Гуманизм творчества великого голландского художника ХVIII века Рембрандта Ван Рейна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Творчество Рембрандта относится к тому времени, когда Голландия, родина художника, успешно завершив первую в истории буржуазную революцию, выдвинулась на одно из ведущих мест в экономическом и культурном отношениях. В то время как в подавляющем большинстве европейских стран феодальная аристократия еще сохраняла ведущие позиции во всех областях общественной жизни, в Голландии она оказалась побежденной и отодвинутой на задний план в ходе нидерландской революции и последующего буржуазного развития. Наступает период колониальных захватов, достигают небывалых размеров торговые операции, кустарное производство средневековых ремесленников вытесняется быстро развивающимися мануфактурами, в Голландию перемещается центр европейской торговли. Маленькая страна переживает в XVII веке кратковременный, но бурный расцвет.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН с.4
Ранние годы жизни Рембрандта с.4
Второй амстердамский период Рембрандта с.6
Поздние вершины живописца с.7 РАЗДЕЛ 2.ГУМАНИЗМ ТВОРЧЕСТВА РЕМБРАНДТА с.10
2.1 Автопортреты. с.10
2.2. Групповые портреты с.16
2.3. Портреты стариков с.22
2.4 Графические портреты родных с.25
2.5 Портреты бедняков с.27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

история.doc

— 913.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Русско-Британский Институт Управления»

(НОУВПО РБИУ)

Факультет заочного обучения

Кафедра гуманитарных дисциплин

Специальность 070601.65 Дизайн

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: 
«ГУМАНИЗМ ТВОРЧЕСТВА ВЕЛИКОГО ГОЛЛАНДСКОГО ХУДОЖНИКА ХVIII ВЕКА РЕМБРАНДТА ВАН РЕЙНА»

 

 

 

Руководитель: Зыкова Т.А.

Выполнил: Кочеткова М.Б. группа Д-409

 

 

 

Челябинск 2013

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                

РАЗДЕЛ 1. РЕМБРАНДТ  ВАН РЕЙН                                                             с.4

  1. Ранние годы жизни Рембрандта                                                                с.4    
  2. Второй амстердамский период Рембрандта                                              с.6
  3. Поздние вершины живописца                                                                    с.7   РАЗДЕЛ 2.ГУМАНИЗМ ТВОРЧЕСТВА РЕМБРАНДТА                             с.10                             

2.1 Автопортреты.                                                                                              с.10

2.2. Групповые портреты                                                                                   с.16

2.3. Портреты стариков                                                                                      с.22

2.4 Графические портреты  родных                                                                  с.25

2.5 Портреты бедняков                                                                                      с.27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    с.30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                                 с.31

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                  с.32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 В истории изобразительного искусства  прошлых веков гениальный голландский художник Рембрандт, пожалуй, более, чем кто-либо другой, сумел глубоко волнующе, правдиво раскрыть Неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека.

Творчество Рембрандта относится к тому времени, когда  Голландия, родина художника, успешно  завершив первую в истории буржуазную революцию, выдвинулась на одно из ведущих мест в экономическом и культурном отношениях. В то время как в подавляющем большинстве европейских стран феодальная аристократия еще сохраняла ведущие позиции во всех областях общественной жизни, в Голландии она оказалась побежденной и отодвинутой на задний план в ходе нидерландской революции и последующего буржуазного развития. Наступает период колониальных захватов, достигают небывалых размеров торговые операции, кустарное производство средневековых ремесленников вытесняется быстро развивающимися мануфактурами, в Голландию перемещается центр европейской торговли. Маленькая страна переживает в XVII веке кратковременный, но бурный расцвет.

Голландские живописцы  впервые увидели человека таким, каков он есть в жизни, и отразили в искусстве различные стороны его повседневного бытия. Некоторые из них подошли к решению более сложной задачи — к тому, чтобы отразить красоту и значительность духовного мира обычного человека.

Опираясь на достижения голландского реалистического искусства XVII века, наиболее полно, Многогранно и глубоко эту задачу решил величайший художник Голландии — Рембрандт ван Рейн.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. РЕМБРАНДТ ВАН  РЕЙН

    1. Ранние годы жизни Рембрандта

Рембрандт Гарменс ван  Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене — городе, расположенном близ Гааги, на Рейне.

Отец Рембрандта был  владельцем нескольких домов, садовых  участков и мельницы. Первоначально  родители будущего художника предполагали дать своему сыну гуманитарное образование. После семилетнего обучения в латинской школе, в 1620 году он был записан в Лейденский университет—один из старейших университетов в Европе, основанный еще в 1575 году.

После недолгого обучения в Лейденском университете Рембрандт  посвятил себя искусству. Он учился у нидерландского живописца Питера Ластмана в Амстердаме в 1623 году, в 1625-1631 годах работал в Лейдене. Испытав сильное влияние караваджизма, уже в ранних, небольших по формату вещах уделяет особое внимание эмоционально-психологическим возможностям светотени. Наряду с религиозной живописью важнейшим жанром для молодого Рембрандта стал портрет; старательно изучая мимику, фиксируя в ту пору даже резкие, гротескные гримасы, он делал портретные образы (в том числе автопортреты, а также изображения родных и близких ему людей) постоянным аккомпанементом своих творческих исканий, придавая им тем самым беспрецедентную по искренности человечность.

Переехав в 1632 году в  Амстердам, Рембрандт вскоре женился  на богатой патрицианке Саскии ван  Эйленбург, посвятив молодой жене ряд лучших своих образов. В картине «Урок анатомии доктора Тюлпа» (1632, Маурицхейс), принесшей ему большой успех, он новаторски решил проблему группового портрета, построив его на контрасте разнообразных реакций учеников и спокойствии центральной фигуры ученого-медика, изъясняющего строение человеческого тела.

Более свободной, легкой предстала живописная манера мастера, росли масштабы композиций. В картинах, как светских, так и религиозных, доминируют сильные драматические  эффекты. Как гимн любви воспринимается «Автопортрет с Саскией» (около 1635, Картинная галерея, Дрезден). Библейско-евангельские сцены отмечены печатью трагизма — с телами и лицами, как бы самосветящимися на темном фоне («Ослепление Самсона», 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне; «Жертвоприношение Авраама», 1635, Эрмитаж; «Снятие с креста», 1633-1634, варианты в Старой пинакотеке, Мюнхен, и Эрмитаже).

Рембрандт увлеченно  воспринимал опыт итальянского Возрождения  и барокко, но в то же время бросал вызов классическому ренессансному канону — в особенности в картинах на темы античной мифологии.

Вокруг Рембрандта сложился большой круг учеников — «школа Рембрандта». Получив заказ на торжественный  групповой портрет стрелковой гильдии, Рембрандт предложил блестящее, но нетрадиционное решение: сцена пронизана не батальным, а скорее театральным настроением, героический идеал и повседневная жизнь причудливо смешаны. Заказчики недооценили этот шедевр и подвергли его резкой критике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Второй амстердамский период Рембрандта

С 1640-х годов Рембрандт постепенно отказывался от бравурных внешних эффектов, в его работах усиливались черты созерцательности, мистического самоуглубления. В 1642 году умерла Саския, во второй половине 1640-х годов его верной подругой жизни стала Хендрикье Стоффельс, вошедшая в его дом служанкой. Ее образ с той поры неоднократно возникал в искусстве Рембрандта (как и образ Титуса, его сына от Саскии).

Библейско-евангельские композиции принимали теперь характер домашних, бытовых сцен, где божественное начало как бы просвечивает изнутри, в мерцающих золотисто-коричневых красочных гаммах. Таковы, например, «Святое семейство» (1645-46, варианты в Эрмитаже и Картинной галерее, Кассель), «Христос в Эммаусе» (1648, Лувр). Рембрандт все чаще драматически укрупнял фигуры, окутывая образы обаянием неизъяснимой тайны (как в так называемом «Польском всаднике», или «Путешествии Блудного сына»). Та же атмосфера психологического откровения царит в портретах, где фокусом интереса все чаще предстает лицо, либо лицо и руки, проступающие из мягкой светотени: портреты человека в золотом шлеме (около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем), Яна Сикса (1654, собрание Сикса, Амстердам), читающего Титуса (1656, Художественно-исторический музей, Вена). В эту пору Рембрандтом были созданы многие из лучших автопортретов, а также замечательные пейзажи (художник писал их вплоть до 1654 года), где природа и деяния человеческих рук, природа и история сливаются в единую почвенно-землистую массу, согретую теплым сиянием и живущую своим мерным, величавым ритмом.

 

 

 

 

 

 

1.3 Поздние вершины живописца

Рембрандт, подобно Тициану, принадлежал к тем мастерам, для  которых старость отнюдь не означала спада творческой активности. В 1656 году художника объявили несостоятельным должником, его имущество продали с молотка. Он перебрался в более скромное жилище в еврейском квартале Амстердама. Умерли Хендрикье и любимый сын Титус, подвело здоровье, однако Рембрандт продолжал работать напряженно и необычайно плодотворно.

Он написал групповой портрет старейшин суконного цеха («Синдики», 1661-62, Государственный музей, Амстердам), добиваясь внешней простоты и эмоциональной непринужденности образа. Фактура его картин превратилась в подлинную материю света: свободные лессировки усиливают до предела эффект сияния, которое как бы озаряет красочную массу изнутри, акцентируя психологические узлы композиции. Таков этапный для судеб исторической картины, драматически-напряженный «Заговор Юлия Цивилиса»(1661, сохранился в сильно обрезанном виде; Национальный музей, Стокгольм); эта композиция на тему борьбы батавов(германское племя в дельте Рейна) против римской оккупации предназначалась для Амстердамской ратуши, но шокировала заказчиков своим новаторством и не была принята.

Таковы же «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), «Отречение Петра» (1660, Государственный музей, Амстердам), «Портрет супружеской четы» (так называемая «Еврейская невеста», около 1662, там же), «Возвращение Блудного сына» (около 1668-69, Эрмитаж), другие сюжетные картины и портреты этого периода, в том числе созданные в последний год жизни автопортреты — образ смеющегося Рембрандта (Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн) и автопортрет из лондонской Национальной галереи.

Рембрандт оставил огромное графическое наследие — своего рода многолетний дневник, полный острых бытовых наблюдений, художественных замыслов, мистико-философских интуиций. Он много работал карандашом, чаще, однако, обращаясь к рисунку гусиным пером в сочетании с кистью. Первые его опыты в области офорта (фигуры нищих, бродяг, крестьян) относятся еще к лейденскому периоду. Со временем он стал великим реформатором искусства гравюры (офорт, часто в сочетании с сухой иглой): виртуозно применяя повторные травления, создавая серийные оттиски, разнообразные по силе тона и штриха, добиваясь удивительной образной глубины содержания, он впервые (если не считать немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера) поставил печатную графику на один уровень с шедеврами живописи и литературы. Среди самых прославленных его офортов — так называемый «Лист в сто гульденов» («Христос, исцеляющий больных», 1643-49), «Три дерева» (1643), «Три креста»(1653), так называемый «Фауст» (около 1652), «Христос в Эммаусе» (1654), «Се Человек» («Христос перед толпой»,1655). В 1660-е годы из-за ухудшившегося зрения Рембрандт почти прекратил занятия офортом, сосредоточившись в основном на рисунке тростниковым пером.

Свод библейско-евангельских картин, гравюр и рисунков художника  называют «Библией Рембрандта». Отражая богатейший спектр религиозных раздумий мастера, она имеет уникальное по своей широте значение: в ней проступают не только протестантско-кальвинистские, католические и сектантские мотивы, но и иудаистская традиция толкования Библии, религия Торы и Талмуда, т. е. представлена вероисповедная карта тогдашней Западной Европы. Антиклассицистический, остро индивидуальный пафос искусства Рембрандта нашел особенно горячий отклик у представителей романтизма, которые порой считали его главным своим предтечей. Наука 20 века развеяла романтический миф о «Рембрандте-изгое» (он вступал в острые конфликты с голландским истэблишментом, но никогда не был каким-то отверженным, а тем паче нищим), провела большую работу по разделению произведений художника и его учеников (среди них были такие крупные мастера, как нидерландские живописцы Герард Доу, Карел Фабрициус и Ант де Гелдер Гелдер). В Амстердаме существует музей Рембрандта (в доме, где он жил в поздний период жизни).

В октябре 1669 года Рембрандт  ван Рейн скончался. Эта смерть осталась почти незамеченной его современниками. Только скромная запись в церковной книге амстердамского собора Вестернкерк сообщает нам дату похорон художника 8 октября 1669 года. Признание гениального мастера пришло лишь несколько десятилетий спустя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ГУМАНИЗМ ТВОРЧЕСТВА РЕМБРАНДТА

2.1 Автопортреты

Ранний период (1627-1640)

Рембрандт за долгую по тем  временам творческую жизнь написал  автопортретов больше, чем любой  другой художник мировой известности. Их насчитывают более 100, включая графические работы. Портреты охватывают сорокалетний период - с 1628 по 1669 год, т. е. с 22-летнего возраста и до смерти. Автопортреты гениального художника отражают не только возрастные и болезненные черты, но и динамику его мироощущения.

Первый дошедший до нас  автопортрет относится к 1628 году, на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент созерцания собственного творения. Холст, над которым  ведётся работа, вынесен на первый план картины; в сравнении с ним  сам автор кажется карликом.

В первые амстердамские  годы автопортрет занимает видное место  в творчестве Рембрандта; изображая  себя в фантастических одеяниях и  замысловатых позах, он намечает новые  пути развития своего искусства, годы постоянного художественного маскарада. Этот период был самым счастливым в жизни Рембрандта.

К 1634 году Рембрандт уже  написал несколько автопортретов, а предстояло создать много больше. Ни один художник не изучал себя столь  пытливо на протяжении всей своей  жизни, размышляя о старости, накопленном опыте, успехах и неудачах.

Информация о работе Гуманизм творчества великого голландского художника ХVIII века Рембрандта Ван Рейна