Биография К.Маркса и В.И Ленина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII-начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьёзное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на формирование их философских взглядов. Однако созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Духовно-интелектуальная биография К. Маркса…………………………..…4
2.Духовно-интелектуальная биография В.И.Ленина
2.1 Формирование политических взглядов ………………………..……13
2.3 Основные вехи жизни Владимира Ильича Ленина………………....16
2.4 Историческое значение деятельности Владимира Ленина для России…………………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………….………30
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 53.43 Кб (Скачать файл)

 

Сожержание.

Введение……………………………………………………………………….…..3

1.Духовно-интелектуальная биография К. Маркса…………………………..…4

2.Духовно-интелектуальная биография В.И.Ленина

2.1 Формирование политических взглядов ………………………..……13

2.3 Основные вехи жизни Владимира Ильича Ленина………………....16

2.4 Историческое значение деятельности Владимира Ленина для России…………………………………………………………………………….28

Заключение……………………………………………………………….………30

Список литературы………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Ф.Энгельса, является наследницей многих высших достижений европейской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII-начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьёзное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на формирование их философских взглядов. Однако созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений.

Этим отличием является теснейшее  содержательное единство философских  идей с политико-экономической и  научно-социальноё сторонами марксистского мировоззрения. Целостность многосторонняя взаимообоснованность «составных частей», универсальность марксизма во многом объясняют шроту распространения и влияния этого учения в быстро меняющемся мире XIX-XX веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Духовно-интелектуальная  биография К. Маркса

В отличие от таких немецких мыслителей, как Кант или Гегель, Маркс не опубликовал трудов, в которых  его философия была бы изложена в  развернутом, систематическом виде. Его философские взгляды представлены либо в посмертно изданных рукописях ("Экономическо-философские рукописи 1844 года", "Тезисы о Фейербахе", "Немецкая идеология"), либо в полемических произведениях ("Святое семейство", "Нищета философии"), либо вплетены в контекст экономических и социально-политических работ ("Манифест Коммунистической партии", "К критике политической экономии", "Капитал", "Восемнадцатое  брюмера Луи Бонапарта", "Критика  Готской программы" и др.).

Маркс увлекся гегелевской философией в годы учебы в Берлинском университете. И это не было простой данью "философской  моде", господствовавшей в 30-е г. XIX в. Маркс искал в этой философии  ответ на вопрос, как преодолеть разрыв между идеалом и действительностью, характерный для кантианства. Ответ  Гегеля: идеал присущ самой действительности, в которой он диалектически-противоречиво  развивается, - показался Марксу убедительным, и он принял гегелевскую философию  в том ее толковании, которое предложили левые последователи Гегеля - младогегельянцы  Б. Бауэр, А. Руге, М. Штирнер и др. Суть этого толкования состояла в  том, что идеал как воплощение разума - это не нынешняя прусская монархия, а будущая демократическая республика, за которую надо бороться прежде всего  путем философской критики религии - духовной опоры монархии, а затем  и критики самого прусского государства. С гегельянских позиций Маркс  переходит на фейербахианские, разочаровавшись  в идеалах демократических общественных реформ, которые исповедовали младогегельянцы. В философии Фейербаха Маркс  увидел обоснование идеи человека как  высшего существа и требование ниспровергнуть все отношения, в которых человек  предстает униженным, порабощенным, презренным, беспомощным существом. Развивая этот тезис, Маркс в 1843 г. формулирует  идею пролетарской революции как средства, при помощи которого можно разрушить все унижающие человека общественные институты.

В работе "Экономическо-философские  рукописи 1844 года" (1844), выступая в  защиту гуманизма, основанного на идее свободной, универсальной творческой сущности человека, Маркс писал, что  реализации этой сущности препятствует отчуждение как противоречие, заключающееся  в превращении объективированных, т. е. опредмеченных, результатов человеческой деятельности в отчужденные - вышедшие из-под контроля и власти человека, управляющие самим человеком, что  ведет к обесчеловечиванию человека в капиталистическом обществе. По его концепции, существуют различные  виды человеческого отчуждения: отчуждение человека от процесса и результатов  своего труда, от природы, от своей собственной  родовой сущности, отчуждение человека от человека и от общества. В основе всех форм отчуждения лежит отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях. Проблема, по мнению Маркса, должна разрешиться путем "снятия" отчуждения и присвоения человеком  своей подлинной родовой сущности, что возможно только через ликвидацию частной собственности. В гегелевской  терминологии это есть отрицание  отрицания. По Марксу, это есть не что  иное, как общественное состояние, означающее "возвращение человека к самому себе".

Лейтмотив философских исканий  Маркса - мысль о том, что нельзя изменить мир посредством сознания, идей, поскольку реальные интересы людей порождаются их бытием, в  процессе их реальной жизни. Маркс вводит в философию сферу практически-преобразовательной деятельности людей, которой раньше философы не интересовались. Практическая деятельность, т. е. переработка природных  предметов для нужных человеку материальных благ, а также интеллектуальная практика, духовная деятельность, практическая борьба за улучшение жизни человека являются важными видами деятельности, от которых зависят все остальные.

По Марксу, производственные отношения  формируют классовую структуру  общества, где одни классы господствуют, а другие подчиняются, этим отношениям (которые Маркс характеризует  как "экономический базис" общества) должны соответствовать и другие общественные отношения, и прежде всего  юридические и политические, а  также определенные формы общественного  сознания, в которых все это, так  или иначе, осознается. Господствующий класс в том или ином обществе заинтересован в сохранении и  укреплении своего господства, и он добивается этого с помощью права  и государства, а также посредством  распространения определенных взглядов, которые Маркс и Энгельс называют идеологией. Основная задача идеологии - представить соответствующий классовый  строй как "нормальный", "естественный", "цивилизованный", отвечающий разуму или природе человека и т. п. Тем  самым идеология выдает интерес  господствующего класса за общий  интерес всех членов общества. Поэтому, с точки зрения Маркса и Энгельса, реальные отношения предстают в  идеологии в перевернутом виде, как  в камере-обскуре. В истории наблюдаются  разные типы производственных отношений, и каждый раз отношения людей  между собой обусловливаются  их отношением к средствам производства. Если одни люди владеют средствами производства, а другие - нет, то этим последним ничего не остается, как  работать на первых, на собственников, владельцев. Отсюда происходит разделение людей на классы, образующие в обществе социальную иерархию господства: рабовладельцы  господствуют над рабами, феодалы - над крестьянами, капиталисты - над  рабочими. Отсюда же вытекает возможность  дать периодизацию истории, классифицируя  типы общества - общественные формации - в соответствии с различными формами  собственности на средства производства, с разными способами производства. В "Немецкой идеологии" эта периодизация выглядит следующим образом; племенная, античная, феодальная, капиталистическая  и будущая коммунистическая формы  собственности и соответственно типы общества. Изменение в общем  и целом идет от базиса к надстройке, от материального к идеальному, поскольку "не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". Но оно совершается не планово и постепенно, а через возникновение противоречий, их обострение и скачкообразное разрешение. И так как изменение затрагивает интересы различных классов, оно совершается в ходе классовой борьбы, в ходе революции, где одни классы выступают как прогрессивные, а другие - как консервативные или реакционные.

Свой метод мышления Маркс, ссылаясь на Гегеля, определял как диалектический. По Марксу, диалектика в ее рациональном измерении включает в позитивное понимание существующего и понимание  его отрицания, т. е. его необходимой  гибели, каждую осуществленную форму  она рассматривает в движении, следовательно, и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна. Диалектический метод  с необходимостью включает исторический подход, направленный на воспроизводство  реальной истории с ее случайностями, и логический - тот же исторический, только освобожденный от исторической формы и мешающих случайностей.

Логический подход использован  Марксом при написании работ "К  критике политической экономии" (1859), "Капитал" (т. 1 - 1867), отчасти "Манифеста  Коммунистической партии" (1848). Именно с помощью логического подхода  Маркс обосновывал переход от капиталистического общества к социалистическому - через разрешение внутренних противоречий капитализма. В конечном счете конкретно-исторический анализ событий опирается у него на понимание общей логики общественного  развития. При этом логико-диалектический анализ истории не снимает гуманистической  веры Маркса в историю как продукт  и результат человеческой деятельности, свободного исторического творчества.

Отдельные высказывания и выражения  Маркса, такие, например, как: действие законов "с железной необходимостью", развитие экономической общественной формации как "естественноисторический процесс", действительно дали повод характеризовать впоследствии его взгляды как объективистско-детерминистские, уподобляющие развитие общества природным процессам. В работах Маркса, определенный перегиб в сторону материальных и объективных факторов был, по сути, неизбежен, тем более что он ставил своей целью доказать не просто желательность, а объективную необходимость коммунизма. И то, что выделяет в истории общества логический подход, это не что иное, как результаты человеческой деятельности, причем устойчивые результаты, образующие объективную "цепь развития", объективную закономерность. Но для Маркса главное было показать, каким образом из взаимодействия этих результатов друг с другом и с человеком может возникнуть общество, в котором, как считал Маркс, свободное развитие каждого является условием свободного развития всех, т. е. коммунизм.

Философия Маркса - это социальная философия, ориентированная на освобождение человека. При этом человек рассматривается  прежде всего как практически  действующее существо, взаимоотношения  которого с природой (развитие производительных сил) - основа других взаимоотношений  в обществе. Хотя человек - существо социальное, отношения людей в  обществе никто специально не организовывал; они складывались стихийно, в зависимости  от того или иного уровня развития производительных сил. Стихийно сложилось  разделение людей на классы - в зависимости  от владения или "невладения" этими  производительными силами. Возникло подчинение одних людей другим, а  в капиталистическом обществе - еще  и подчинение людей вещам как  отчужденным результатам их собственной  деятельности. Освобождение от отношений  господства и подчинения предполагает сознательный контроль над организацией и развитием общества; средство для  этого - переход к общественной собственности, предпосылки к чему создаются  капитализмом. Для отдельного человека это означает универсальность потребностей, способностей, средств потребления; это "абсолютное движение становления" человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Духовно-интелектуальная биография В.И.Ленина

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 апреля (22апреля по новому стилю) 1870 года в городе Симбирске на Волге (теперь это город Ульяновск). Род  Ульяновых своими корнями уходит глубоко в русский народ. 

Его дед по отцу, Николай Васильевич Ульянов, происходил из крепостных крестьян, сам был крепостным одного из помещиков  тогдашней Нижегородской губернии. В конце XVIII века он отправился в  низовья реки Волги на заработки  и к своему помещику больше не вернулся. Проживая позднее в Астрахани, дед  Владимира Ильича некоторое время  числился государственным крестьянином. Здесь он стал заниматься портняжным мастерством, и был приписан к  мещанскому сословию. Женился он поздно на дочери крещеного калмыка Анне Алексеевне Смирновой. Сын Илья (отец Владимира Ульянова) родился, когда  матери было 43 года, а отцу -- за 60. Вскоре Николай Васильевич скончался, а  Илью вырастил и выучил старший брат Василий, приказчик астраханской фирмы  «Братья Сапожниковы». Волкогонов, В. Ленин. Политический портрет. / В. Волкогонов. - М.: ИНФРА-М, 2003.- с.45 

Дед Владимира Ульянова по матери Александр Дмитриевич -- Сруль (Израиль) Мойшевич -- Бланк был крещеным евреем, врачом, немалое состояние которого значительно увеличилось после  женитьбы на немке Анне Григорьевне  Гросскопф (у семьи Гросскопф  были и шведские корни). Выйдя в  отставку с должности медицинского инспектора госпиталей Государственного оружейного завода в Златоусте (в  чине статского советника), доктор Бланк  приписался к казанскому дворянству (чин давал ему достоинство  личного дворянина). Вскоре он приобрел имение Кокушкино, став помещиком средней  руки. Рано осиротевшую мать Владимира  Ильича, Марию Александровну, как  и ее четверых сестер воспитала тетка  по матери, обучившая своих племянниц  разным наукам, музыке и иностранным языкам. Волобуев, П.В. Политические деятели России: биограф. словарь. - М.: Юрайт-М, 2001. - с.19

Родители Владимира Ильича - Илья Николаевич и Мария Александровна - по своим идейным взглядам принадлежали к передовой части русской  интеллигенции. Отец, рано оставшийся сиротой, лишь с помощью старшего брата получил образование. Он работал  учителем, был инспектором, а затем  директором народных училищ Симбирской губернии. Энтузиаст народного просвещения, подлинный демократ, он страстно любил  свое дело и отдавал ему все  свои силы и знания. Илья Николаевич, набожный, законопослушный, чрезвычайно  трудолюбивый чиновник (свою колоссальную работоспособность Владимир Ильич  унаследовал от отца) много сделал для народного образования, дослужился до генеральского чина действительного  статского советника, что давало его семье чин потомственного дворянства. Ненароков, А.П. 1917. Краткая  история, документы, фотографии. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - с.112

Мать Владимира была одарена  большими способностями: владела несколькими  иностранными языками, хорошо играла на рояле. Самостоятельно подготовившись, она сдала экстерном экзамены на звание учителя начальных классов. Всю свою жизнь она посвятила  своей семье и детям, была для  них близким другом. Мария Александровна  не кончила университетского курса, но имела диплом домашней учительницы. Она была женщиной эмансипированной, придерживалась левых взглядов, была хорошей хозяйкой и заботливой матерью, сама занималась с детьми иностранными языками и музыкой.

Так, в семье Ульяновых усилиями Марии Александровны поддерживался  особый пиетет перед немецким порядком и аккуратностью. Дети владели иностранными языками (Владимир Ильич в совершенстве владел немецким, по-французски читал  и говорил, хуже знал английский). Ульяновы считались весьма состоятельной  семьей в Симбирске: значительная доля матери в имении Кокушкино, собственный  дом в Симбирске, жалованье отца, а после его смерти солидная (генеральская) пенсия. Семейным бюджетом до самой своей смерти в 1916 году всегда распоряжалась Мария Александровна.

Илья Николаевич и Мария Александровна  воспитывали в своих детях  честность и трудолюбие, чуткость и внимание к людям, личную ответственность  за свои слова и дела, чувство  долга. Впоследствии все дети Ульяновых (кроме рано умершей Ольги) встали на путь революционной борьбы.

Володя, четвертый ребенок в  семье Ульяновых, был очень трудным  мальчиком, ходить начал только в  три года, да и в раннем детстве  у него случались истерические припадки. Тем не менее, в 1879 году он поступил в симбирскую классическую гимназию и стал там первым учеником. Директор гимназии Ф.М. Керенский, высоко оценивал способности Владимира Ульянова. Учась в гимназии он переходил  из класса в класс с первыми  наградами.

Гимназия дала Ленину прочный фундамент  знаний. Точные науки не составляли для него интереса, зато история, а  в дальнейшем философия, марксизм, политэкономия, статистика стали теми дисциплинами, по которым он прочитал горы книг и  написал впоследствии десятки томов  сочинений.

В 1887 году Владимир Ульянов окончил  симбирскую классическую гимназию с  золотой медалью. В том же году для семьи Ульяновых стал страшным ударом арест старшего сына Александра в связи с покушением на царя. Александр Ульянов, старший брат юного Владимира, был казнен 8 мая 1887 года за участие в подготовке покушения на русского царя Александра III. Вопреки широко распространенным в советское время сведениям  Владимир Ильич не был в особенно близких отношениях со своим старшим  братом. До поступления в Петербургский  университет у самого Александра Ульянова, по всей видимости, не было радикальных  идей, он считался весьма талантливым  биологом. Именно от старшего брата  Володя Ульянов воспринял революционные  и демократические традиции, узнал  о существовании марксистской литературы, впервые увидел у него "Капитал" Карла Маркса.

Информация о работе Биография К.Маркса и В.И Ленина