Архетипы и их значение для творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: доказать взаимосвязь и взаимозависимость между архетипами и творчеством личности.
Задачи:
1. Дать характеристику структуры личности , согласно концепции Юнга.
2. Ввести понятие архетип и раскрыть его виды.
3. Показать действие архетипов на творчество человека.

Содержание работы

Введение.
1. Структура личности человека.
1.1. Краткая характеристика структуры личности .
1.2. Характеристика коллективного бессознательного.
2. Архетипы и их значение для творчества.
2.1. Понятие «архетипа» и его сущность.
2.2. Виды архетипов и их источники.
2.3. Архетипы и творчество.
Заключение.
Сноски.
Литература.

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

Эти же тексты встречаются  в древних мифах, в древних  религиозных повествованиях, в сказках  многих народов, которые никак не влияли друг на друга. И Юнг пришел к утверждению, что существует некое  коллектив-ное, родовое бессознательное, которое лежит значительно глубже личного бессознательного, открытого  Фрейдом.

Ученый много путешествовал, изучал первобытные культуры и миры древних цивилизаций. Все его  труды были направлены к одной  цели – возвращению человеку утерянной  им целостности, объединению внутреннего  и внешнего мира науки, религии и  мистики, мудрости Востока и Запада.

Аналитическую психологию Юнг  называл «западной йогой» или  «алхимией ХХ века». Он считал, что  человек – не только биологическое  существо, наделенное инстинктами и  рефлексами, но и несет в себе опыт культур, религий, научных традиций. Духовный опыт предков передается из поколения в поколение при  помощи архетипов – универсальных  образцов коллективного бессознательного, общих для всех людей. К этому  выводу он пришел, изучая народный фольклор, а также работая со сновидениями представителей самых разных этносов  и культур.

Юнг исследовал мифологию  и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций и выявил лежащие  в их основе архетипические символы. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые  присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь  разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен. Ему также  удалось обнаружить в сновидениях  пациентов нечто, что он посчитал следами подобных символов. Это еще  более укрепило Юнга в его приверженности идее коллективного бессознательного.  

В мифах, сказках, религиях, тайных учениях и произведениях  искусства спутанные, воспринимаемые как нечто странное, чуждые нам  образы превращаются в символы, становящиеся все более совершенными по своей  форме и все, более общими, по своему содержанию. Постепенно формируются  мировые религии, которые изначально содержат тайное сокровенное значение и выражают тайну души с помощью  величественных образов.

Мифы являются проявлениями психики, манифестациями, представляющими  сущность души. Все мифологизируемые процессы природы (лето, зима, периоды  дождей…) всего лишь аллегории, символические выражения внутренней и бессознательной драмы души, через которые отражаются в природных явлениях и становятся понятными человеческому сознанию.

Архетипы – это врожденные программы, универсальные образы поведения, символические образы, на основе которых  формируются человеческое восприятие, мышление, воображение. Коллективное бессознательное  в концентрированном виде зафиксировано  в мифологии, народном эпосе, религиозных  верованиях и проявляются у индивидов, т.е. выходит на поверхность через  сновидения, а также в художественном творчестве.

Архетипические образы обнаруживают себя через определенные символы  в сновидениях («непроизвольных  спонтанных продуктах бессознательной  психики»), в фантазиях художественного  и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса, при расстройствах  психики.

В соответствии с разделением  индивидуального и коллективного  бессознательного Юнг различает  два типа художественного творчества: психологическое и визионерское. Психологическое творчество основано на функционировании индивидуального  бессознательного и отражает личностный опыт художника. Юнг низко оценивает  результаты такой творческой деятельности. Визионерское же творчество – это  «дар творческого» огня, присущий избранным  людям, поскольку в нем решающую роль играет коллективное бессознательное, а это значит, что в процессе этого вида творчества через художника  говорит весь совокупный опыт человечества.

Архетипические образы особенно наглядно могут выступать в символической  форме искусства. Архетипы несут  в себе заряд мощной творческой энергии. Великий художник — это человек, умеющий извлекать эту энергию  и передавать древнее очарование архетипов через современное  ему искусство. Архетип — это  фигура демона, человека или события, повторяющаяся на протяжении истории  везде, где свободно действует творческая фантазия. Это, прежде всего, мифологическая фигура, которая является итогом огромного  типического опыта бесчис-ленного  ряда предков, психический остаток  бесчисленных переживаний одного и  того же типа. В каждой такой фигуре или образе кристаллизовалась частица  человеческой психики и человеческой судьбы, частица страдания и наслаждения  —• переживаний, несчетное число  раз повторявшихся у бесконечного ряда предков.

Неудивительно, считал Юнг, если встретив типическую ситуацию или  увидев произведение искусства, где  ярко выражены архетипические мотивы (герой, побеждающий дракона; сын, нашедший своих родителей; несчастная девушка, которую полюбил прекрасный принц), мы внезапно ощущаем неподдельную радость, нас захватывает неодолимая и  притягательная сила. В такие моменты  мы — уже не индивидуальные существа, мы — род, голос всего человечества, просыпающийся в нас.

Все наиболее действенные  идеалы всегда суть более или менее  откровенные варианты архетипа: родина в образе матери, мудрость в образе пожилого мужчины или старца-основателя и т.д. Архетип подобен так называемой «мистической причастности» первобытного человека к почве, на которой он обитает  и в которой содержатся духи его  предков.

При этом архетип, проявляющий  себя в сновидении, фантазии или  в жизни, всегда несет в себе некоторое  особое влияние или силу, благодаря  которой его воздействие носит  нуминозный, т.е. зачаровывающий характер. Архетип захватывает психику  со своего рода изначальной силой  и вынуждает ее выйти за пределы  человеческого. Поэтому, рассуждал  Юнг, люди всегда нуждались в демонах  и никогда не могли жить без  богов. Понятие «бога» — совершенно необходимая психологическая Функция, она не имеет отношения к вопросу  о существовании Бога. Ответ на этот вопрос и приведение доказательств  — не по силам человеческому интеллекту. И такое доказательство совершенно не нужно, идея сверхмогущественного, божественного существа наличествует всегда, если не осознанно, то бессознательно, ибо она есть некоторый архетип. Архетипы создают мифы, религии и  философии, оказывающие воздействия  на целые народы и исторические эпохи, характеризующие их.

Подобно тому, как наше тело, считал Юнг, в целом ряде рудиментарных  органов хранит пережитки старинных  функций и состояний, так же и  наша душа, по-видимому, переросшая эти  архаические влечения, несет, тем  не менее, в себе признаки пройденного развития и повторяет бесконечно древние мотивы в своих фантазиях и снах.

Наиболее адекватной формой проявления архетипов являются для  нас сны. К снам, считал Юнг, нельзя относиться легкомысленно, чаще всего  это не наши сны, это порождение коллективной души. Сны нередко предупреждают  нас об опасности, только мы не понимаем их языка. Тревожные, пугающие сны говорят  о том, что в человеке зародилась болезнь, он ее еще не ощущает, а коллективное бессознательное посылает в мозг сигналы тревоги. Сны также часто  предупреждают человека об опасности, если он совершает сомнительные поступки и подрывает свои собственные  душевные силы.

Как-то Юнгу родители рано умершей  от болезни девочки принесли альбом с изображением всяких страшных чудовищ. Они хотели узнать у него, не сошла  ли она перед смертью с ума. Юнг показал им старинный альбом с изображением таких же чудовищ  и сказал, что люди знали о них  столетия назад. Это символические  звери, являвшиеся ребенку во сне, были свидетельствами нарождающейся  болезни.

Однако в массе своей  люди перестали чувствовать и  понимать язык архетипов, они оторваны от своих глубинных корней, утратили живительную связь с ними. Они  не боятся больше окружающей природы  и не доверяют своим снам, они  развенчали своих богов и демонов  и считают себя свободными. Однако их боги и демоны никуда не ушли, они  получили новые обличья и новые  имена и все так же ведут  спор за души людей. Они приняли форму  преступности, алкоголизма, бесчисленных неврозов и страхов, наркотиков и  массовых психозов. Современный человек  потерял свою душу и находится  в постоянных поисках ее.

Современное религиоведение активно пользуется юнговской идеей  архетипов, используя ее для объяснения системы образов, присутствующих в  мифологии, искусстве, религии. Понятиями  «архетип» и «архетипический  образ» пользовались К. Кереньи, М. Элиаде, Дж. Кэмпбэл и другие исследователи  религии и мифологии.

Целый спектр психотерапевтических учений, отличных от классического  фрейдовского психоанализа, пользуется идеей бес-сознательного, представлением о тройственной структуре внутреннего  мира человека.

Работы Юнга оказали огромное влияние на современную культуру. Например, книга Г.Гессе «Степной волк» написана под впечатлением психотерапевтических сеансов, которые  автор проходил у Юнга. Влияние  идей о коллективном бессознательном  и прсущих ему архетипических образах можно увидеть во многих художественных произведениях и  кинофильмах.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Юнг был мыслителем и ученым. Факты он отыскивал везде –  в древних мифах и современных  сказках; в жизни первобытных  людей и современной цивилизации; в религиях Запада и Востока; в  алхимии, астрологии, телепатии, ясновидении; в сновидениях и видениях здоровых людей; в антропологии, истории, литературе, искусстве; в клинических и экспериментальных  исследованиях.

Итак, Юнг высказал мысль  о существовании более глубокого  слоя в структуре личности, который  он назвал коллективное бессознательное.

Коллективное бессознательное  — хранилище скрытых воспоминании, унаследованных от предков; это наследуемое  прошлое включает не только расовую  историю людей как особого  биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Коллективное бессознательное  — это наследие эволюционного  развития человека, наследие, возникающее  на основе повторяющихся переживаний  многих поколений. Оно почти полностью  отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально. Юнг объясняет  универсальность коллек-тивного  бессознательного сходством структуры  мозга у всех рас, что, в свою очередь, объясняется общностью эволюции.

Коллективное бессознательное  при нормальных условиях не поддается  осознанию, никакая аналитическая  техника не может его «вспомнить», ведь оно, в отличие от личного  бессознательного, и никогда не было вытеснено ли забыто.

Коллективное бессознательное  — это совокупность архетипов (древних  типов понимания и объяснения мира). Архетип, по Юнгу, — это система  установок и реакций на мир  древних людей, в те времена, когда  мир открывался им совершенно иным образом, чем нам сейчас, — открывался жутким, пугающим кошмаром окружающего  леса, диких зверей, грозных явлений природы, и люди были вынуждены вжиться в этот мир, приспособиться, как-то объяснить и интерпретировать его. Архетип сам непосредственно никогда не может достичь сознания, но только опосредовано, с помощью символов.

Архетипы находят свое отражение в научном и художественном творчестве людей. Однако, в массе  своей, люди перестали чувствовать  и понимать язык архетипов, они оторваны от своих глубинных корней, утратили живительную связь с ними.

Индивидуальная личность для Юнга — продукт и вместилище родовой истории. Человеческие существа в настоящем своем виде сформированы кумулятивным опытом предшествующих поколений, уходящим к неведомым корням человечества. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны.

Индивидуальная личность — результирующая взаимодействия внутренних и внешних сил.

Внимание к расовому прошлому человека и его значению для людей  сегодняшнего дня означает, что Юнг, как никто из психологов, исследовал историю человечества, дабы узнать все, что возможно, о расовых корнях и эволюции личности. В поисках  истоков развития личности он изучал мифологию, религию, древнюю символику, обычаи и верования первобытных  народов, а также сновидения, видения, невротические симптомы, психотические  галлюцинации и иллюзии. Его образованность и эрудиция — и в плане широты познаний, и в плане глубины

остаются, по всей видимости, непревзойденными в современной  пси-хологии.

Идеи Юнга значительное воздействие  на широкие сферы религии, истории, искусства и литературы. Многие историки, теологи и писатели находили вдохновение  в его работах. Однако в целом, научная психология просто проигнорировала  его аналитическую психологию. 

 

 

  

Литература.

1. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. / К.Г. Юнг,  Э. Самюэлс, В. Одайник, ДЖ. Хаббэк; сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич. – М.: Мартис. 1997. – 320с. – (Классики  зарубежной психологии).

2. Алексеев А.А. Путеводитель  по стране Юнга. // Юнг К.Г. Сзнание  и бессознательное: Сборник. / Перевод  с англ. – СПб.: Университетская  книга, 1997. – 544с.


Информация о работе Архетипы и их значение для творчества