Формационная теория Карла Маркса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:43, доклад

Описание работы

Формационный подход исследует общество в статике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционирования.
Объектом исследования является социология марксизма.
Предметом исследования – формационная теория Карла Маркса.
Целью данной работы является краткое изложение основных положений формационной теории Карла Маркса. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы формационной теории К. Маркса 4
1.1. Понятие общественно-экономической формации 4
1.2. Социальная статика 5
1.3. Социальная динамика 7
2. Смена общественно-экономических формаций 9

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 31.99 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский  имени В.Б. Бобкова филиал

Российской  таможенной академии

______________________________________________

Кафедра гуманитарных дисциплин 
 
 

ДОКЛАД

по дисциплине «Социология»

на тему «Формационная теория Карла Маркса» 
 

              Выполнила: студентка 3-го курса  
              очной формы обучения

              ФТД  группы 314  
              К.В. Стронская

              Подпись   

            Научный руководитель: 
            Родионова Е.С.,

              ст. преподаватель

              Подпись   
               
               
               
               

Санкт-Петербург

2011 

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические  основы формационной теории К.  Маркса 4

1.1. Понятие общественно-экономической формации 4

1.2. Социальная  статика 5

1.3. Социальная  динамика 7

2. Смена общественно-экономических формаций 9

 

Введение

     Идеи Карла Маркса покорили и продолжают покорять десятки и сотни миллионов людей, воплотились в практику многочисленных общественных движений от интеллигентских кружков и многочисленных научных течений до радикально настроенных боевых формирований, политических партий и целых стран.

     Более полутора десятков стран так называемого  социалистического лагеря (СССР, Польша, Болгария, Вьетнам, Куба и др.), построившие  на марксистских принципах экономику, политику и социальную структуру  общества, продемонстрировали экспериментальную  силу теоретических прозрений Маркса. Неважно, что социализм сегодня  побежден капитализмом, всегда найдутся люди, которые и в далеком будущем  будут считать, что идеи Маркса, верные по существу, были неправильно реализованы  на практике и что стоит попробовать  осуществить их еще раз. Поэтому выбранная мной тема остается актуальной и по сей день.

     Теоретическое учение Карла Маркса, выдвинувшего и обосновавшего формационную концепцию общества, занимает особое место в ряду социологической мысли.

     Формационный  подход исследует общество в статике  и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционирования.

     Объектом  исследования является социология марксизма.

     Предметом исследования – формационная теория Карла Маркса.

     Целью данной работы является краткое изложение основных положений формационной теории Карла Маркса. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:

 

1. Теоретические основы  формационной теории  К. Маркса

1.1. Понятие общественно-экономической  формации 

     Одним из первых в истории социологии Маркс  разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественно-экономической формации.

     Общественно-экономическая формация (от лат. formatio- образование, вид) - исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм1.

     В основе формации лежит известный  способ производства, представляющий собой единство базиса (экономики) и  надстройки (политики, идеологии, науки  и др.). История человечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической  и коммунистической формаций.

В данном определении зафиксированы следующие элементы:

1. Никакая  отдельно взятая страна, культура  или общество не может составлять  общественную формацию, но только  совокупность многих стран;

2. Тип  формации определяется не религией, искусством, идеологией и даже  не политическим режимом, а  ее фундаментом - экономикой;

3. В  самой экономике надо выделить  центральный элемент, чтобы догадаться, к какой формации принадлежит  ваша или соседняя страна;

4. Таким  элементом выступают производственные  отношения, а в них - отношения  собственности;

5. Надстройка  всегда вторична, а базис первичен, поэтому политика всегда будет  только продолжением экономических  интересов страны (а внутри нее  - экономических интересов господствующего  класса);

6. Все  общественные формации, выстроенные  в последовательную цепочку, выражают  прогрессивное восхождение человечества  от низших ступеней развития  к высшим;

7. Если  в жизнь страны не вмешиваются  чужеродные факторы, то она,  или представляемое ею общество, в своем развитии должны пройти  все ступени, не перепрыгивая  и не пропуская ни одной  формации.

     Позже русские марксисты внесли коррективы в эволюционную часть теории Маркса таким образом, чтобы оправдать  социалистическую революцию и необязательность прохождения всех этапов. Согласно модернизированной версии теории формаций, отдельные страны могут двигаться коротким путем, минуя некоторые фазы развития либо проходя их в ускоренном режиме.

     В формационной теории К. Маркса можно выделить два составные части - статику и динамику. Социальная статика описывает то, из чего состоит общественная формация, что входит в способ производства, в экономический базис и идеологическую надстройку, а социальная динамика раскрывает механизм смены способов производства (общественных формаций) мирным или революционным путем. Более подробно социальная статика и социальная динамика будут рассмотрены в следующих параграфах.

     1.2. Социальная статика

     Согласно  социальной статике К. Маркса, базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.

     Марксизм  исходит из утверждения, что характер надстройки определяется характером базиса. Это значит, что экономические  отношения в значительной степени определяют возвышающуюся над ними надстройку, то есть совокупность политических, моральных, правовых, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Поскольку сменяется природа базиса, постольку меняется и природа надстройки.

     Под производительными силами он понимал: людей, занятых изготовлением товаром и оказанием услуг, обладающих определенной квалификацией и способностью к труду; землю, недра и полезные ископаемые; здания и помещения, где осуществляется процесс производства; орудия труда и производства от ручного молотка до высокоточных станков; технологию и оборудование; конечную продукцию и сырье2.

     Производственные  отношения - отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил3.

     Производительные  силы играют в развитии общества наиболее подвижную, активную, определяющую роль. По отношению к обществу и господствующим в них в этот момент времени  производственным отношениям они выполняют  такую же функцию, какую выполняют  природные условия в развитии биологических организмов.

     Производительные  силы являются той внешней средой для производственных отношений, изменение  которых приводит либо к их модификации (частичному изменению), либо к полному  уничтожению (замене старых на новые, что всегда сопровождается социальной революцией).

     Если  базис материален, то надстройка - духовная основа общества.

     Надстройка  по отношению к базису обладает лишь относительной автономией. Так и  выстраивается иерархия важности подсистем  общества. В самом верху располагается религия. За ней вниз шкалы спускается искусство, которому у Маркса отводится незаслуженно мало места. Чуть ближе к базису располагается идеология, совсем близко размещается политика. Чем ближе к базису, тем выше ценность этой сферы общества с позиций марксизма, и наоборот.

     Таким образом, анализ данного параграфа показал, что именно экономические отношения, то есть базис, определяет духовную основу общества – идеологическую надстройку. Иными словами производительные силы влияют и определяют развитие производственных отношений, а вместе они определяют характер, направление и динамику развития всех институтов надстройки. 

     1.3. Социальная динамика

     Согласно  Марксу, общество не стоит на месте: оно постоянно развивается, восходя  от простого к сложному, преодолевая внутренние противоречия и проходя особые фазы, которые он называл общественно-экономическими формациями. Всю историю общества можно разделить на этапы в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров. Маркс называл их способами производства. Всего исторических способов производства (они называется также общественно-экономическими формациями) пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, первой фазой которой является социализм.

     Согласно  точке зрения Маркса, формации - это "ступени" развития общества, от наименее прогрессивной - к наиболее прогрессивной. И их смена зависит от преобразования производительных сил, например в ходе индустриальной революции, и изменения характера производственных отношений, в частности изменения отношения господства и подчинения на отношения равенства и справедливости. Часть производительных сил, скажем, рабочий класс, осознавший свою историческую миссию по освобождению всего общества от эксплуатации, организуется в политическую партию и выдвигает вождей из числа прогрессивно мыслящей интеллигенции. Смена одного типа общества другим происходит как динамический процесс - через механизм классовой борьбы.

     Когда производственные отношения находятся  в соответствии с уровнем и  характером производительных сил, общество процветает, его экономика развивается  быстрыми темпами. Когда первые не соответствуют  вторым, когда производительные силы перерастают узкие рамки производственных отношений, в обществе формируются  противоречия и социальная напряженность. Общество постепенно переходит от процветания  к застою, от высоких темпов роста  общественного производства к низким. Устаревшие производственные отношения тормозят развитие производительных сил. Если противоречие углубляется и доходит до некоторой критической черты, столкновение новых производительных сил со старыми производственными отношениями переходит в стадию открытого конфликта, который разрешается в ходе социальной революции. Она устраняет старые производственные отношения, заменяя их новыми, более прогрессивными.

     Таким образом, анализ данного параграфа  показал, что переход от одной формации к другой осуществляется революционным путем. Завершение перехода от старого общества к новому выступает как революционный скачок.

     Таким образом, проанализировав данную главу, автор пришел к выводу, что введение понятия формации в социологический анализ позволяет отличить один период развития общества от другого по достаточно четким критериям. Формационный подход позволяет анализировать общество как единый социальный организм, т.е. рассматривать все общественные явления (на основе того или иного способа производства) в органическом единстве и взаимодействии. Этот подход дает возможность свести стремления и действия отдельных личностей к действиям больших масс людей.

     2. Смена общественно-экономических  формаций.

Информация о работе Формационная теория Карла Маркса