектики Г. Гегеля. Созданная Марксом материалистическая диалектика является наукой «об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления». В процессе разработки марксизма он переработал идеалистическую диалектику в материалистическую. Идеальное для Маркса — отражение материального в голове человека, свойство высокоорганизованной материи.С позиции диалектики развитие представляет собой процесс, внутренней причиной которого является противоречие, разрешающееся посредством «снятия» (отрицания) предшествующих этапов и как бы возвращения к ним, но на более высоком уровне (отрицание отрицания). Развитие предстает как скачкообразный, спиралевидный, революционный, катастрофический (перерывы постепенности) процесс бесконечного прогрессивного изменения. Законы диалектики прорывают все области природного и общественного бытия. Наиболее значимые результаты были получены при применении диалектического метода к анализу общественной жизни.

Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать философским  направлением. Скорее это способ осмысления мира.2 Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается практически во все философские эпохи.

Его основные постулаты: мир материален, мир объективен и не зависит от сознания, материя  первична, вечна, несотворенна, сознание- свойство материи, мир познаваем. Как отмечал Маркс, Гегель одновременно и открыл, и мистифицировал диалектику, представив ее независимой от реальности сферой, чистыми законами абсолютного разума. Свое исправление основ гегелевской диалектики Маркс назвал «переворачиванием» на ноги, тогда как у Гегеля она стоит на голове. Это образное выражение действительного переистолкования и существенного преобразования диалектического метода. Маркс, а затем и Энгельс обратили внимание на то, что главные, фундаментальные диалектические зависимости и отношения (указанные и логически проанализированные Гегелем) присутствуют и в реальных процессах жизни природы, общества, в повседневной практической действительности. Более того, эти зависимости открывают в реальной жизни ученые, практические деятели, никогда не бывшие гегельянцами, не владеющие технологической стороной диалектики и не умеющие устанавливать диалектические зависимости между абстрактными понятиями. Изучая математику, химию, историю экономической и политической жизни, историю культуры и технологии, Маркс и Энгельс постоянно обнаруживали в этих различных областях знания о действительности отчетливое проявление диалектических закономерностей3. Вывод был сделан в обычной для Маркса четкой теоретической форме: «Мой диалектический метод но своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». В политической  экономии,   «как  и   в естествознании,  подтверждается всемирно-исторической освободительной миссии, пролетарий превращается в коммуниста, во «всеобщего представителя» во всех сферах деятельности. Это значит, что индивид, как коммунист, должен стать практическим воплотителем уничтожения всякой социальной ограниченности.

 

4.Отношение Маркса к  Гегелевской диалектике.

Размышления о диалектике содержатся узко в ранних работах 
Маркса, подготовительных тетрадях к докторской диссертации. 
Маркс, с одной стороны, вполне профессионально, мастерски овладевает сложной технологией диалектического философствования, а с другой   критически анализирует, осмысляет сильные и слабые стороны этой технологии. Критическое отношение к гегелевской диалектике в 40-е годы Маркс разделяет с Фейербахом. Фейербах первым аз учеников великого мыслителя разочаровался в методе Гегеля и подверг его основательной критике. Отход от гегелевской диалектики был одним из важнейших моментов перехода Фейербаха от идеализма к материализму. Однако Фейербах критиковал идеалистическое основание, фундамент гегелевской диалектики, но сам метод не исследовал. Дело в том. что Гегелем было описано, каталогизировано, введено в иерархические ряды и порядки большинство приемов, схем, законов диалектического мышления. Этому была посвящена его книга «Наука логики», представлявшая собой наполненный плодотворнейшими наблюдениями и указаниями и трактат по технологии диалектического мышления. Какова исследовательская эффективность диалектической методологии, открытой Гегелем? Это было главным вопросом критического исследования Маркса.

Вместе с обретением коммунистического мировоззрения Маркс все более и более обращается к изучению реальных явлений и процессов прошлой и настоящей истории. Для понимания практических проблем — производства,  политических событий и т. п.  гегелевская методология оказалась негодной. И дело было не только в исходном идеализме, как полагал Фейербах, но и в абстрактно-философском    истолковании   действительности,   противоречащем требованиям научного, основывающегося на фактах анализа. Критикуя в «Немецкой идеологии» методы младогегельянцев, они отмечали, что к любому общественному явлению подходят с «простейшими приемами» гегелевской диалектики. Всякий социальный конфликт они легко подводили под гегелевское понимание «противоречия», которое затем «разрешали» в «высшем синтезе» противоположных начал. Например, изучать борьбу протекционистов и сторонников свободы торговли в экономической науке и практике философ-гегельянец 40-х годов не считал обязательным. Ему было достаточно обладать самым общим, обыденным, представлением о сути полемики, чтобы легко разрешить ее по гегелевскому рецепту «снятия противоположностей в высшем синтезе». Но многого ли стоит такое решение проблемы, если борьба протекционистов и фритредеров охватывает в истории экономических отношений не одно столетие?

Немало других недостатков гегелевской диалектической технологии обнаружил, объяснил и сатирически высмеял Маркс, но все же главным пороком для него оставалась именно ее неэффективность в научном изучении социальной действительности, и в деле решения практических проблем реальной жизни.

 

5.Развитие диалектики  Марксом.

 

Во второй половине 50-х  годов Маркс занимается интенсивными научными исследованиями в политической экономии. Наряду с этим большое место в его творчестве занимают работы публицистического характера   статьи по международной политике, экономическому положению в разных странах Европы, памфлеты. В 60—70-е годы большое место в творческой работе Маркса занимает теоретическое руководство деятельностью Международного Товарищества Рабочих (I Интернационал) и помощь развивающимся рабочим партиям  Германии, Франции, Англии и др. Среди статей, памфлетов, манифестов и партийных программ, написанных Марксом в эти годы, многие вносят серьезный вклад в развитие социально-философских оснований марксизма: «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1851 -1852); статьи о британской колонизации Индии (1853), «Господин Фогг» (I860) и др. Следует также отметить теоретическое значение переписки Маркса с Энгельсом, Ф. Лассалем, Л. Кугельманом и др. Особый интерес в творчество Маркса вызывают его размышления о России, о перспективах ее дальнейшего исторического развития. В текстах Маркса тема России постепенно усиливается, что соответствует развитию русского революционного движения. 
Чрезвычайно важна и   полемика с М.  Л.   Бакуниным .  Затем  письмо Маркса в редакции журнала «Отечественные записки», переписка с Н. Ф. Даниельсоном, известное письмо В. И. Засулич и дp. Среди программных документов I Интернационала, написанных Марксом, теоретически наиболее значимы материалы о франко-прусской войне 1870 года и Парижской коммуне. В последние годы в связи с полемикой о сущности социализма резко возрос интерес, к знаменитой работе Маркса «Критика Готской программы». Среди документов I Интернационала огромное значение имеют работы Маркса о Парижской коммуне и др. 4Результаты исследования законов внутренней жизни, «анатомии и физиологии» капиталистического общества были наиболее полно изложены Марксом в первом томе «Капитала» (1867). «Капитал» сделался главным теоретическим источником понимания пролетариатом своего исторического призвания, смысла своей борьбы.

Природа товара и денег, труда и капитала, образование прибавочной стоимости и природа эксплуатации, значение разделения труда, влияние машинной индустрии на положение рабочего и развитие производства, природа товара «рабочая сила», особенности заработной платы, закона накопления и расширения капитала, его исторические тенденции - решение всех этих проблем стало основанием, для выводов Маркса о неизбежности превращения частнокапиталистического производства в общественное, самоуничтожения капиталистического строя и капитала и перехода общества к социалистическим общественным отношениям.

Информация о работе Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса