Творчество Рембрандта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:22, реферат

Описание работы

Рембрандт Харменс Ван Рейн. Биография художника.
Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и устроить его в 1620 году в Лейденский университет. Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 49.43 Кб (Скачать файл)

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по мировой  художественной культуре

На тему «Творчество  Рембрандта» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серпухов 2012 г.

Рембрандт Харменс Ван Рейн. Биография художника.

  Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и устроить его в 1620 году в Лейденский университет. Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником. Три года он работает подмастерьем у одного лейденского художника, а затем полгода учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме. Последующие годы Рембрандт работает в Лейдене, снискав репутацию мастера библейских и мифологических сцен. В 1631 или в начале 1632 года переезжает в Амстердам, где сразу приобретает известность, написав «Урок анатомии доктора Тюльпа» (см. приложение, рис. 1). Он живет у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, который покровительствует ему, устраивает заказы на портреты, что создает молодому художнику репутацию модного преуспевающего мастера. В 1634 году Рембрандт удачно женился на племяннице Хендрика Саскии, а к 1639 году вместе с женой приобрел в столице великолепный дом. До начала 1640-х гг. он пользуется большим успехом у заказчиков, это время его личного благополучия. В знаменитом шедевре этого периода - «Автопортрете с Саскией на коленях» (см. приложение, рис. 2) Рембрандт изобразил себя с молодой женой за праздничным столом. Нежные переливы золотистых тонов, потоки света, пронизывающие картину, передают радостное настроение молодого и преуспевающего художника и его жены, полных надежд и мечтаний.  
 
  Трое его детей умерли во младенчестве, и только сына Титуса, родившегося в 1641 году, не постигла сия участь. Однако в следующем году умерла Саския. Тем не менее, именно в эту пору Рембрандт пишет самую знаменитую свою картину «Ночной дозор» (см. приложение, рис. 3). и достигает вершины славы. В «Ночном дозоре» Рембрант по-новому решает традиционный для голландского искусства жанр группового портрета. Картина представляет собой групповой портрет членов стрелковой гильдии и решена художником как реальная сцена на улице. Рембрандт отказался от принятого в то время статичного расположения всех участников, создав сцену, полную движения. Картина приобретает исторический характер, повествуя о мужественных людях, готовых с оружием в руках отстоять свободу и национальную независимость своей родины. Заказчики не поняли замысла художника, и начиная с этой картины конфликт с господствующей средой будет усиливаться, но он не уменьшит энергии мастера, и Рембрандт по-прежнему будет создавать реалистические полотна, замечательные по силе эмоционального воздействия.  
 
С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. Он отказывается от лишних подробностей и декоративных эффектов в пользу большей эмоциональной напряженности художественного образа. Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный портрет. Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека, словно длящуюся во времени и прстранстве. Это своего рода портреты-биографии. Таковы, например, «Портрет старушки» , «Хендрикье у окна», «Читающий Титус», многочисленные автопортреты (более сотни маслом и углем).  
 
Рембрандт всегда уделял большое внимание офорту и рисунку, и вскоре стал крупнейшим мастером графической техники в Европе. Исполненные им в технике офорта портреты и пейзажи, бытовые и религиозные сцены отличались новизной художественных приемов, глубоким психологизмом образов, богатством светотени, выразительностью и лаконизмом линий. До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта. Среди них подготовительные наброски, эскизные рисунки к живописным произведениям, зарисовки сцен повседневной жизни и рождающихся в его воображении замыслов.  
 
В начале 50-х годов художник создает один шедевр за другим. Он уже вышел из моды, но богатые заказчики не переводились. Так что банкротство, постигшее Рембрандта в 1656 году, вероятно, следствие неправильного ведения дел, в результате чего в 1660 году был продан дом. Титус и Хендрикье создают компанию и приглашают Рембрандта работать для них, чтобы их картины не попали в руки кредиторов. Пришлось перебраться на окраину Амстердама. На фоне подобных человеческих страстей и неустроенности в конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное полотно «Возвращение блудного сына» (см. приложение, рис. 4).  Евангельскую притчу о юноше, который ушел из дома, растратил состояние и жалким, оборванным, униженным вернулся к отцу, художник наполняет глубоко человеческим содержанием. Благородная идея любви к страдающему человеку раскрыта здесь в поразительных по жизненной убедительности образах. Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не вызывает столько глубоких и сострадательных чувств.

В дальнейшем, в последние  годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно. Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года.  
 
Как это часто бывает в истории искусства, не смотря на свой гениальный талант, Рембрандт умер в бедности и одиночестве, забытым, никому не нужным мастером. Но чем дальше бежит время, тем ценнее в глазах человечества наследие художника. Можно без преувеличения сказать, что Рембрандт - один из самых величайших художников в истории мирового искусства.

 

 

Творчество Рембрандта

1. Автопортреты

За  свою жизнь Рембрандт сделал около  восьмидесяти автопортретов - картин, гравюр и рисунков. Для него это  была своего рода автобиография, даже если потом портреты продавались.

Рис. 5. "Автопортрет" около 1628 г.

На  автопортрете 1629 года яркий луч высвечивает  безбородое пытливое лицо, оттененное кружевным воротником. А вот автопортрет  того же года, хранящийся в Гааге, более  официален. На маленькой картине  «Художник в своей мастерской» (1629 г.), которую долгое время приписывали  Герриту Доу, нашему взору открывается лейденская мастерская Рембрандта, со столом, мольбертом, палитрой и ступкой для растирания красок. Себя художник изобразил непривычно далеко от картины, словно желая дать зрителю почувствовать, как он сам видит и понимает живопись.

В более зрелых портретах иной раз  выражена душа художника, а иной раз  тщательно выписан его наряд. «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего  прочное положение в Амстердаме. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга  Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса, и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. В сближении с итальянскими мастерами чувствуется вызов со стороны Рембрандта, словно подчеркивающего непривычным нарядом XVI века свою духовную близость с великими предшественниками. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, - «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой, или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г.) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, - скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. А взгляд властный, гордый и ставший очень усталым в последние годы, омраченные материальными невзгодами и семейными неурядицами.

Рис. 2. "Автопортрет" 1660 г.

 

Необычный кельнский «Автопортрет», написанный около 1665 года, выразительный и беспристрастный, показывает Рембрандта еще способным  улыбаться. Последние же два автопортрета 1669 года, хранящиеся в Лондоне и Гааге, один -- со сложенными руками, другой -- в разноцветном тюрбане поверх длинных седых волос, передают горечь и разочарование человека, оттесненного на задний план своими же бывшими учениками, человека, в 1641 году слывшего «одним из самых выдающихся живописцев своего времени».

2. Ранний период творчества

Рембрандт начал свой путь В Лейдане - первые его самостоятельные работы относятся к середине 20-х годов; с 1632 года и до конца жизни Рембрандт работал в Амстердаме - главном художественном центре страны. Вторая половина 20-х и 30-е годы были временем поисков Рембрандтом своего пути и творческого метода.

Рембрандт изучает реальность, стремится овладеть ее разнообразными аспектами (о чем  свидетельствуют его рисунки), но преимущественный его интерес вызывают индивидуальный человеческий характер и многообразие проявлений духовной жизни.

Внимание  к внутренней жизни человека определяет своеобразие и первых сюжетных картин Рембрандта (Товий и его жена», 1625 - 1626, «Апостол Павел в темнице», 1627). Акцент на психологическом переживании события, которое Рембрандт хочет увидеть как бы глазами его участников, особенно ярко выражен в «Христе в Эммаусе» (ок. 1629). Художник показывает реакцию персонажей - волнение, испуг, потрясение. Но, как и в ранних автопортретах, эмоциональные аффекты еще однозначны и форсированы, позы и жесты слишком демонстративны.

В произведениях конца 20-х - начала 30-х  годов уже выявляется роль света  как средства усиления эмоциональной  выразительности сцены. В «Апостоле  Павле» освещение подчеркивает настроение героя. В «Христе в Эммаусе» противопоставление света и тени передает внезапность и силу охватившего апостолов чувства.

Историческая  живопись стала наряду с портретом  основной областью творчества Рембрандта. Сюжеты Ветхого и Нового завета позволяли  придать содержанию произведения образную масштабность, а его смыслу - обобщающий характер. Обращение к религиозно-мифологической тематике не означало для Рембрандта отказа от жизненной правдивости  изображения, - напротив, он ставит своей  целью совместить реальное, земное, конкретное с тем возвышенным  духом и общезначимым смыслом, который  заключен в легенде.

Однако  живописный стиль раннего периода  противоречив. Рембрандту не всегда удается  органически соединить возвышенность  и достоверность, величественность чувств и грубоватую правду реальности. Так, в «Христе в Эммаусе» слишком резок контраст обыденности (простонародный облик персонажей и будничность антуража) и чудесного события.

Отвергая  ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г.). С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, - в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г; «Ослепление Самсона»).

Тяга  Рембрандта к зрелищной пышности и драматическим коллизиям - так  же как и его бравада, желание  развенчать привычные художественные нормы и идеалы - была во многом связана  со стремлением уйти от прозаизма  и бюргерской ограниченности устоявшегося уклада буржуазного быта. Из мира повседневности его влечет в мир героики и  фантастики. В 30-е годы он часто пишет  себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г; автопортреты из Пти Пале, из Берлина и Лувра, 1634 г.). Эти как их называют, воображаемые портреты словно воплощали некую мечту о прекрасном человеке, об образе, возвышенном над будничной реальностью.

В этот период Рембрандт не только ищет собственный идеал жизни и  человека - он создает и произведения, которые предвещают его дальнейший путь. «Снятие с креста» (между 1633 и 1639 гг.) написано под воздействием знаменитой композиции Рубенса, но сюжет  трактован Рембрандтом как камерная сцена: это дает возможность зрителю  почувствовать как нечто лично  к нему относящееся, лично к нему взывающее человеческую трагедию - гибель измученного страданиями  Христа и горе его близких. Свет, прорезающий тьму, рождает ощущение напряженной тишины, накала чувств, величия драмы.

В 30-е годы Рембрандт был самым  популярным живописцем Амстердама. К  нему приходят успех, слава, материальное благополучие. В его мастерскую стекаются  ученики.

Рембрандт исполняет в это время множество  заказных портретов. Они написаны с  большой пластической силой, великолепно  передают сходство, схватывают характерное  в облике, но своего пути в портретной живописи Рембрандт еще не нашел. И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования, именно в произведении этого жанра - групповом портрете корпорации амстердамских стрелков - удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики, и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г.).

Замысел художника был необычен: к портретам  восемнадцати заказчиков он добавил  вымышленные персонажи и связал их сюжетным мотивом: выступлением роты, которая выходит из-под арки и  переходит мост через канал. Фигуры и лица то скрадывает тень, то выхватывает  яркий свет дня. В группе стрелков мы видим затесавшихся в нее прохожих, в том числе девочку в золотисто-желтом платье, подобно яркому огоньку, мелькающую в этой энергичной мужской толпе.

Соединение  портретных изображений с безымянными  фигурами, динамика композиции придали  ей большую жизненную убедительность. Но своеобразие «Ночного дозора»  заключается в том, что это  не только групповой портрет, но и  массовая сцена. Мотив движения, выступления  стрелков, величественная архитектура  фона, красочные разнообразные костюмы, контрасты света и тени, наконец, огромные размеры картины создают  впечатление торжественного шествия, значительного общественного события. «Ночной дозор» стал монументальной композицией, где ясно звучит тема патриотического  подъема, торжества гражданского духа. Рембрандт вновь утверждает ее тогда, когда гражданский пафос и  демократические идеалы из голландской  действительности и из голландского искусства. Картина «Ночной дозор» стала как бы образом республиканской  Голландии, групповой портрет получил  значение исторической картины.

Рис. 3. «Ночной дозор» 1642 г.

3. Зрелый период творчества

«Ночной дозор» завершает раннюю фазу в творческом развитии Рембрандта. С 40-х годов  начинается период зрелости. В мировосприятии происходит перелом. Бурная динамика, патетика, зрелищность - все, что было связано с противоречивыми поисками большого образа, - уходят из его искусства. Определяются и постепенно складываются в законченную систему новые  творческие принципы. Этот процесс  завершается к 50-м годам, которые  открывают последний этап деятельности Рембрандта.

В 40-е годы Рембрандт перерабатывает некоторые свои произведения, написанные в предшествующее десятилетие, - красноречивое  свидетельство изменения художественных устремлений мастера. Первый вариант  картины «Даная» был создан в 1636 году. Мифологический сюжет был  подан в эффектном нарядном оформлении, но сама героиня поражала своей обыкновенностью. Фигура Данаи, написанной с конкретной модели, совершенно индивидуальна по своему физическому складу, ее формы и пропорции весьма далеки от идеальных норм красоты. Утверждение реалистического видения действительности в изображении обнаженного тела - той «сферы» художественного творчества, где очень долго господствовал классический идеал, - получило особенно яркий, программный характер

В 1646 - 1647 годах Рембрандт переписал  центральную часть картины, включающую Данаю и служанку. Художника больше не удовлетворяла лишь «внешняя»  жизненная правда - он стремился  и к правде внутренней. Выражение  лица, новый, найденный в этом варианте жест правой руки удивительно точно  и проникновенно передавали эмоциональное  состояние героини - волнение и радость, ожидание и надежду, нетерпение и  призыв. В «правде натуры» Рембрандт  сумел разглядеть душевную, нравственную красоту: Даная прекрасна искренностью и счастьем любви, которым словно светится ее облик. Чудесное, величественное становится равнозначным для Рембрандта одухотворенному переживанию.

Информация о работе Творчество Рембрандта